К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

От «Дискобола» до хоккейных карточек: как спорт вдохновляет художников и скульпторов

«Дискобол» древнегреческого скульптора Мирона (Фото DR)
«Дискобол» древнегреческого скульптора Мирона (Фото DR)
Континентальная хоккейная лига (КХЛ) в завершившемся сезоне отметилась неожиданным проектом: выпустила коллекцию лимитированных карточек, посвященных героям овертаймов. Forbes Sport сравнивает русскую и американскую традицию отображения спорта в искусстве и оценивает коммерческий потенциал коллекции

Новый проект — совместное детище КХЛ и Fonbet —  представляет собой серию лимитированных карточек, посвященных героям овертаймов. На каждой карточке есть QR-код, который выведет на сайт, где можно ознакомиться со всей серией и узнать интересные факты о знаковых матчах и их звездах. К концу сезона, в котором обладателем Кубка Гагарина стал магнитогорский «Металлург», серия включала уже 24 карточки, разделенные на два блока. В первый вошли 8 карточек, посвященных самым ярким моментам овертаймов последнего сезона —  по одному на каждый месяц. А вторая коллекция — «Легенды овертаймов КХЛ» — состоит уже из 16 карточек, на которых изображены герои самых важных овертаймов за всю историю лиги. Имена 15 из них определила экспертная комиссия КХЛ, а еще одного выбрали зрители, а герой номер 16 был выбран зрительским голосованием. Его имя совсем скоро будет анонсировано организаторами проекта, а изображение пополнит коллекцию «Легенд».

Max13
Герой ноября — Владимир Ткачев.
Денис Шеклер
Герой февраля — Владислав Каменев
Егор Голополосов
Герой октября — Владимир Ткачев
Дима Nastrese
Герой декабря — Максим Шалунов
Сергей Авилов (ACRA)
Легенда сезона 2020/21— Павел Дедунов
Захар Евсеев (Zak Mini Monster)
Легенда сезона 2008/09 — Олег Петров
Богдан Кувашкин
Легенда сезона 2015/16 — Ярослав Косов
Максим Игнатьев (IGNAT’EV INK)
Легенда сезона 2022/23 — Александр Шевченко

Авторами иллюстраций выступили российские художники и дизайнеры, имеющие опыт работы с популярными брендами. Например, произведения цифрового художника Дениса Шеклера можно увидеть на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Дима Nastrese черпал вдохновение из сникерхед-культуры, уличной моды и музыки. Художник и арт-директор проекта Богдан Кувашкин творил в эстетике японской анимации и поп-культуры. В создании коллекции также приняли участие Захар Евсеев (Zak Mini Monster), Егор Голополосов, Max13, Сергей Авилов (ACRA)  и Максим Игнатьев (IGNAT’EV INK).

Для российского рынка это не самый привычный формат коллабораций художников и спортивных организаций. Forbes Sport вспоминает, на какую традицию опирается этот проект, созданный на стыке спорта и изобразительного искусства, а также оценивает его коммерческие перспективы. 

 

Дискоболы и физкультурницы как инструменты пропаганды: тема спорта в советском искусстве 

Тема спорта присутствовала в мировом искусстве всегда, отдельных примеров можно привести много: от сцен пятиборья и изображений бегунов на античных амфорах или «Дискобола» Мирона до игры в крокет на полотнах Клода Моне или зарисовок со скачек Рауля Дюфи. Но только в ХХ веке художники стали развивать эту тему последовательно, подводя под нее идеологическую базу. При этом в СССР, США и Европе это происходило совершенно по-разному. 

Образы спортсменов для постановки оперы «Победа над солнцем», Эль Лисицкий (Фото DR)

В 1920-е годы молодая советская власть продвигала спорт как необходимый фактор повышения производительности труда, на предприятиях возникали спортивные команды и спортотряды. Для художников, творивших в то время, спортивная тема была идеальным полем для продолжения авангардных и конструктивистских творческих поисков. Работая над образами спортсменов для постановки оперы «Победа над солнцем», Эль Лисицкий трактовал их как чуть похожие на людей «фигурины». Густав Клуцис создал серию открыток к Всесоюзной спартакиаде в революционной технике фотомонтажа. 

 

Конец формальным поискам был положен в 1930-е годы, когда на смену риторике о подготовке к великим свершениям будущего пришло воспевание подвигов сегодняшнего дня. Художникам оставалось лишь подстраиваться. Александр Родченко, к примеру, от новаторских но замысловатых экспериментов с фотомонтажом перешел к геометрически выверенным композициям с изображением спортивных парадов или массовых занятий гимнастикой на Красной площади.

Образы спортсменов в искусстве становились все более монументальными по мере приближения второй мировой войны. Зато уже после нее спорт стал уделом скорее частного человека, а художники начали все чаще обращаться к жанру бытовых зарисовок. 

Среди советских живописцев, занимавшихся темой спорта, бесспорным лидером был Александр Дейнека. Сам он с раннего детства занимался гимнастикой, бегом, плаванием и, более профессионально — боксом. По легенде, когда у знаменитого тренера Александра Гетье спросили о его бывшем ученике, тот сначала якобы с трудом вспомнил молодого Дейнеку: «Это тот, что в художники подался?». Зато вслед за этим сразу посетовал, что тот изменил призванию: «Хорошим мог получиться боксером». 

 
Александр Дейнека «Боксеры», 1927 (Фото Vladey)

Став художником, Дейнека использовал свой опыт и знания о возможностях человеческой пластики для создания динамичных образов, которые наполнены движением, запечатлены в неожиданных ракурсах и композициях. При этом он постоянно оттачивал мастерство, посещая занятия и тренировки и делая мгновенные зарисовки. Спортсмены у него — это совершенный строитель коммунизма, отсылающий к античному идеалу. «Спорт вмещает в себя оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического», — писал Дейнека. В июле прошлого года на московском аукционе Vladey выполненный гуашью рисунок художника под названием «Боксеры» был продан за $150 000. Тем же летом на торгах ARTinvestment.RU его бронзовый «Бегун» ушел за 14 млн рублей. 

Александр Самохвалов «Девушка в футболке». 1932

Если героями работ Дейнеки чаще всего были мужчины, то настоящим певцом женских спортивных образов стал Александр Самохвалов, чью «Девушку в футболке», получившую золотую медаль на Международной выставке в Париже в 1937 году, называли «советской Джокондой». Все его героини, будь то спортсменки или передовицы труда, это собирательные образы похожих на античных богинь современных женщин, способных на спортивные и социалистические подвиги. Мировой аукционный рекорд на произведения Самохвалова держится на отметке в £361 250 с 2012 года. Тогда за эту сумму на русских торгах Sotheby’s в Лондоне была продана картина «Полевые работники А. Федорова и А. Егорова».  

В советской скульптуре самым известным автором, работавшим со спортивной темой, был Матвей Манизер, автор скульптур на московской станции метро «Площадь Революции». Его бронзовых штангистов, дискоболов и физкультурниц сегодня находятся в собраниях главных российских музеев. В 2022 году на торгах «Совком» скульптура Манизера «Игра в городки» ушла за 600 000 рублей.  

В керамике тема спорта появилась в 1920-е годы одновременно с возникновением агитфарфора. В числе первых художников создавать фигурки спортсменов на Ломоносовском фарфоровом заводе начала Наталья Данько. Вышедшие из-под ее руки статуэтки «Футболист» и «Баскетболистка» тиражировали тысячами экземпляров. Главным шедевром художницы стал фарфоровый шахматный набор «Красные против белых», в котором переосмыслялось наследие Гражданской. войны. Например, белый король изображен в образе смерти, а красная королева — собирательный образ советского крестьянства. В 2020 году на торгах Bonhams полный экземпляр такого набора был продан вдвое дороже эстимейта за £47 750.

Переплюнуть Рембрандта: коммерческий успех темы спорта в американском искусстве

В американском искусстве ХХ века тема спорта разрабатывалась не столь последовательно и всеобъемлюще, но отдельные авторы, посвятившие ей свой талант, все же были.

