К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Кризис — это надолго: треть работающих россиян боится увольнений

Фото Валерия Шарифулина / ТАСС
Фото Валерия Шарифулина / ТАСС
Все большее респондентов отмечают снижение и задержки зарплат, следует из материалов исследования РАНХиГС

Около трети работающих россиян (31,9% в октябре) опасается потерять работу, а численность тех, кто считает, что с ними этого не произойдет, постоянно снижается. Об этом свидетельствуют материалы исследования Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. На 4%, по сравнению с предыдущим месяцем, выросла доля респондентов, сообщающих о снижении размера зарплаты. Другие негативные эффекты кризиса в сфере занятости также нашли большее распространение, чем месяц назад: выросла численность населения, сообщающего о задержках зарплат и о вынужденном уходе в неоплаченный отпуск.

Ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб объясняет, что объективных факторов ухудшения ситуации с безработицей в России не фиксируется. Результаты исследований ВЦИОМ в целом подтверждают данные Росстата об уровне безработицы около 5% от численности рабочей силы. При этом учитывается как «скрытая безработица», так и «скрытая занятость».

«Необходимо иметь ввиду: страх потерять работу среди всех прочих страхов (рост цен, обострение международной напряженности и тому подобное) занимает только восьмое место. Пропуская вперед, например, страх стать жертвой стихийного бедствия — землятресения или наводнения. Иными словами, безработица в настоящее время не является существенным фактором экономической жизни, а ее влияние на общественное сознание — ничтожно», — убежден эксперт.

 

По его словам, задержки оплаты труда осенью действительно «несколько увеличились» по сравнению с летом, однако ни в какое сравнение не идут с ситуацией начала года. «Свидетельствует ли это небольшое увеличение о переломе тренда — на данный момент сказать невозможно», — говорит Чернозуб.

В свою очередь старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Диляра Ибрагимова рассказала Forbes, что работодатели в России традиционно использовали «мягкие формы увольнения», чтобы скрыть необходимость сокращения затрат на персонал.

 

«Перевод на неполный рабочий день, принудительная отправка в неоплачиваемый отпуск — это специфика российского рынка труда. У нас нет явной безработицы, она у нас в стране скрытая. То есть вы являетесь человеком работающим, но условия труда меняются не в лучшую для вас сторону. При этом увольняться люди не спешат, чтобы не потерять хотя бы такой заработок», — отмечает Ибрагимова.

По ее мнению, не стоит опасаться массовых увольнений в ближайшие месяцы, но весьма вероятно, что продолжится ухудшение условий труда и сокращение зарплат.

Согласно исследованию РАНХиГС, в целом за два года (с октября 2014 года по октябрь 2016 года) реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 12,3%, реальная заработная плата сократилась на 8,7%, а реальный размер назначенных пенсий — на 7%. При этом в январе-октябре 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение реальных располагаемых доходов составило 5,3%, реального размера назначенных пенсий — 3,6%.

 

Авторы доклада пришли к выводу, что продолжительное падение реальных доходов населения привело к повышению уровня бедности в стране.

«По итогам третьего квартала 2016 года действительно наблюдалось некоторое замедление спада в размере доходов населения, но это связано с сезонным фактором. Бонусы по итогам года работадатели сократили, но выплаты каких-то премий все равно есть. Я думаю, что это временное явление, каких-то оснований для устойчивого улучшения ситуации и повышения доходов пока не обнаруживается», — поясняет Ибрагимова.

По мнению старшего научного сотрудника НИУ ВШЭ, в сложившейся ситуации даже имеющие стабильный заработок россияне вынуждены сокращать расходы.

«Это включает в себя как полный отказ от каких-то статей расходов, так и переход на более дешевые аналоги, чтобы уменьшить стоимость потребительской корзины. Второй метод спасения от кризиса — постараться увеличить доходы, устроиться на подработку. Но рынок труда сужается, поэтому найти возможность поучаствовать в разовой или проектной работе есть не у всех», — отмечает Ибрагимова.

Эксперты РАНХиГС также указывают, что сократившаяся в начале кризиса потребительская активность по-прежнему находится на достаточно низком уровне. Из позитивных тенденций можно отметить снижение численности сокративших расходы на образовательные услуги (на 3%), на отпуск внутри страны (на 4%) и за границей (на 2,8%), а также на развлечения (на 3,7%). В то же время, выросла доля отказавшихся от покупок одежды и обуви (на 0,7%).

 

По мнению Ибрагимовой, люди не рассчитывали, что кризисные явления сохранятся на долгий срок, но сейчас осознали это в полной мере.

«Было ощущение, что сейчас все рухнуло, но скоро это пройдет. Сейчас ожидания людей уходят на новый, более низкий уровень. Притязания уже не те, никто не ждет, что ситуация резко улучшится. Люди адаптируются к кризису и понимают, что кризис — это надолго», — добавляет она.

По словам эксперта, анализ потребительских настроений говорит о том, что россияне ждут ясности в экономической обстановке, чтобы решить, настало ли время тратить накопленные ресурсы.

По данным ВЦИОМ, коррелирующими с официальной статистикой, начиная с конца 2014 года расходы российских домохозяйств снижаются быстрее, чем их доходы.

 

«Это означает, что население активно создает финансовые резервы. Останутся ли эти резервы «под подушкой» или окажутся вовлечены в хозяйственный оборот — главная интрига 2017 года. На данный момент уровень доверия населения к банкам стагнирует на довольно низких отметках и предугадать, как эта интрига разрешится, просто невозможно», — поясняет Чернозуб.

По его словам, рост цен является главным фактором экономического поведения россиян и главным «раздражителем» общественного сознания.

«Наибольшее распространение панические настроения получили зимой 2015 года. Уже весной они были преодолены и в настоящее время восприятие цен общественным сознанием абсолютно адекватно. Эта адекватность выражается в том, что россияне не ждут существенного ослабления рубля и не стремятся избавляться от рублей, закупая товары впрок», — рассказывает ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ.

По его мнению, низкая инфляция и вероятное укрепление рубля в следующем году будут стимулировать консервацию существующего подхода к тратам.

 

«Основной вызов 2017 года — недопущение бюджетного кризиса и сохранение за государством функции одного из ведущих генераторов спроса. На фоне последних изменений на международных рынках энергоносителей, предпосылки к этому формируются быстрее, чем можно было ожидать в начале года. По нашим оценкам инвестиционный кризис является более опасным и более долгосрочным по своим неблагоприятным последствиям. Дело в том, что в отличие от кризиса 1998-1999 годов в настоящее время российская экономика не может в полной мере воспользоваться положительными эффектами ослабления национальной валюты в силу резкого ухудшения доступа на международные рынки капитала», — заключает эксперт.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+