03.07.2012 00:00

Выезд из тупика

Мария Абакумова Forbes Contributor
Как найти места для парковок в городах.

Пятьдесят рублей в час — такую плату за парковку в пределах Бульварного кольца собираются ввести с будущего года столичные власти. Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов недавно назвал эту сумму «запредельной». Но пока столичные автолюбители так настроены, о коммерческой эффективности паркингов можно забыть и инвесторы будут строить их только из-под палки. Между тем ситуация кризисная. В Москве больше 4 млн автомобилей и только 1,6 млн машино-мест. Зачастую оборудование машино-места — это просто нанесение аккуратной разметки на тех площадках внутри дворов, где жители и раньше оставляли машины. За прошлый год в капитальных многоярусных паркингах (включая расположенные в торговых центрах) создали лишь 73 000 новых мест (а всего за год оборудовали 600 000 мест). Хуже всего дело обстоит в центре города. Если в каждом из «нецентральных» административных округов Москвы насчитывается по 20–30 стоянок «Народного гаража», то в ЦАО их только шесть. Это понятно: при такой плотной застройке гораздо сложнее найти свободную площадку. Пространства под мостами и эстакадами не хватит на всех, строить подземные паркинги очень дорого. Однако с такой проблемой сталкивались уже многие мегаполисы и научились ее решать. Вот несколько примеров.

На воде

Гетеборг, Швеция

Группа бизнесменов из Нью-Йорка обратилась к властям с идеей пришвартовать на набережной большегрузные корабли и превратить их в гигантские стоянки для автомобилей еще в 1988 году. Однако один из первых плавучих паркингов появился в 1991 году в Гетеборге, втором по величине городе Швеции. Архитекторы из бюро Abako украсили своеобразными металлическими крыльями конструкцию, состоящую из старой баржи, построенной в 1970-е в Корее, и бетонного каркаса, надстроенного над ней. Благодаря своей тяжести и системе крепления к причалу баржа «гасит» волны реки Гета-Эльв, на которой стоит, и способна принимать 400 машин одновременно.

Плавучие паркинги есть в Нидерландах, Дании, Греции. Плюсов у них множество. Большинство городов строились у воды, поэтому найти несколько мест на набережных вблизи центра города для швартовки судна не слишком сложно. Если ситуация с трафиком изменится, баржу-паркинг легко перетащить на другое место. Может быть, дело в климате? Среднегодовая температура в Гетеборге 7 градусов, а в Москве — 5,8. К тому же лед на Москве-реке не мешает дебаркадерам с ресторанами и гостиницами.

В прошлом году власти Москвы объявили конкурс (115 млн рублей из бюджета) на строительство плавучего паркинга возле Воробьевых гор, однако вскоре конкурс был отменен. Чиновники решили, что строить такой объект на бюджетные средства неэффективно, и ищут частных инвесторов.

Над землей

Чикаго, США, Вольфсбург, Германия

фото Fotobank/Getty Images

В середине 1960-х годов в Чикаго на маленьком (всего около 1,5 га) участке на месте старого железнодорожного тупика началось строительство необычной пары небоскребов — 64-этажного комплекса Marina City. Необычного, потому что первые 19 этажей небоскребов занимает паркинг на 1800 машино-мест. Это примерно высота снесенной гостиницы «Интурист» на Тверской улице в Москве. Попробуйте представить «Интурист», доверху заполненный не туристами, а автомобилями.

Заезжать на 19-й этаж нужно по спирали, подъемного механизма не предусмотрено. «Первый автомобиль достиг 19-го этажа без происшествий, — писала 11 февраля 1964 года Chicago Daily Tribune, — хотя на первых четырех этажах уклон несколько крут». Сегодня оставить там машину на два часа стоит $23. Похожие на два кукурузных початка башни, задуманные в 1960-е годы для того, чтобы вернуть людей из пригородов в центр, до сих пор пользуются популярностью.

Немецкий Volkswagen также решил использовать высоту для экономии пространства. На месте двух высотных силосов для хранения цемента, стоявших вблизи завода в Вольфсбурге, компания построила две 20-этажные стеклянные башни высотой 48 м, вмещающие 800 автомобилей. Сюда автоматически доставляются сходящие с конвейера машины, и покупатель может рассматривать их из стеклянного лифта.

В театре

Детройт, США

Это, конечно, не пример для подражания, но история о том, как можно при помощи парковки спасти историческое сооружение, лишившееся своего изначального смысла. Роскошное здание Мичиганского театра было построено на месте гаража Генри Форда, где тот сделал свой первый автомобиль, в 1926 году. Зрительный зал на 4000 мест, пышно отделанный холл — все это заставляло владельца театра хвастаться: это не театр для Детройта, это театр для всего мира.

В 1960-е годы Мичиганский театр, как и многие другие, был закрыт из-за нерентабельности. Его хотели снести, однако инженеры нашли применение просторному зданию с открытыми пространствами. Проведя реконструкцию, они освободили первые три уровня театра и организовали там парковку на 160 мест. И теперь под сводами театра, сохранившими первоначальный облик, живут аборигены Детройта — автомобили.

Использовать исторические здания под парковки бывает сложно из-за малого шага несущих колонн. Однако есть исключение — промышленные здания, где шаг колонн шире. Здания бывших фабрик в ходе разрастания города оказываются в центре или близко от него. В Европе и особенно в Великобритании активно обсуждаются проекты редевелопмента фабрик с сохранением исторического вида промышленных зданий. Популярные идеи — открыть на месте фабрики общественную зону, игровую площадку для детей и парковку.

Новости партнеров