Правила гениальности

Анна Трапкова Forbes Contributor
фото AP/East-News
Секреты творческих прорывов людей, компаний и даже государств.

Долгое время творчество считалось волшебством, покрытым завесой тайны. Сегодня наука о мозге объясняет, почему поэты и математики злоупотребляют амфетаминами, как сон способствует инновациям (среди которых таблица Менделеева), что такое импровизация с точки зрения устройства мозга. Книга Джона Лерера «Вообрази», вышедшая в издательстве Corpus, написана в соответствии с лучшими образцами нон-фикшн. Здесь в правильной пропорции смешаны результаты исследований нейробиологии, социологии и урбанистики, яркие истории из жизни великих творцов — от Шекспира до Стива Джобса, теоретические выводы и практические рекомендации. Но «Вообрази» еще и руководство к действию для тех, кто хочет создать креативную атмосферу, будь то компания или целый город.

Любого, кто впадал в ступор перед чистым листом бумаги, переживал муки поиска или эйфорию внезапного озарения, «Вообрази» как минимум научит толерантно относиться к собственному творческому процессу. Ведь это тяжелый труд, требующий упорства и навыков, чреватый зависимостями и даже болезнями. Кризис и разочарование неотделимы от творчества, поскольку поиск решения постоянно выталкивает нас из зоны покоя и комфорта. Знание нейробиологии поможет управлять воображением — подскажет, в какой момент стоит закрыть ноутбук и пойти на прогулку, а когда, напротив, «продавить» проблему, выпить кофе и не останавливаться, несмотря на накопившуюся усталость.

Не менее важна для стимулирования воображения экосистема — ландшафт, ценности, правила. Правильно спланированный офис, как у знаменитой анимационной студии Pixar, способствует общению специалистов всех подразделений компании, а соответственно, обмену идеями. Разделяемая командой ценность создания уникального продукта позволяет до совершенства оттачивать идеи благодаря безболезненно принимаемой критике — и это работает лучше, чем мозговые штурмы, по правилам которых критика запрещена.

Во времена, когда ценности творчества (по Лереру, «метаидеи») разделялись обществом и государством, происходили всплески гениальности — например, в Англии времен Шекспира или в Италии эпохи Возрождения. Анализируя опыт прошлого, Лерер предлагает актуальный перечень таких «метаидей».

Образование. Равный доступ к образованию, гарантирующий шансы на успех и движение вверх по социальной лестнице для каждого, приносил плоды что в шекспировской Англии, что в России петровских времен.

Миграционная политика. Свободное перемещение обладателей идей и горизонтальные связи между ними создают пространство для творчества. В США за последние годы эмигранты произвели более четверти всех патентов и с 1995 года стали соучредителями более половины фирм в Кремниевой долине.

Готовность к риску. Высокие риски — высокий выигрыш. Как правило, нахождение оптимального решения невозможно без проб и ошибок. Признание права на ошибку открывает дверь эксперименту, а соответственно, повышает шанс появления инноваций.

Управление результатами новаторства. Система патентования и авторских прав должна быть гибкой, чтобы развивалась культура заимствований и адаптации. Одни идеи подпитывают другие, становятся источником творчества.

Для России эти рецепты как приговор. Сколько бы стратегий инновационного развития ни принималось правительством, культура творчества последовательно разрушается консервативной системой образования, опирающейся на советские ценности, нетерпимостью к мигрантам, отсутствием права на ошибку в системе поддержки инноваций, за каждым решением которой пристально наблюдают следователи и прокуратура, и ужесточающимся законодательством об авторских правах и движении информации в Рунете. При такой ситуации вообразить будущее России нетрудно.

Новости партнеров