Финансы и романсы
Сергей Молчанов
Раньше: Аудитор, преподаватель, консультант (налоги и бухгалтерский учет)
Сейчас: Импресарио (опера, балет, классическая инструментальная музыка)
Девять лет работы в PricewaterhouseCoopers, преподавание в пяти институтах и бизнес-школах, выпуск семи книг по налогообложению и бухучету. Финансовая карьера Сергея Молчанова завершилась в сентябре 2009 года, когда он предпочел цифрам ноты и создал агентство SMOLART — менеджмент в сфере классического искусства.
В поисках баланса
В налогах и аудите нет особой романтики. Работа консультанта очень монотонна. В те годы я часто употреблял слова «конвейер» и «сортировка». Чтобы не было обид со стороны прежних коллег, замечу, что мое нынешнее занятие — тоже конвейер и сортировка, только другого плана. Со стороны кажется, что работать с артистами очень увлекательно. На самом деле организовывать людей, которые часто не поддаются никакой организации, крайне сложно. Иногда случаются приступы мрачного настроения, хочется все бросить. Но потом удается намеченный проект — например, наш певец выигрывает конкурс или балетный «гала» проходит с аншлагом, и горизонт снова проясняется. Таким образом, постоянно сохраняется баланс.
«Потолок» и «подушка»
Решение все изменить было принято импульсивно, хотя до этого несколько лет я жил с ощущением «потолка». В тех учебных центрах, где я преподавал, я стал одним из самых дорогих специалистов, сочинил все книги, которые хотел. К тому же мне исполнилось 40 лет — этакий рубеж. Но я бы вряд ли решился, если бы не было финансовой «подушки» — определенных накоплений, которые позволили мне заняться другим делом.
Первый шаг
С чего все началось? Однажды я был на концерте артистов Большого театра. Раскрываю программку: за каждой фамилией следует звание, кроме одной. Но именно этот певец мне особенно понравился. Я даже прошел за кулисы и познакомился с ним. Похожая ситуация случилась на «Севильском цирюльнике» в Мариинке. Лучше всех, как мне показалось, пел приглашенный артист, не солист Мариинки. Появилась идея — привезти этих двух певцов на оперный конкурс Монтсеррат Кабалье, намечавшийся в Испании. Я совсем не знал механику подобных конкурсов, действовал исключительно по интуиции, и она сработала — один из моих подопечных попал в десятку финалистов. Так я обнаружил в себе важное для арт-менеджера качество — видение реальных возможностей и потенциала артистов.
Самое болезненное
У меня были проекты, когда приходилось платить гонорары полностью из личных средств. Но эти потери не очень болезненны. Я понимал, что первые два-три года агентство в целом будет убыточно. Классика, в отличие от эстрады, не дает прибыли в краткосрочной перспективе. Между первой встречей с талантом и выступлением на престижной площадке может пройти до пяти лет. Хочется избежать самого болезненного — когда выращиваешь артиста, а он, став знаменитым, уходит от тебя. Европейские коллеги и агентства-партнеры говорят мне об этом и советуют умерить свой пыл. К счастью, мне пока везло.
С песней по жизни
Я уже не могу запланировать туристическую поездку, не увязав ее как-то с агентством. Прошлой зимой ездил отдыхать в Грузию, в Сванетию, но специально взял билет так, чтобы сперва провести несколько дней в Тбилиси — поговорить с руководством театров, побывать на прослушиваниях. Дома у меня постоянно проходят репетиции и уроки вокала. Сейчас, например, занимается певица из Молдавии, в марте прилетит француженка — готовиться к конкурсу Галины Вишневской. Наверное, скоро я сам смогу преподавать вокал… Шутка. На самом деле у меня нет голоса.
Без оглядки
Мне кажется, если человек решился на какой-то важный шаг, то к прошлому возврата нет. Если становится тяжело, есть два варианта: идти дальше, пытаясь понять, как справиться с трудностями, или признать ошибку и искать что-то новое. Думаю, я не вернусь к тому, что прошел. Я больше не преподаю, хотя мне очень нравилось. Остался лишь курс видеолекций, записанный для Лондонской школы бизнеса, и еще раз в полгода я веду курсы по налогообложению в аудиторских компаниях «большой четверки». Но я уже перерос это все. Перерос.