Лебединая песня

Анастасия Жохова, Forbes Contributor
Компакт-диски уходят в прошлое. Значит, подорожают mp3-файлы

С января 2007 года популярный журнал «Афиша» закрывает рубрику «СD». Рецензии на новые альбомы (неважно, на каком носителе) переносятся в общий с анонсами концертов раздел «Музыка». «Компакт-диск как монопольный носитель музыки попросту сдох, — говорит главный редактор Юрий Сапрыкин. — И это не московская прихоть: весь Новосибирск, к примеру, сидит на дешевом широкополосном интернете, ни у кого из молодежи дома нет устройств для прослушивания CD».

По данным информационного агентства InterMedia, в 2005 году в России впервые за восемь лет объем продаж лицензионных музыкальных альбомов на физических носителях сократился — и сразу на 19%. Примерно столько же, по предварительным данным, рынок потерял в 2006 году. По экспертным оценкам, в 2005 году на 20% снизились объемы продаж нелицензированных музыкальных носителей (а этот рынок вдвое больше легального).

Причина проста — все больше слушателей выбирают mp3-файлы. «Выросло поколение людей, которые вообще физические носители не покупают», — говорит директор Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ) Алексей Угринович. «В Москве революция произошла, mp3-плеер есть у каждого 15-летнего», — вторит ему аналитик InterMedia Александр Тихонов. Mp3-файл можно получить от приятеля по почте или «залить» из локальной компьютерной сети. В крайнем случае скачать из интернет-магазина. По данным InterMedia, более 4000 онлайн-магазинов в рунете продают mp3-файлы. И до последнего времени интернет-торговцы работали в райских условиях: никто не обязывал их получать разрешение правообладателя на продажу музыки, не следил за выплатой авторских вознаграждений. Потому магазины брали мизерные деньги за свой товар — в среднем 10 центов за композицию.

Конечно, звукозаписывающие компании пытаются оттянуть смерть компакт-диска. «Мы ускоряем доставку продукции ретейлерам и снижаем стоимость этой услуги», — говорит руководитель отдела продаж Sony BMG Константин Гуреев. Исполнительный продюсер российского лейбла «Мегалайнер» Антон Николаев говорит, что интерес потребителей к CD помогут поддержать бонусы: 16-страничные буклеты с фотографиями музыкантов вместо обычного листочка, дополнительные видеоматериалы к альбому и т. д. Еще один способ — снижение цен и поиск новых каналов продажи товара. Николаев указывает, что через гипермаркеты и дискаунтеры вроде «Ашана» продается уже до 70% продукции его компании. Цена диска здесь 80–100 рублей, в музыкальном магазине за этот же товар возьмут 150 рублей. Для сравнения: в 1997 году лицензионный диск стоил в среднем $12.

Основная цель всех звукозаписывающих компаний — контроль над передачей mp3-файлов. С 1 сентября 2006 года в закон «Об авторском праве и смежных правах» внесены поправки. Теперь без разрешения правообладателей никакой музыкальный контент в сети не может быть ни представлен, ни продан. Владельцы прав на фонограммы имеют право не менее чем на 50% отчислений за каждое скачивание альбома. Сейчас в Черемушкинском суде Москвы слушается прецедентное дело: Международная федерация звукозаписывающей индустрии (IFPI) требует признания владельца ресурса allofmp3.com Дениса Квасова виновным в нарушении авторских и смежных прав. Индустрия ждет решения суда. Для справки: средняя цена лицензионного mp3-файла в американских сетях — $1.