Козырная карта Навального | Forbes.ru
$58.81
69.3
ММВБ2152.41
BRENT63.38
RTS1153.32
GOLD1254.99

Козырная карта Навального

читайте также
Ставки вниз. Москва опустилась в рейтинге самых дорогих офисов мира на 23 место +35 просмотров за суткиОтменить смерть. Может ли человек бросить вызов своим генам +2176 просмотров за суткиУ миллиардера Михаила Прохорова могли зависнуть деньги на Кипре +5861 просмотров за суткиПрезидент шутит. Как менялся юмор Владимира Путина +844 просмотров за суткиДеньги в космос: японский стартап привлек рекордные $90 млн для полета на Луну +1485 просмотров за суткиНаше золото. Российские специалисты стали популярнее за рубежом +3884 просмотров за суткиПонять и простить. Кто воспользуется налоговой амнистией Владимира Путина +290 просмотров за суткиРежиссер Димитрис Папаиоанну: «Обнаженное тело — повод для восхищения» +1883 просмотров за суткиНазад к сберкассе. Bank of America считает, что россиянам достаточно 40-50 банков +8648 просмотров за суткиВиртуальная ценность. Почему биткоин не стоит вашего внимания +1719 просмотров за суткиБлокчейн в Кремниевой долине: русские, анархия и новые требования к ICO +1465 просмотров за суткиМиллиардер Керимов вложился в акции Snapchat до выхода компании на IPO +561 просмотров за суткиЧиновников — в шахты: история госсобственности в добывающей промышленности +1355 просмотров за суткиЗимние метаморфозы: 5 коротких дубленок +3207 просмотров за суткиПутин пообещал простить должников и не повышать налоги до конца 2018 года +14756 просмотров за сутки$1 млрд на боксе. Флойд Мейвезер рассказал Forbes про биткоин, Владимира Путина и «русскую семью» +1443 просмотров за суткиПутин оценил поведение Саакашвили и политику Киева +1830 просмотров за суткиПутин назвал ошибкой назначение Родченкова в спортивную систему России +5095 просмотров за суткиСуд отказался возвращать Siemens газовые турбины из Крыма +447 просмотров за суткиМеханический продавец: как сохранить человечность в онлайн-торговле +1605 просмотров за суткиУйти, хлопнув дверью: недобросовестным переговорщикам придется платить
03.07.2012 00:00

Козырная карта Навального

Обладателям «антикоррупционной» дебетовой карты предложен ценный продукт — участие в добром деле.

Леонид Полищук, заведующий лабораторией прикладного анализа институтов и социального капитала 
ГУ ВШЭ

Могут ли добрые дела быть выгодным занятием для гражданина? Или же благотворительность всегда останется заранее обреченным предприятием? Ответ на эти вопросы на наших глазах дает общество. Алексей Навальный договаривается с банками о выпуске дебетовой карты, при использовании которой один процент от суммы покупок будет отчисляться в Фонд борьбы с коррупцией. Кому это выгодно? Оказывается, всем, кроме тех, против кого направлена деятельность «РосПила» и других программ фонда.

Идея связывания продукта или бренда с решением какой-либо общественной задачи успешно применяется на потребительских рынках многих стран. Обычно речь идет о символическом отчислении от выручки на привлекательные для потенциальных покупателей цели — охрану природы, борьбу с болезнями и пр. На Западе этим приемом часто пользуются Macdonald’s, Starbucks, Motorola, Apple, Procter & Gamble и другие крупные компании. Одним из пионеров такой стратегии стала компания American Express, которая в конце 1980-х годов собрала на ремонт обветшавшей статуи Свободы $1,7 млн. В России «благотворительный маркетинг» практикуют главным образом торговые сети — «Перекресток», «Седьмой континент», Billa и др.

Проект «Карты Навального», если его удастся реализовать, обеспечит Фонд борьбы с коррупцией устойчивым финансированием. Согласно недавнему опросу Левада-Центра, о Навальном знают четверть россиян, каждый пятый из которых мог бы проголосовать за него на президентских выборах. Таким образом, по меньшей мере 5% населения страны (в крупных городах эта цифра выше) разделяют цели фонда и доверяют его создателю. Налицо предпосылка успеха благотворительного маркетинга — связь массового продукта (дебитовой карты) с популярной в обществе идеей. При этом число держателей карты станет объективным индикатором «голосования» за Навального и его дело.

На первый взгляд «Карта Навального» невыгодна ее держателям, даже если отчисления делаются банком-эмитентом, ведь другие кобрендовые карты начисляют бонусные баллы, которые можно использовать для покупки авиабилетов, оплаты мобильной связи и пр.

На самом деле обладатели карты остаются в выигрыше, поскольку им на привлекательных условиях вместе с обычными банковскими услугами продается ценный продукт — участие в добром деле.

В экономических теориях благотворительности выигрыш от потребления такого продукта описывается метафорой warm glow («теплое свечение»). Мировой и российский опыт показывает, что потребители охотно покупают «теплое свечение» (в данном случае цена — отказ от бонусов), особенно если это не требует дополнительных трансакционных издержек.

Наконец, в выигрыше должен остаться и банк — иначе пожертвования на общественные цели следовало бы делать его акционерам и менеджерам из собственных средств. Основа этого выигрыша — выделение продукта среди десятков и сотен конкурентов и расширение таким образом числа вкладчиков — держателей дебитовых карт. Отремонтировав статую Свободы, American Express добилась 30%-ного роста трансакций по своим картам и 45%-ного роста заявлений на выдачу новых карт.

Кроме того, банк получит — на некоторое время — монопольную прибыль на рынке продаж «теплого свечения» тем, кто хочет личным вкладом поддержать борьбу с коррупцией в России. Разумеется, банк сильно рискует с политической точки зрения: неслучайно «гранды» банковского ритейла в России поспешили откреститься от этой затеи. Многое будет зависеть от того, насколько массовый отклик найдет инициатива Навального и банка. Если держателями карточек станут сотни тысяч россиян, то это обеспечит проекту не только коммерческий успех, но и политическую защиту — его противникам придется иметь дело с «обманутыми» вкладчиками…  

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться