Охота на Шекспира | Forbes.ru
$58.97
69.24
ММВБ2152.16
BRENT65.03
RTS1149.82
GOLD1242.03

Охота на Шекспира

читайте также
Тайна «Спасителя». Кто купил полотно да Винчи у миллиардера Рыболовлева за $450 млн +33 просмотров за суткиИталия объявляет чрезвычайное положение из-за взрыва на газовом хабе в Австрии +59 просмотров за суткиГруппа S7 обвинила нефтяников в завышении цен на керосин +215 просмотров за сутки «Политика шантажа». «Роснефть» снова требует арестовать активы «Системы» +190 просмотров за суткиЗакрытый клуб. Какие программы лояльности нужны магазинам, ресторанам и гостиницам +216 просмотров за суткиЧрезмерные амбиции: руководство General Electric увлеклось дорогими покупками +690 просмотров за сутки«Яндекс» назвал самые популярные запросы россиян в 2017 году +834 просмотров за суткиРабочий вопрос: 5 вечерних образов для корпоративного праздника +403 просмотров за суткиНовогодние покупки. Какие активы подорожают из-за налоговой реформы в США +2688 просмотров за сутки«Цифровое золото»: Павел Дуров заработал на биткоинах больше $30 млн +591 просмотров за суткиСделать Америку великой: Трамп хочет вернуть астронавтов NASA на Луну +530 просмотров за суткиПраво руля: в чем кроется успех японского автопрома +904 просмотров за суткиИгры Куснировича: Bosco оденет руководство МОК на Олимпиаде в Пхенчхане +1676 просмотров за суткиТехнологические тренды 2018 года: Большой Брат — это реальность +17 просмотров за сутки«Школа миллиардера» 2017-2018: Forbes ищет таланты +5290 просмотров за суткиГражданство без инвестиций. Как приобрести австрийский паспорт +5131 просмотров за суткиПодарок миллиардеру. Рыболовлев начинает стройку на острове Скорпиос +2112 просмотров за суткиВ сторону сванов: ваш новый маршрут по Грузии +1205 просмотров за суткиШкатулка с секретом: как сделать прозрачной информацию о зарплатах +5740 просмотров за суткиГенерал Александр Лебедь: «Политики относятся к простым смертным как к мусору» +1869 просмотров за суткиРазвод по-итальянски: почему Ferrari никогда не уйдет из «Формулы-1»
03.02.2012 00:00

Охота на Шекспира

Олег Любимов Forbes Contributor
Наследники Уильяма Шекспира стали бы очень богатыми людьми, если бы дожили до наших дней: каждую минуту на Земле начинается спектакль по пьесе английского писателя. А это какие авторские отчисления!

Вот уже почти четыреста лет Шекспир остается самым популярным драматургом планеты. Для меня символом его интернациональности навсегда стал спектакль «Буря» великого Питера Брука, увиденный на Авиньонском фестивале в 1991 году. Труппу режиссер собирал по всем континентам: волшебника Просперо играл настоящий шаман из африканского племени, неаполитанского вельможу — актер японского театра кабуки, пьяницу-боцмана — француз, а шута Тринкуло — англичанин. И на абсолютно пустой сцене (в Авиньоне спектакль играли в песчаном карьере под открытым небом) без единого технического приспособления чудесным образом возникала магия театра. 

Зарабатывать на Шекспире (а не только восхищаться им) начали еще в середине XVIII века: часовщик Томас Шарп на протяжении многих лет с успехом торговал шкатулками, вырезанными из тутового дерева, якобы посаженного самим Шекспиром. Как мне рассказывали на месте происшествия — в Стратфорде-на-Эйвоне, разоблачили его репортеры лондонской газеты, которые спрятались в кустах и увидели, как ночью во двор предпринимателя въезжает подвода с тутовыми бревнами. Да и сегодня автор «Гамлета» является весомой строкой в доходной части бюджета Великобритании. 

Но все-таки почему именно Шекспир? Ведь в истории мировой драматургии осталось немало имен, которые вполне могут поспорить с Великим Бардом. Тем более что половина шекспировских творений — умелая переделка трудов предшественников. Наверное, дело в абсолютной универсальности драматургических схем: Шекспир игнорировал детали, концентрируясь исключительно на персонажах и их внутреннем мире. Его не волновали бытовые подробности, он никогда не упивался национальным колоритом описываемых стран и не обращал внимания на местные законы и привычки. По большому счету место действия и эпоха в его пьесах вообще не важны. В центре внимания — человек. Шекспировский театральный язык позволяет режиссерам разных стран и континентов трактовать канонические тексты по своему усмотрению, выстраивать собственное здание, используя пьесу в качестве фундамента. 

При этом в каждую эпоху естественным образом возникают свои тенденции раскрашивания шекспировских пьес. Например, в середине прошлого века его персонажи расхаживали в шитых золотом и парчой исторических костюмах на фоне монументальных декораций с колоннами и балконами. Видеозаписей спектаклей тех времен практически не сохранилось, но полное представление о типичном подходе к Шекспиру той поры можно составить по кино. Например, «Ричард III» Лоуренса Оливье (1955), «Гамлет» Григория Козинцева (1964), «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли (1968). В 90-е годы ХХ века модно было рядить героев в джинсу и темные очки, сажать их на мотоциклы и заставлять размахивать пистолетами вместо шпаг. Классический пример подобного подхода — та же «Ромео и Джульетта», но уже в интерпретации База Лурмана. В XXI веке увлеклись пустым пространством, в котором из актеров создаются красивые геометрически выверенные мизансцены. И можно смело представить себе, как через сто лет король Лир будет делить между сестрами туманность Андромеды, а Гамлет — биться на дуэли с Лаэртом на лазерных мечах а-ля «Звездные войны». 

А ведь уже лет пятнадцать по театральному миру ходит фраза: «Самым авангардным в наши дни будет считаться режиссер, поставивший Шекспира традиционно». 

Самый чистый эксперимент, который можно провести с шекспировским спектаклем, — сыграть его так, как играли пьесы четыреста лет назад. Тогда не было ни электрического света, ни звуковых эффектов. Да и декорации на неглубокой сцене той эпохи ставить было просто негде. Место действия обозначали табличкой, к примеру «Лес» или «Трактир», а иногда перед началом эпизода его объявляли актеры. И простодушная публика, в большинстве своем не умевшая даже читать, свято верила всему происходившему на подмостках. И представьте себе, у современного зрителя есть возможность все это увидеть своими глазами. Американский чудак-режиссер Сэм Уанамейкер потратил 25 лет жизни на то, чтобы восстановить в Лондоне театр «Глобус» — тот самый, где были сыграны премьеры почти всех пьес Шекспира. Новый «Глобус» открылся в 1997 году. Внешний вид и устройство здания восстановили по старинным рисункам и чертежам.

Один французский театровед, вооруженный сложными графиками и хитроумными диаграммами, однажды доказывал мне, что по моде на Шекспира можно точно выявить состояние общества. Мол, комедии больше ставят в годы кризиса: зритель хочет забыться хоть на несколько часов и отдохнуть от проблем. Засилье трагедий — признак относительной стабильности, когда публика жаждет сильных эмоций, которых она лишена в жизни. Сказки пользуются спросом, когда никакой надежды уже не осталось и только магия может разрубить гордиев узел неразрешимых вопросов. Сейчас в Москве идут три постановки сказки «Буря». Интересно, о чем это говорит?

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться