К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Вершины Рунета


    Forbes представляет 30 лидирующих компаний российской сети.

    Над рейтингом работали: Тимофей Дзядко, Николай Кононов, Анна Соколова, Анастасия Жохова, Ирина Малкова, Павел Миледин 
Редакторы Андрей Бабицкий, Кирилл Горский

    1 Яндекс

    Год основания 2000

     

    Сотрудники 3500

    Выручка $690 млн

     

    В мае прошлого года крупнейший поисковик Рунета, созданный Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем, успешно провел IPO на Nasdaq. Компанию оценили в $11,4 млрд, акционеры получили $919,35 млн, сама компания — $385 млн, а ее основатели стали миллионерами. Осенью «Яндекс» начал экспансию за пределами СНГ, открыв офис в Турции. Но с конца прошлого года компанию преследуют неудачи, хотя пока

    и мелкие: сначала Google стал отыгрывать долю на рынке поиска, а в ноябре 2011 года, по данным TNS, Mail.ru обошел «Яндекс» по месячной аудитории: аудитория Mail.ru составила 29,427 млн человек, а у «Яндекса» — лишь 29,393 млн. Разрыв минимальный, но уже в декабре он удвоился и достиг 60 000 пользователей (29,969 млн против 29,909 млн).

    2 Mail.ru Group

     

    Год основания 2005

    Сотрудники 1850

    Выручка $515 млн

    В 2011 году Mail.ru рассорился с основателями соцсети «ВКонтакте», в которой является портфельным инвестором. Поводом послужило заявление Дмитрия Гришина о том, что он хочет поглотить сеть. Это не помешало запланированному выкупу акций «ВКонтакте» и доведению пакета Mail.ru до 39,99%. Среди других новостей от Mail.ru — запуск «убийцы Twitter», сервиса микроблогов Futubra, который позволяет публиковать фотографии и видео. Акционеры с нетерпением ждут IPO Facebook (холдинг владеет в нем миноритарным пакетом), так как это событие гарантированно увеличит стоимость акций Mail.ru на Лондонской бирже. (См. статью о Mail.ru Group на стр. 94.)

    3 Утконос

     

    Год основания 2000

    Сотрудники 3500

    Выручка $300 млн

    Изначально компания, основным акционером которой является Алексей Мордашов, развивала как интернет-торговлю, так и небольшие магазины у дома. Но постепенно стало понятно, что основную выручку приносят заказы на сайте. С 2010 года «Утконос» сократил число розничных точек с 160 до 60. В некоторых в декабре открылись франчайзинговые магазины «Перекресток». Одновременно компания начала принимать к оплате банковские карты, закрыла пункты выдачи товаров, где средняя сумма покупки была невысока, и стала торговать товарами среднего и высокого ценового сегмента. Выручка за год почти не выросла.

     

    4 AnywayAnyday

    Год основания 2008

    Сотрудники 100

    Выручка $189 млн

     

    Авиабилеты — главный (с большим отрывом) товар, за который жители России готовы платить в интернете. Сейчас большую часть заказов обрабатывают сайты авиакомпаний, а почти весь остальной пирог делят два основных игрока — AnywayAnyday и Ozon.travel. Среди совладельцев AnywayAnyday — зерновой трейдер Кирилл Подольский и фонд Tiger, купивший в 2010 году 40% компании за $10 млн. Помимо билетов, AnywayAnyday занимается бронированием отелей, но пока не может конкурировать даже в России с международным гигантом Booking.com. В 2012 году компания надеется довести оборот до $400 млн и только тогда сможет соревноваться с другими по валовой прибыли: у продавцов авиабилетов маржа очень низкая.

    5 Озон

    Год основания 1998

    Сотрудники 1500

     

    Выручка $184 млн

    За последний год старейший интернет-магазин Рунета сменил руководителя — новым гендиректором стала 33-летняя француженка, выпускница Сорбонны и парижского Института политологии Маэль Гавэ — и привлек самые масштабные инвестиции за свою историю. В сентябре пул инвесторов, включающий Ru-Net Holdings Леонида Богуславского, Index Ventures и легендарную японскую компанию Rakuten, вложили в «Озон» $100 млн: в четыре раза больше, чем за 13 лет существования магазина. Деньги обещают потратить на агрессивный рост и, возможно, приобретения. На момент подготовки этого номера Forbes «Озон» вел переговоры о покупке интернет-магазина обуви Sapato.ru (оборот в 2011 году — $26 млн). Заметную часть выручки «Озону» приносит подразделение, продающее билеты, — Ozon.travel.

    6 Холодильник.ру

    Год основания 2003

     

    Сотрудники 700

    Выручка $166 млн

    Холодильник.ру — столичная компания. Москвы и Петербурга вполне достаточно (на них приходится больше 95% оборота), чтобы сайт был главным продавцом крупной бытовой техники в русском интернете. Главные конкуренты — крупные розничные сети, которые постепенно приходят и в сеть. Но пока компания растет быстрее рынка: +50% за 2011 год. Еще одна отличительная особенность «Холодильника» — почти семейная структура собственности: главе компании Валерию Ковалеву и его жене принадлежит 72%, еще 28% — третьему партнеру. Офлайновый бизнес, который появился раньше сайта, приносит существенно меньше, чем интернет, и растет медленнее.

    7 KupiVIP

     

    Год основания 2008

    Сотрудники 800

    Выручка $160 млн

    Магазин распродаж брендовой одежды создан сотрудником BCG Оскаром Хартманном в 2008 году, скопировавшим идею самой успешной европейской интернет-компании — французской Vente Privee. Каждый день сайт выставляет на продажу ограниченное количество позиций сравнительно дешевой одежды из старых коллекций престижных брендов. KupiVIP — один из чемпионов Рунета и по скорости роста (оборот $100 млн был достигнут на третий год существования), и по скорости привлечения инвестиций — уже больше $85 млн. Среди инвесторов — один из первооткрывателей Facebook фонд Accel Partners. Оскар Хартманн является совладельцем еще одной компании из рейтинга — Sapato.

     

    8 ВКонтакте

    Год основания 2006

    Сотрудники 200

    Выручка $152 млн

     

    Российская соцсеть №1 сменила логотип и получила новый «международный» адрес — vk.com. В декабре ее основатель Павел Дуров впервые публично выступил перед западной публикой на интернет-конференции DLD в Мюнхене, где объявил, что жертвует $1 млн веб-энциклопедии Wikipedia. Эти события выглядели как рекламная кампания «ВКонтакте» перед захватом новых территорий, но более существенных признаков выхода соцсети на международные рынки пока не видно. На внутреннем рынке злейшие конкуренты Дурова — «Одноклассники» — до минимума сократили отрыв от «ВКонтакте» по суточной аудитории.

    9 РБК

    Год основания 1993

    Сотрудники 2500

     

    Выручка $150 млн

    Компании принадлежит более 25 интернет-ресурсов. Основные — деловой портал Rbc.ru (20,2 млн посетителей в месяц), новостной агрегатор Readme.ru (11,7 млн), ежедневная газета Utro.ru (9,2 млн) и сайт знакомств Loveplanet.ru (4,9 млн человек). РБК также принадлежит интернет-мессенджер Qip.ru и ряд активов за пределами интернета — канал РБК-ТВ, журналы РБК, «Идеи вашего дома» (1,9 млн человек) и др. Летом 2010 года контроль над РБК получила группа «Онэксим» Михаила Прохорова, заплатившая $80 млн и договорившаяся с кредиторами о реструктуризации задолженности на $220 млн. В 2011 году сама РБК приобрела хостинг-провайдера и регистратора доменов Hosting Community, доля которого на рынке оценивается более чем в 20%.

    10 Biglion

    Год основания 2010

     

    Сотрудники 1200

    Оборот $140 млн

    Весной 2010 года после оглушительного взлета американского скидочного проекта Groupon в России появилось сразу несколько купонных сервисов. Один из них — Darberry — через несколько месяцев после запуска был куплен своим американским прототипом, а другой — Biglion — стал к концу 2011 года лидером российского рынка. В 2012 году Biglion, среди инвесторов которого Ru-Net Holdings Леонида Богуславского и легендарный инвестор «Яндекса» и Mail.ru фонд Tiger, будет помимо услуг массово продавать товары со скидкой и для этого даже построил собственный склад. Рентабельность от этого может упасть (производители товаров не готовы отдавать сервису половину стоимости проданных купонов), но оборот точно вырастет.

    11 Wildberries

     

    Год основания 2004

    Сотрудники 2000

    Выручка $129 млн

    Татьяна Бакальчук запустила интернет-магазин одежды в 2004 году. Основная аудитория — работницы офисов, которым некогда ходить по магазинам и не хочется долго ждать заказов из-за рубежа. На сайте представлено более 60 000 товаров, ежедневно посетители оформляют около 11 000 заказов. В прошлом году компания открыла пункты примерки и самовывоза в 90 городах России. Жители Москвы, Петербурга и нескольких других городов получили возможность забирать заказы через «постаматы» — терминалы выдачи заказов в торговых центрах.

     

    12 Объединенная компания «Афиши» 
и «Рамблера»

    Год основания 1996

    Сотрудники 800

    Выручка более $110 млн

     

    Первая в России интернет-компания, которая провела публичное размещение на международной площадке (в 2005 году в Лондоне), и первая, решившаяся на делистинг — в конце 2009 года. «Рамблер» принадлежит холдингу «ПрофМедиа» Владимира Потанина, который объединил компанию с ИД «Афиша», купленным в 2006 году. С лета 2010 года объединенную компанию возглавляют выходцы из «Афиши». Молодые менеджеры провели редизайн портала, отказались от собственного поиска в пользу «Яндекса», запустили и полностью переделали несколько сервисов, включая карты и поиск авиабилетов, и купили игровой ресурс «Канобу». На старейшую компанию Рунета теперь смотрят как на стартап.

    13 Wikimart

    Год основания 2008

    Сотрудники 400

     

    Выручка $90 млн

    Основанный Максимом Фалдиным и Камилем Курумкаевым на деньги от проданных квартир Wikimart задумывался не как интернет-магазин, а как общая витрина для всех магазинов в сети. По такой же схеме работает, например, японский Rakuten (инвестор конкурентов в «Озоне» с капитализацией $15 млрд). На четвертый год работы выручка проекта достигла $90 млн, а объем инвестиций — по меньшей мере $12 млн от американского фонда Tiger. В конце года Wikimart создал собственный магазин, став таким образом частичным конкурентом предприятий, которым предоставляет витрину.

    14 Ютинет.ру

    Год основания 2004

     

    Сотрудники 500

    Выручка $85 млн

    Студент четвертого курса Московского экономико-статистического института Михаил Уколов вместе с партнерами открыл интернет-магазин ноутбуков в 2004 году. Через четыре года он завоевал 10% рынка продажи ноутбуков в российской сети. Кризис затормозил развитие компании и заставил искать инвесторов. В 2010 году контрольный пакет «Ютинета» купил фонд IQ One Ульви Касимова, а через год компания разместила 9,1% акций на ММВБ. Тогда ее оценили в 4,29 млрд рублей, с лета 2011-го цена акции упала с 170 до 150 рублей. В прошлом году «Ютинет» начал размещать на своем сайте предложения других интернет-магазинов за процент от продаж.

    15 Vigoda.ru

     

    Год основания 2010

    Сотрудники 250

    Оборот $54 млн

    Vigoda.ru — купонный сервис, работающий в России и на Украине по модели Groupon. Основатели компании Павел Романовский, Давид Шостак, Шахар Смирин и Рои Мор менее чем за год сумели привлечь в качестве партнера Access Industries Леонарда Блаватника. Он приобрел 30% компании в марте 2011-го за $5–7 млн (по данным газеты «Коммерсантъ») и получил опцион на увеличение своего пакета, которым может воспользоваться до лета 2012 года. Однако даже в случае исполнения этого опциона контроль останется у основателей. Вскоре после сделки с Блаватником Vigoda.ru приобрела аналогичный сервис на Украине — «Город24». А в конце 2011 года был запущен сайт премиальных товаров и услуг VigodaVip.

     

    16 Boutique.ru

    Год основания 2006

    Сотрудники 200

    Выручка $42 млн

     

    Магазин входит в петербургскую Machiavelli Luxury Group. В 1997 году ее основал предприниматель Денис Белов, вернувшийся из Нидерландов со степенью MBA. Сейчас она считается одной из крупнейших сетей магазинов класса люкс на Северо-Западе. Помимо магазинов дизайнерской одежды у Machiavelli есть фотостудия и сеть ателье, где можно заказать костюмы у итальянских портных. Ежемесячно сайт Boutique.ru посещает более миллиона человек, на нем продаются вещи 700 российских и зарубежных дизайнеров.

    17 Мамба

    Год основания 2002

    Сотрудники 100

     

    Выручка $41 млн

    Сайт знакомств был основан в 2002 году Андреем Оганджанянцем (Андреевым), который сейчас развивает в Лондоне похожий, но куда более масштабный проект — Badoo.com. За десять лет жизни «Мамба» стала в российском интернете и родовым названием для всех сайтов подобного рода, и синонимом успешного бизнеса в Рунете (начав приносить прибыль едва ли не с первых дней, сервис был продан в 2005 году «Финаму» за $20 млн). Несмотря на расцвет социальных сетей, «Мамба» продолжает приносить доход акционерам. А главная «социальная» компания в стране — холдинг Mail.ru Group — держит 30% «Мамбы».

    18 Game Insight

    Год основания 2009

     

    Сотрудники 300

    Выручка $40 млн

    Крупнейший российский независимый издатель социальных игр, контролируемый Алисой Чумаченко, владеет 15 студиями разработки. Его игры относятся к категории free-to-play, то есть их можно скачать бесплатно, а деньги поступают от покупок дополнительных опций пользователями. Из России Game Insight получает всего один процент выручки. Главные хиты — Airport City, Rock The Vegas, Mystery Manor — стоят в топах iOS, Android, Facebook. В 2012 году Game Insight открыл свое представительство в Сан-Франциско, чтобы быть ближе к Кремниевой долине.

    19 Купикупон

     

    Год основания 2010

    Сотрудники 450

    Выручка $40 млн

    Сервис коллективных скидок был открыт в середине 2010 года, примерно тогда же, когда и все остальные известные купонные компании в России. Общие инвестиции в проект превысили $5 млн, но эти ресурсы все равно скромнее, чем у конкурентов Vygoda.ru, Biglion.ru и российского филиала мирового лидера отрасли — Groupon. Получая почти всю выручку в стране, Kupikupon планирует активную экспансию на запад: помимо уже охваченных Украины, Белоруссии и Прибалтики, в планах на год — страны Центральной и Северной Европы.

     

    20 Webmediagroup

    Год основания 2007

    Сотрудники 170

    Выручка $40 млн

     

    Компанию основал Сергей Калугин, бывший гендиректор и совладелец крупного кабельного оператора «Национальные телекоммуникации». Первые активы Калугин купил у интернет-холдинга eHouse. Сейчас компания объединяет более десятка ресурсов, среди которых магазин бытовой техники Dostavka.ru, сайт для любителей фотографии Photosight.ru и ресурс, посвященный развлечениям, InOut.ru. Весной 2011 года 30% Webmediagroup приобрели венчурный фонд «Лидер-инновации» и Газпромбанк. Деньги от продажи пойдут на развитие видеопортала Zoomby.ru, который Webmediagroup запустила в партнерстве с ВГТРК в 2010 году.

    21 АйТи бизнес

    Год основания 2009

    Сотрудники 300

     

    Выручка $37 млн

    Основу бизнеса компании сейчас составляют универсальные интернет-магазины Bolero.ru и 003.ru. Первый был создан в 1999-м, второй — год спустя производителем бытовой техники Ariston. В 2005 году оба они оказались в холдинге eHouse предпринимателя Владислава Улендеева. В 2009 году eHouse прекратил существование, а Улендеев совместно с X5 Retail Group основал новый холдинг — «АйТи бизнес». Ритейлер приобрел контрольный пакет и получил опцион на выкуп остальных 49% долей, вскоре увеличив свою долю до 82%, после чего Улендеев обвинил партнера в рейдерском захвате бизнеса. Но весной 2011 года конфликт удалось уладить. Улендеев выкупил весь бизнес у X5. Теперь предприниматель, по его словам, готовится к продаже компании очередному инвестору.

    22 Innova Systems

    Год основания 2006

     

    Сотрудники 200

    Выручка $36 млн

    Innova издает многопользовательские игры (MMOG), а также браузерные онлайн-игры. Самые громкие проекты — «Жизнь замечательных бомжей», локализация корейской Lineage 2, детская игра «Астронавты». Имидж компании слегка подпортил скандал с бывшим техническим директором Максимом Шапошниковым, обвинившим топ-менеджеров в коррупции и нарушении деловой этики. Однако эти дрязги не помешали запустить новый продукт — «магазин цифрового контента» Ayyo, дающий платный доступ к зарубежным фильмам и сериалам (договоры с правообладателями уже подписаны).

    23 SUP Media

     

    Год основания 2006

    Сотрудники 300

    Выручка $35 млн

    Основана Александром Мамутом и создателем издательского дома «Афиша» Эндрю Полсоном. Первый проект — права на русскоязычный сегмент блогхостинга Livejournal.com; впоследствии «Суп» выкупила 100% Livejournal.com у основателя ресурса Брэда Фитцпатрика. В 2008 году за крупный пакет в «Супе» компания купила у «Коммерсантъ Холдинга» Алишера Усманова «Газету.ру». За ней последовали еще четыре проекта — спортивный портал Championat.com, доска объявлений Quto.ru, сайт про путешествия Redigo.ru. «Суп» также владеет рекламным агентством +Sol, которое продает рекламу на сайтах холдинга и сторонних ресурсах, среди которых ИД «Коммерсантъ», Gismeteo, MSN, Eurosport, Facebook, Babyblog.

     

    24 Alawar

    Год основания 1999

    Сотрудники 150

    Выручка $30 млн

     

    В 1999 году группа новосибирских программистов занялась разработкой казуальных игр (игра с простыми правилами и минимумом действий). Позже компания, возглавляемая Александром Лысковским, начала издавать чужие игры — сейчас количество ее студий-партнеров исчисляется десятками. Alawar является крупнейшим дистрибьютором казуальных игр в Рунете, а также заметным издателем продуктов этого формата на международном рынке. Наиболее известные игры The Treasures of Montezuma и Smash Frenzy выходят уже в четвертой версии. В 2012 году игры Alawar будут выходить на девяти платформах.

    25 Sapato

    Год основания 2010

    Сотрудники 100

     

    Выручка $26 млн

    Интернет-магазин обуви был создан в 2010-м, после того как Amazon потратил больше $1 млрд на американский обувной сайт Zappos — образец для подражания по всему миру. Создатели сайта — фонд Fast Lane Ventures Оскара Хартманна (KupiVIP), Паскаля Клемана и Марины Трещовой (оба — Direct Group) — поставили копирование успешных западных бизнес-моделей на поток, но пока что Sapato — единственный их бизнес с солидной выручкой. На момент подготовки этого номера Forbes переговоры о покупке Sapato вел «Озон», запустивший обувной сайт на несколько месяцев позже, но, вероятно, признавший поражение.

    26 Zeptolab

    Год основания 2008

     

    Сотрудники 30

    Выручка $24 млн

    Эти разработчики социальных игр выпускают минимум игр, зато знают, как сделать их популярными на месяцы, а то и годы. Первая игра ZeptoLab для App Store называлась Parachute Ninja — платное приложение скачали 300 000 раз. Вторая игра, Cut the Rope, вышла на рынок с помощью крупного издателя Chilingo, продвигавшего знаменитых Angry Birds. В августе 2011-го команда под руководством Михаила Лялина, Семена и Ефима Войновых выпустила «вторую серию» — Cut the Rope: Experiments, которая быстро взлетела в «топ» любимых пользователями игр. По оценкам аналитиков, Zeptolab зарабатывает $2 млн в месяц. Компания диверсифицируется: сделала комиксы на iOs по мотивам Cut the Rope, в планах — короткие мультфильмы. В портфеле — несколько новых игр.

    27 OneTwoTrip

     

    Год основания 2011

    Сотрудники 15

    Выручка $22 млн

    Петр Кутис был одним из создателей AnywayAnyday, нынешнего лидера российских продавцов авиабилетов. Уйдя из компании, он начал создавать конкурента. От похожих сайтов OneTwoTrip отличается тем, что предоставляет массу информации о каждом рейсе — вплоть до расстояния между креслами и возраста самолета. Это, надеются создатели, станет их конкурентным преимуществом. Сайт открылся для публики после закрытого тестирования в сентябре 2011 года, и к концу декабря успел продать билетов более чем на $20 млн. Помимо Кутиса у OneTwoTrip есть еще несколько совладельцев, из которых известен один — Ованес Погосян.

     

    28 InTouch Страхование

    Год основания 2008

    Сотрудники 172

    Выручка $20 млн

     

    В 2008 году компания «Интач Страхование», «дочка» английской RSA Group, начала продавать полисы страхования автомобилей исключительно в сети. Эта так называемая модель direct-страхования исключает посредников — страховых агентов. Сейчас более половины первичных обращений за полисами «Интач Страхования» приходит именно через интернет (меньшая часть — по телефону). Общие сборы компании с 2008 года выросли с $10 млн до $20 млн. Этой суммы недостаточно, чтобы войти в первую сотню крупнейших российских страховщиков, но вполне хватает для попадания в топ интернет-компаний.

    29 Irr.ru

    Год основания 2000

    Сотрудники 120

     

    Выручка $20 млн

    80% онлайн-выручки «Пронто Медиа Холдинга» приходится на сайт объявлений Irr.ru, остальное приносят Job.ru, Trucklist.ru, Automania.ru, Domania.ru. Изначально Irr.ru был запущен как зеркало газеты «Из рук в руки» (тоже контролируется холдингом), но сейчас это самостоятельный портал со своей аудиторией (6 млн на конец 2011 года, данные TNS). За 2011 год аудитория сайта выросла примерно на несколько десятков процентов. Это происходит в основном за счет органического трафика: по оценкам компании, лишь 10% роста обеспечила реклама.

    30 Avito

    Год основания 2007

     

    Сотрудники Н/Д

    Выручка $10 млн

    Одна из немногих русских интернет-компаний, которая тратилась на рекламу по телевидению, Avito была основана двумя шведами Йонасом Нордландером и Филипом Энгельбертом в Москве. В отчете за 2010 год один из инвесторов сайта, Vostok Nafta Investment, писал, что на растущем русском рынке Avito в скором будущем может быть оценена в $1 млрд. Пока до этого далеко: выручка за 2011 год составила $10 млн, а число посетителей в декабре — 10,4 млн (у сайта «Из рук в руки» — 6 млн). Зато товарооборот у сайта уже вполне значимый — 460 млрд рублей за последний год.

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+
      Наш канал в Telegram
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
      Подписаться

      Новости