К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Военнообязанные

Военнообязанные
Зачем владельцы компаний участвуют в реконструкциях баталий далекого прошлого.

На опушке леса близ подмосковного села Ивановское разворачивается сражение. Красноармейцы и революционные матросы атакуют белогвардейцев, засевших в обороне. В отдалении маячит броневик, у просеки замерла тачанка с пулеметом.

Клацают винтовочные затворы, слышны крики «ура». От красных к белым, придерживая рукой шашку на боку, перебегает человек в гимнастерке с командирскими нашивками. Тимур Черепнин, соучредитель клуба «Гарнизон-А», руководит подготовкой реконструкции одного из эпизодов Гражданской войны. На самой постановке будет стрельба из пушек и рукопашная схватка, взрывы и горящие хаты. Все, разумеется, останутся живы.

Тимур Черепнин — бизнес-консультант, владелец компаний «Финпроект» (аутсорсинг персонала для IKEA) и «Продажи.ру» (управленческие и сбытовые тренинги). Он помогал создавать «Школу продавцов» в розничной сети «Связной», систему мотивации отдела продаж в фирме Savage, работал с Nestle и «Балтикой». По первому образованию инженер, по второму — психолог. В роду военных нет. Как говорит Черепнин о своем увлечении, всему виной магия мундира. Шесть лет назад в Санкт-Петербурге он увидел реконструкцию сражения времен Первой мировой войны. «Я поразился, как преображались люди, надевая форму и погружаясь в другую эпоху», — вспоминает предприниматель.

 

Желание самому надеть форму созрело после знакомства с менеджером торгового дома «Ост-Алко» Андреем Царевым — руководителем военно-исторического клуба «КурганЪ». Черепнин обзавелся двумя комплектами обмундирования — на Первую мировую и Великую Отечественную — и винтовкой, стреляющей холостыми зарядами. Вместе с «курганцами» он бился в Восточной Пруссии (на самом деле в Подмосковье) летом 1914 года и участвовал в Брусиловском прорыве в 1916-м, защищал Москву осенью-зимой 1941 года.

Головная боль всех реконструкторов — найти подходящее место для сражения. Черепнин решил вопрос по-деловому. В 2009 году он арендовал заброшенный пионерский лагерь в одном из районов Подмосковья и устроил там полигон — с окопами, укреплениями и казармами. Его партнером по проекту стал Андрей Царев. Позже у «Гарнизона-А», как был назван новый клуб, появились еще четыре игровых площадки.

 

Черепнин не раскрывает, сколько потратил («Много, довольно много»). Он рассчитывает рано или поздно окупить расходы. Царев недавно оставил менеджерскую карьеру и возглавил ООО «Гарнизон-А». Полигоны клуба сдаются в аренду для игр в пейнтбол, страйкбол, проведения необычных корпоративов. И, конечно же, для военных реконструкций, благо желающие есть.

По оценке Дмитрия Бушмакова, владельца магазина «Лейбштандарт» (военный антиквариат и снаряжение для реконструкций), военно-исторические клубы Москвы и Подмосковья объединяют не менее 3000 человек. Реконструкции, впрочем, хобби не из доступных: в зависимости от эпохи стоимость обмундирования, амуниции и макета оружия начинается с 50 000–100 000 рублей. Реконструктор к тому же должен разбираться как в деталях исторических событий, так и в униформе, вооружении, знаках отличия и различия.

Гражданская война — недавний интерес создателя «Гарнизона-А». Черепнин заполняет смысловой пробел между двумя темами, которыми увлечен. Красным командиром он стал не столько по идейным, сколько по организационным соображениям: белогвардейских клубов достаточно, за большевиков мало кто выступает, но без двух сил противостояния не разыграть. Мобилизацию за красных и за белых он провел успешно — на реконструкцию по сценарию «Гарнизона-А» согласились приехать более 150 человек.

 

«Это вторая реальность, другая жизнь, куда можно уйти от обыденности», — объясняет Тимур, открывая багажник своего внедорожника. Там лежат свернутая шинель, портупея, шашка, кобура с наганом. Черепнин находит суконный шлем с пятиконечной звездой и водружает на голову. На этот раз он уходит в лето 1919 года.

Эффект боя

«Мы всегда рады скрестить сабли с гусарами Великой армии», — заявляет Владимир Ковшутин, глава совета директоров и основной акционер Производственного объединения «Берег». Компания специализируется на противопожарном оборудовании — от напорных рукавов, огнетушителей и защитной одежды до автотехники. В двух минутах ходьбы от цеха, где собирают пожарные машины, располагаются конюшня и манеж для выездки. Без лошадей Ковшутину нельзя никак — ведь он со своими друзьями по клубу «Вохонский ратник» числится в Павлоградском гусарском полку.

Ковшутин узнал о военных реконструкторах в 2003 году, побывав на Бородинском поле на инсценировке знаменитой битвы. Заинтересовавшись историей стародавней войны, он выяснил, что окрестности Павловского Посада — там, где находится «Берег», — были крайней точкой, куда в 1812 году дошли солдаты Великой армии Наполеона. В районе села Павлово отряд фуражиров из корпуса маршала Нея атаковали крестьяне-партизаны. На помощь им пришел оказавшийся рядом отряд русских гусар и казаков.

Владелец «Берега» загорелся идеей воссоздать это событие. Он сагитировал менеджеров своего предприятия, в том числе брата Андрея, и знакомых предпринимателей. Так появился «Вохонский ратник» (согласно былому названию района — Вохонская волость). «Вот наш исполнительный директор, в кивере, — Ковшутин показывает фотографии на стенах клубного музея. — У этого гусара своя мебельная фирма. Вот директор магазина детских товаров, а рядом владелец компании по производству торговых павильонов и руководитель частного охранного предприятия». Сейчас в клубе состоит более 50 человек — есть и школьники, и студенты. В одежном цехе «Берега» для «вохонцев» шьют форму. В механическом — делают макеты пушек и ружей.

Два года назад Владимир Ковшутин прикрепил к своему мундиру эполеты поручика, а до того, как полагается, служил в рядовых и унтер-офицерских чинах. Вместе с соратниками он участвовал в инсценировках едва ли не всех знаковых сражений Наполеоновских войн, причем на местах событий. Аустерлиц и Йена, Бородино и Березина, Лейпциг и Ватерлоо — как говорит Ковшутин, Европу посмотрели и себя показали. На реконструкциях он выкладывается, будто все взаправду: азарт в глазах — когда начинается стычка, усталость и отрешенность — по окончании боя.

 

Раз в год, в сентябре клуб проводит собственную реконструкцию. Партизан набирают из местных добровольцев, сами же «вохонцы» выступают и за русских, и за противника, надевая форму егерей и артиллеристов. Наполеоновские гусары и пехотинцы приезжают из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Иркутска — Ковшутин наладил связи со многими военно-историческими клубами. Последняя постановка обошлась ему в 3 млн рублей. Продажа билетов, напитков и сувениров для зрителей окупает лишь малую толику затрат. Но Ковшутина интересует совсем другое. «Однажды в нашей реконструкции участвовало свыше сотни кавалеристов, — с гордостью рассказывает бизнесмен. — Какие были эмоции, какое зрелище!»

За адреналином

Алексей Фадеев, совладелец брендингового агентства Depot WPF, среди реконструкторов известный как Лешка-политрук, даже свадьбу справлял в военной форме — правда, по желанию супруги, проникшейся увлечением мужа. Фадеев занимается созданием торговых марок и дизайном упаковки. Среди клиентов Depot WPF — Unilever и «Юнимилк», «Объединенные кондитеры» и «Аптеки 36,6», «Билайн» и «Лаборатория Касперского». Пять дней в неделю Алексей работает творческим директором, а по выходным и праздникам перевоплощается в политрука 16-го погранотряда, стоявшего на участке границы, принявшем удар главных сил группы армий «Центр» в июне-июле 1941 года.

Замполит Фадеев начинал воевать на немецкой стороне. Когда-то из любопытства он зарегистрировался на форуме военных реконструкторов. Первыми к себе позвали «немцы» — во 2-й батальон дивизии «Геринг». Летом 2005 года Фадеев присоединился к ним на реконструкции  в районе подмосковного Алабино. «Каждая сторона выставила по двести бойцов, — рассказывает Алексей. — Взрывы, грохот, треск пулеметов… Меня пробрало до костей». Около года побыв в «шкуре фрица», он решил перейти к «своим». Но не вступить в существующий клуб, а создать новый.

Изучив справки о подразделениях, воевавших в течение всей Великой Отечественной, Фадеев вместе с друзьями-реконструкторами выбрал 16-й погранотряд, впоследствии полк. На целый полк людей, разумеется, не набралось. Клуб объединяет 35 человек — по армейским меркам это взвод. Как соучредитель клуба и на «гражданке» творческий директор, Алексей выбрал себе соответствующее звание и должность — младший политрук, заместитель командира по политической работе. Но на передовую он выходит наравне со всеми, как нередко и бывало на фронте.

 

Главная реконструкция 16-го погранотряда — пограничный бой 22 июня 1941 года. На инсценировку приезжают настоящие немцы, из германских клубов. Фадеев пересматривает запись прошлогодней постановки: предрассветный туман, полусогнутые фигуры немецких автоматчиков — вспоминается вражеская военная хроника. А вот наши: один боец сжал рукояти пулемета, другой тащит на плечах раненого товарища…

Каждый сезон «пограничники» стараются придумать еще какую-нибудь постановку — к примеру, связанную со Ржевско-Вяземской операцией или Сталинградской битвой. Алексей Фадеев — сторонник жесткого варианта реконструкций, с использованием особых копий исторического оружия. Вместо пороха — сжатый воздух или инертный газ, вместо пуль — пластиковые шарики. Каждое попадание болезненно, потому не возникает вопросов, когда и кому падать, посчитав себя раненым и убитым. Случаются травмы: простреленные щеки, выбитые зубы. К чему такие жертвы? Творческий директор Depot WPF пожимает плечами: «Иногда хочется добавить к жизни чуточку адреналина. Каждый выбирает свой способ».

Цифры

2500 лет

Сейчас военно-исторические клубы мира эксплуатируют всю 2500-летнюю историю войн начиная с античности. Россия не исключение. У нас есть как клубы римских легионеров и древнерусских дружинников, так и реконструкторы сражений вьетнамской и афганской войн

 

$300 млн

Военно-исторические реконструкции в Европе и США — прибыльный бизнес. Совокупную годовую выручку производителей одного только личного снаряжения можно оценить в $300 млн. Многие страховщики предлагают специальные программы для реконструкторов (с годовым взносом от $200)

20 000 человек

Первая из известных военно-исторических реконструкций состоялась 
в 1961 году в США — в честь 100-летия битвы при Геттисберге, переломного сражения американской Гражданской войны. С тех пор проводится ежегодно и является крупнейшей в мире по числу участников (от 10 000 до 20 000 человек)

 

1988 год

Первые военно-исторические клубы в Москве и Ленинграде появились в 1988 году. Сколько россиян увлекается сейчас военными реконструкциями, точно неизвестно. К примеру, Международная военно-историческая ассоциация объединяет свыше 2000 человек из клубов России, Белоруссии, Украины и Прибалтики

3000 участников

«День Бородина» — крупнейшая военно-историческая реконструкция в России, в последние годы включает около 1000 участников. В сентябре 2012 года на празднование 200-летия битвы должны прибыть свыше 3000 реконструкторов: пехотинцы, гренадеры, артиллеристы, уланы, гусары, кирасиры, драгуны

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+