К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Столетняя старлетка»: как Айрис Апфель стала иконой стиля

Фото Stephen Yang / Reuters
Фото Stephen Yang / Reuters
1 марта умерла Айрис Апфель — дизайнер и модная икона. Ей было 102 года. Вспоминаем, какой была эта женщина, которая вдохновляла своим вкусом и жизнелюбием
DR

Айрис Баррел родилась в 1921 году в Нью-Йорке. Ее отец владел бизнесом по производству зеркал, а мать, эмигрантка из России — магазином одежды. Именно мать привила ей любовь к блошиным рынкам и научила сочетать, казалось, несочетаемые цвета, принты и фактуры. Даже во время Великой Депрессии мать умела создать модный образ или интерьер, уложившись в минимальный бюджет. В годы Второй мировой войны этот навык пригодился и самой Айрис.

Айрис изучала историю искусства в Нью-Йоркском университете, какое-то время преподавала, затем работала в журнале Women’s Wear Daily. В послевоенные годы она зарабатывала, торгуя текстилем и антиквариатом. После нескольких лет «военной экономики» тканей и предметов мебели не хватало, но Айрис умела находить настоящие жемчужины на барахолках и блошиных рынках. Кроме того, она организовала производство тканей «под старину» для реставраторов.

DR

В 1948 году Айрис вышла замуж за специалиста по рекламе Карла Апфеля. Они начали работать вместе как команда декораторов: она отвечала за стиль, он — за бизнес. В 1952 году Апфели основали компанию Old World Weavers, которая продавала и реставрировала текстиль. Название — «Ткачи Старого Света» — было говорящим: Айрис действительно искала поставщиков по всему миру, постоянно путешествуя.

DR

Среди тех, для кого Айрис Апфель создавала интерьеры, были Эсте Лаудер и Грета Гарбо. Компания Old World Weavers реставрировала мягкую мебель, портьеры и другой текстиль в Белом доме: их первым «клиентом» был Гарри Трумэн, последним — Билл Клинтон.

DR

В 1992 году супруги продали компанию, но Айрис продолжала работать как независимый консультант и дизайнер интерьеров.

В 2015-м Карл Апфель умер в возрасте 100 лет. Они прожили вместе 67 лет, детей у них не было.

AP·TASS

В 2005 году в Институте костюма музея Метрополитен отменилась давно запланированная выставка. Кураторы срочно искали замену. В модных кругах Нью-Йорка была известна Айрис Апфель — не только как дизайнер интерьеров, но и как коллекционер тканей и одежды. К ней обратились с просьбой предоставить часть коллекции для показа. «Всегда думала, что чтобы выставиться в Метрополитен, нужно быть мертвым», — отреагировала 84-летняя Айрис.

Для выставки «Rara avis: избранное из коллекции Айрис Апфель» она предоставила 82 ансамбля и 300 аксессуаров. Это была первая выставка в Институте костюма, посвященная не тому, кто создает моду, а тому, кто ее ценит.

Ruvén Afanador for Zenni

Бюджета на рекламу выставки почти не было, но она стала настоящим блокбастером благодаря сарафанному радио. Вместе с выставкой Айрис объехала всю Америку. Причем экспозиция постоянно менялась: Апфель забирала вещи, которые хотела надеть, и вместо них давала другие.

Все были в восторге от стиля Апфель — ее почти мультяшных очков, огромных браслетов, коралловой помады и невообразимых ансамблей, в которых высокая мода сочеталась с «сокровищами», найденными на блошиных рынках. «Не пытайтесь повторить это дома», — говорил куратор выставки Гароль Кода. «Цветом можно мертвого поднять», — объясняла свою любовь к ярким краскам Апфель.

Kena Betancur·Reuters

Айрис Апфель превратилась в настоящую рок-звезду от моды. Она сидела в первых рядах на модных показах. Появилась на обложке Dazed and Confused. Техасский университет пригласил ее читать курс по истории текстиля.

В 80 с лишним лет Апфель завела аккаунт в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), где на сегодняшний день у нее 3 млн подписчиков. Более 200 000 подписчиков у ее аккаунта в TikTok.

В 2019 году, в возрасте 97 лет, Апфель подписала контракт с модельным агентством IMG.

AD

Айрис Апфель оформляла витрины в универмаге Bergdorf Goodman на Пятой авеню, сотрудничала с такими брендами как  Citroen, Tag Heuer, M.A.C., H&M. Она выпустила коллекцию очков совместно с маркой Zenni, линию косметики вместе с Ciaté London и собственную линию аксессуаров, в которую вошли пестрые шарфы, крупные браслеты и бусы.

DR

В 2007 году вышел альбом «Редкая птица моды: дерзкая Айрис Апфель» (Rare Bird of Fashion: The Irreverent Iris Apfel) фотографа Эрика Бомана. В 2014-м — документальный фильм «Айрис» Альберта Мэйлса. А в 2018-м Апфель уже сама опубликовала автобиографическую книгу «Икона по воле случая» (Iris Apfel: Accidental Icon) — сборник размышлений и историй из жизни.

DR

«Я некрасивая и никогда не буду красивой, но это не имеет значения, — говорила Айрис Апфель. — У меня есть кое-что получше. У меня есть стиль». Себя она называла престарелой старлеткой. Возраст ее не пугал. «Я не вижу ничего плохого в морщинах. Это своего рода знак мужества», — заявляла она.

О том, как не потерять себя и сохранить любовь к жизни, Айрис Апфель говорила: «Если вы не учитесь постоянно, вы не растете и увядаете. Слишком много людей увядают на корню. Конечно, с возрастом становится немного сложнее, но новый опыт и новые задачи сохраняют свежесть». И добавляла: «Если вам не интересно, вы не интересны».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+