 
Эрни Барнс, "Данк", 2000. (Фото Ernie Barnes Family Trust)

В последние несколько лет в США наблюдается взрывной рост интереса к творчеству Эрни Барнса, умершего почти в полном забвении в 2009 году. В прошлом году на его ретроспективе в лос-анджелесском Музее афроамериканского искусства (CAAM) почти полсотни картин экспонировались вместе с памятными вещами, включая футбольный шлем художника. В молодости Барнс был профессиональным спортсменом и играл за «Сан-Диего Чарджерс» и другие команды. При этом он не расставался с альбомом для рисования и постоянно делал зарисовки. Зарабатывать на жизнь искусством он стал в 1960-е, создавая портреты баскетболисток, бегунов гимнастов в узнаваемой манере. Удлиненные и ломаные фигуры в стиле Эль Греко одновременно напоминали персонажей американских комиксов. В 1984 году Барнс стал официальным художником летней Олимпиады, проходившей в Лос-Анджелесе, для которой он нарисовал серию постеров. Это был пик его художественной карьеры. После этого он продолжал заниматься искусством, дружил с известными спортсменами и знаменитостями, но его былая слава к 1990-м практически полностью сошла на нет. Ситуация изменилась только прошлым летом, когда на Christie’s его картина «Сахарная хижина» была продана  за $15,3 млн, превысив эстимейт почти в 80 раз. После этого наследием художника занялась крупная нью-йоркская галерея, а аукционные дома начали бороться друг с другом за право выставлять его работы на продажу.

Самым плодотворным американским художником, работавшим с темой спорта, был Лерой Ниман, долгое время сотрудничавший с журналом Playboy. Только в начале 1970-х, уже имея за плечами 20 лет профессиональной творческой карьеры, Ниман продал более 40 000 выполненных в яркой, экспрессивной манере картин, графических и тиражных произведений, на общую сумму в $30 млн. В прессе его называли «более коммерчески успешным автором, чем Рембрандт» и «главным спортивным художником Америки». Критики утверждали, что он променял свой талант серьезного автора на рыночный успех. Прежде всего Ниман специализировался на изображениях футболистов и бейсболистов, но были и исключения. В 1972 году он в прямом телеэфире делал зарисовки во время шахматного соревнования между Борисом Спасским и Бобби Фишером. Одновременно с этим он создавал иллюстрации для Playboy и других журналов, писал портреты знаменитостей от Фрэнка Синатры до Мухаммеда Али. Текущий аукционный рекорд на его картины держится на отметке в полмиллиона долларов с 2000 года. 

Лерой Ниман «Олимпийская трасса», 1976 (Фото LeRoy Neiman and Janet Byrne Neiman Foundation)

Среди английских художников можно выделить Лоуренса Стивена Лаури, который в одинаково узнаваемой манере писал как многофигурные жанровые композиции с изображением быта жителей маленьких заводских городков, так и спортивные сцены. Главная особенность всех его произведений — довлеющий над человеком мрачный городской, чаще индустриальный пейзаж, на фоне которого люди выглядят мелкими букашками. Аукционный рекорд на работы Лаури составляет $9,2 млн. Он был установлен на Christie’s в 2011 году по итогам продажи картины «Футбольный матч». 

Спортивные карточки как бизнес и объект коллекционирования

История создания и коллекционирования спортивных карточек в США насчитывает уже больше 100 лет. Первые прототипы современных карточек появились как картонные вкладыши в упаковках сигарет и жевательных резинок. Самостоятельным бизнесом их выпуск стал только после Второй мировой войны. При этом художественная составляющая самих карточек создателей волновала мало. Чаще на них появлялись плохо обработанные репродукции фотографий спортсменов, что не мешает им продаваться сегодня на мировых аукционах за тысячи, а иногда даже за миллионы долларов. Главными факторами тут выступают редкость и состояние карточки (специалисты характеризуют его по 10-бальной шкале). В 2000 году Topps, компания-лидер по выпуску спортивных карточек в мире, объединившись с eBay запустила платформу eTopps, которая должна была стать аналогом биржи ценных бумаг. Проект просуществовал до 2012 года. На аукционах главный рекорд принадлежит редкой карточке Микки Мэнтла 1952 года. В 2022 году она была продана на торгах Heritage за $12,6 млн. 

 

Учитывая, что даже при слабой художественной составляющей американский рынок спортивных карточек способен достигать таких впечатляющих результатов, и  при том что аукционные цены на работы русских и международных художников, работавших с темой спорта (за исключением рекордов) в принципе сопоставимы, у серии «Легенды овертаймов КХЛ» есть все шансы стать раритетом с потенциалом быть выгодно проданным в будущем.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+