Щелкунчик, вперед! | Forbes.ru
$58.45
69.26
ММВБ2148.56
BRENT63.44
RTS1158.62
GOLD1291.49

Щелкунчик, вперед!

читайте также
+3177 просмотров за суткиМиллиардер Илон Маск на спор установил в Австралии крупнейшую в мире батарею +500 просмотров за суткиМиллиардер Рэй Далио признался, что искусственный интеллект помогает ему принимать решения +722 просмотров за суткиСюрпризы от Трампа. Как налоговая реформа в США отразится на фондовых рынках +45 просмотров за суткиВыбран «Предприниматель года — 2017» в России +672 просмотров за суткиКак хранить энергию. Расплавленная соль, сжатый воздух и супермаховик +940 просмотров за сутки«Свет для гаражной экономики»: как вывести бизнес из тени +528 просмотров за суткиВышел декабрьский номер Forbes +557 просмотров за суткиПомехи «Северному потоку-2»: «Нафтогаз» нанял лоббистов в США для противодействия «Газпрому» +3 просмотров за сутки20 директоров-капиталистов. Новый рейтинг Forbes +149 просмотров за суткиПраво волоса: новые средства и способы обновления +1806 просмотров за суткиДержись, шофер. Реформа заставит водителей вернуться за парты +5996 просмотров за суткиИнтервью хакера: «Взломать можно кого угодно» +2817 просмотров за суткиПример для Цукерберга: китайский мессенджер опередил Facebook по рыночной стоимости +533 просмотров за сутки Бутан в педагогических целях: почему в горном королевстве дети не раздражают родителей +2506 просмотров за суткиFacebook и Instagram научат пользователей отличать «российскую пропаганду» +65 просмотров за суткиКультовая обувь культовых персон. +1252 просмотров за суткиНевредные привычки: как оставаться здоровым, не выходя из офиса +1119 просмотров за суткиСтрана Басков: путешествие в самый удивительный регион Франции +9581 просмотров за суткиРоссияне предпочитают Aliexpress и Amazon отечественным интернет-магазинам +5111 просмотров за суткиАвтомобилисты-вредители: как государство борется с незаконным тюнингом +5572 просмотров за суткиКиносети Александра Мамута не покажут очередную новинку Universal — фильм «Снеговик»
03.09.2012 00:00

Щелкунчик, вперед!

Игорь Порошин Forbes Contributor
фото REUTERS 2012
Как открыть Олимпиаду в Сочи после Лондона.

Из всех ви-дов искусств церемонии открытия Олимпийских игр долго были скучнейшим, уныло следуя традиции военных парадов. Дело сдвинулось с мертвой точки в Барселоне-92, когда каталонцы отдали почти всю постановочную часть в живые руки театральной группы La Fura dels Baus. Барселона тогда провозгласила себя мировой столицей эксцентризма. Пекин-2008 довел это устремление до предела. Китайское открытие стало лучшим фильмом для семейного просмотра — великолепным блокбастером с летающими шаолиньскими монахами стоимостью $100 млн.

Пекин поставил перед постановщиками церемонии открытия Игр в Лондоне трудную задачу. Пожалуй, только американцы могли бы ввязаться в состязание с Китаем в масштабе. В отказе от этого состязания британцы показали национальную добродетель — разумность, а также то, что они, британцы, совсем не американцы.

Англичане переосмыслили предназначение подобного мероприятия, которое казалось единственным: открытие Игр — это трехчасовой парад национального самодовольства. И вместе с этим они изменили и технологический закон этого парада: монтаж аттракционов. Именно так русский гений ХХ века Сергей Эйзенштейн определил суть кино. Формула Эйзенштейна ни разу не устарела. Но возможны и другие.

Оказывается, по случаю открытия Олимпиады возможен критический, а значит, и иронический, поскольку это англичане, взгляд на собственную историю. Оказывается, в подобном зрелище может быть элемент драмы. Драма невозможна без сил Добра и сил Зла. Англичане представили это Зло не в виде испанской Армады или гитлеровского люфтваффе. Они нашли Зло, тревогу и драму в собственной истории.

После таких новаций положение постановщиков шоу Сочи-2014 видится мне в высшей степени затруднительным. Состязаться с Китаем в размахе — это как снимать на «Мосфильме» блокбастер с мировыми претензиями. Пробовали — знаем, чем это заканчивается. Кроме того, зимние Игры — это уютная, камерная версия летних Игр. У России мало достижений в камерном жанре. А главное, почти нет практики. Но все же и достижения есть, и постановщик больших зрелищ имеется.

Сто с лишним лет назад сотрудничество штатного балетмейстера русского императорского двора Мариуса Петипа и Петра Чайковского дало выдающийся результат. Эти двое обнаружили в балете — странном, старомодном, необязательном и в конечном счете обреченном на гибель искусстве — потенциал шоу для миллионов. Их два балета — «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» — не буду говорить самые важные, но самые дорогие подарки, которые Россия сделала миру в области зрелищ.

Я ничего не могу сказать о том, во что может превратиться «Лебединое озеро» зимой-2014. «Щелкунчик» — это самый надежный, до сих пор самый конвертируемый русский капитал. Но это не значит, что его можно бездумно, бездушно эксплуатировать. Это не должен быть декоративный, до обидного плоский «Щелкунчик» хореографа Григоровича, к которому москвичи и гости столицы механически приговаривают себя в новогодние праздники.

Собственно, история заколдованного принца — это и есть главный русский миф. Он не так идилличен, этот Щелкунчик. Помимо известного уродства в нем есть место злобе, мстительности, жестокости.

Только один человек в мире может справиться с этим «Щелкунчиком». Это единственный известный в свете русский постановщик зрелищ — Дмитрий Черняков. Но если не он, то больше никто не сможет рассказать миру, а главное, нам самим, кто мы и зачем мы этому миру.

Эту штуку нужно делать для себя, как это делали англичане, и тогда получится что-то универсально важное, а не трехчасовая мука пускания пыли в глаза. А главное — все на следующий день забудут.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться