03.02.2012 00:00

Бизнес в стиле дзен

Книги о психологии бизнеса.

Автор: Лиза Биргер

Марк Ван Вюгт, Анджана Ахуджа

Избранные. Эволюционнаяпсихология лидерства М.: Карьера-пресс, 2012

Дуэт авторов приспособил дарвиновское «Происхождение видов» под бизнес-теорию, согласно которой лидерами в наше время становятся такие же высокие, сильные и сексуальные мужские особи, что и у первобытных обществ. Мы все делимся на лидеров и ведомых и охотно превращаемся в стадо, особенно в кризисные времена. Однако тем, кто изначально не принадлежит к одному из древних психотипов лидера (а вы кто — воин или учитель? — пройдите вопросник в конце книги), успех не светит. Такой вот естественный отбор.

Кейт Феррацци

Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011

Простая книга о том, что связи решают всё. У автора книги 5000 контактов в записной книжке, именно это, считает он, делает его успешным бизнесменом. Сам Феррацци при этом кажется немного петухом, замершим в приливе самолюбования, каждый второй директор корпорации — его «близкий друг». При этом он, конечно, прав: для того чтобы наши желания осуществлялись, надо прилагать усилия, а делать это легче, если знать, как и кого дергать за нитки.

Гай Кавасаки

Как очаровывать людей М.: Альпина бизнес букс, 2012

Евангелист компании Apple, благодаря которому мы поклоняемся iPhone, Гай Кавасаки написал книгу о том, что для успехов в бизнесе надо очаровывать людей: следить за одеждой, тренировать рукопожатие, доверять и доверяться и прежде всего делать что-то стоящее. Те же принципы: краткость, опрятность и очарование — работают и для веб-сайтов и твитеров. Редкая разновидность бизнес-книг, которые не перескажешь в одном предложении.

Михай Чиксентмихайи

Поток. Психология оптимального переживания М.: Альпина нон-фикшн, 2012

Ни в одной книге о психологии бизнеса не может быть ничего хорошего, если она не вскрывает нам устройство нашего собственного черепа: чего мы хотим и какими обладаем качествами для осуществления наших желаний.

Михай Чиксентмихайи создал свою теорию «потока» почти 50 лет назад уж точно не для одних только бизнесменов, и в его книге нет ни слова про акции и капиталы. При этом «Поток» — одна из главных переводных книг прошлого года, и мы рекомендуем обращаться к ней, прежде чем начинать любое дело.

Если вкратце, то это книга о счастье и о том, как его достичь. Она открывается привычной критикой общества потребления: мы сами не знаем, чего хотим, и убиваемся ради благ, не доставляющих нам удовольствия. Но «счастье — это не то, что с нами случается». Напротив, это состояние, которое можно вырастить в себе, состояние полной отдачи, полного раскрытия всех внутренних возможностей. Когда мы преодолеваем себя, достигаем новых вершин, погружаемся в работу или творчество, наступает то самое потоковое состояние, которое Чиксентмихайи называет счастьем.

Как его достигнуть? Через постоянную внутреннюю работу, самопознание, процесс это долгий и уж точно совсем не легкий. «В умах людей настолько утвердились принципы экономической рациональности, что мы стали оценивать в долларах и центах любое человеческое усилие, — пишет он. — Однако на самом деле чисто экономический подход к жизни правильно было бы считать иррациональным, поскольку истинный критерий ценности чего-либо заключается в качестве и сложности переживаемого опыта».

Это немного утопическая книга. В нашем веке («Поток» вышел на английском в 1990 году, а теория возникла и того раньше) таких уже не пишут. Счастливый человек, по Чиксентмихайи, находясь в потоковом состоянии, не ест и не спит, занятый проживанием собственной жизни. Современный менеджер не ест и не спит, потому что он просто очень занят.

Новости партнеров