Больше значит больше. Кто заработает на реформе чемпионата мира по футболу

Артем Губенко Forbes Contributor
Фото Wang Lili / Xinhua via ZUMA Wire / ТАСС
Кому выгодно расширение состава участников главного футбольного турнира планеты

Что произошло?

10 января исполком Международной федерации футбола (ФИФА) проголосовал за увеличение числа участников чемпионата мира с 32 до 48, начиная с турнира в 2026 году. Изменен и формат финального этапа. Раньше команды были поделены на 8 групп по 4 сборные и в плей-офф выходили по две лучших, теперь же будет 16 групп по 3 команды – и по две из них пройдут в следующую стадию. Для справки: в последний раз турнир был расширен с 24 до 32 участников в 1998 году, а на первый чемпионат мира в Уругвае в 1930 году приехали всего 13 команд.

Зачем реформа чемпионата мира нужна ФИФА?

Главная озвученная причина – популяризация футбола. Избранный зимой 2016 года президент ФИФА Джанни Инфантино говорил об увеличении числа участников чемпионата мира еще по ходу предвыборной кампании, а в интервью BBC назвал этот шаг «чисто футбольным решением». Цифры подтверждают слова футбольного босса: из 211 стран-членов ФИФА в самом престижном турнире мирового футбола никогда не участвовали 135 команд.

«Футбол изменился, стал более глобальным. Все рады успеху европейского футбола, но и за пределами Европы он должен развиваться», – объясняется Инфантино. Особенно там, где в него готовы вкладываться – например, в Китае. Нынешний лидер страны Си Цзиньпин очень любит футбол и еще в 2013-м четко обозначил спортивные цели государства: Китай должен сначала попасть на футбольный чемпионат мира, затем провести турнир и выиграть его. Пока китайцы лишь раз выходили в финальную часть – в 2002-м – и проиграли все три матча с общим счетом 0-9. Но с тех пор многое изменилось.

Зимой 2016 года клубы китайской суперлиги потратили на трансферы больше всех в мире – 345 млн евро. С аудиторией футбольных болельщиков у страны тоже полный порядок: трансляции чемпионата мира-2014 смотрели в Китае 252,3 миллиона зрителей – это 18,2% от общей аудитории турнира.

«Учитывая темпы развития китайского футбола в последние годы, вполне можно предположить, что Китай способен выступить с сильнейшей заявкой на хостинг чемпионата мира в 2030 году, мы не удивимся», – рассказывает Forbes Мария Гаврилова, генеральный директор российского офиса международного агентства спортивного маркетинга Havas Sports & Entertainment.

Кто и сколько на заработает на расширении чемпионата мира?

Еще один повод для больших футбольных перемен – деньги. Летом 2016 года чемпионат Европы впервые прошел в новом формате: 24 участника вместо 16-ти. По его итогам в УЕФА отчитались об увеличении доходов с 1,4 млрд евро до 1,93 млрд евро, причем рост доходов от спонсоров увеличился на 40%, а от продажи билетов и телевизионных прав – на 25%.

Теперь успешную европейскую практику будут применять на мировом уровне – и цифры наверняка порадуют авторов проекта. «Расширение на новые рынки, безусловно, приведет к росту доходов по всем статьям: большее количество трансляций в разных странах, новые локальные и, возможно, глобальные маркетинговые партнеры и спонсоры, более широкая аудитория и, следовательно, база болельщиков.

Наибольшая доля дохода, по нашим оценкам, приходится на продажу телевизионных прав, далее доходы от спонсорства/маркетинговых партнерств, мерчендайзинга, билетов и программ гостеприимства и т.д. По оценкам наших международных коллег, дополнительный доход может составить $640 млн» – рассказывает Гаврилова.

Американская газета Financial Times со ссылкой на документы ФИФА пишет об ожидаемом увеличении прибыли более чем на $1 млрд благодаря новому формату (причем более $500 млн приходится на телеправа). Отметим, что на чемпионате мира-2014 доход организации составил $4,8 млрд, а на турнире 2018 года ФИФА планирует достичь цифры в $5,5 млрд.

И часть этих доходов достанется развивающимся регионам, на поддержу которых президент ФИФА очень рассчитывает. Инфантино еще в предвыборной гонке обещал повысить ежегодные выплаты федерациям из бюджета ФИФА с $2,05 млн до $5 млн, а еще $40 млн – заранее «раздал» всем шести региональным конфедерациям. На исполнение таких обещаний нужны деньги, много денег – и в ФИФА, кажется, их нашли.

Какие проблемы ждут чемпионат мира в новом формате?

Если финансовый успех нового формата очевиден, то спортивный – совсем нет. «Расширение – чисто коммерческая история, и я оцениваю ее с точки зрения личного интереса, – рассказывает Forbes футбольный комментатор Владимир Стогниенко. – Раньше я смотрел все матчи чемпионата мира, а теперь будут игры вроде Того – Вьетнам. И меня не волнуют болельщики этих стран, меня волнует интерес турнира. А что касается наших – мне интереснее смотреть на сильную сборную России, чем на команду, попавшую на турнир, где играют все».

А вот тренер «Манчестер Юнайтед» Жозе Моуринью одобрил инициативу ФИФА: «Я полностью поддерживаю идею расширение чемпионата мира. Как клубный тренер я бы сказал «нет», если бы это привело к увеличению числа матчей, уменьшению количества выходных для игроков и сокращению предсезонной подготовки. Но важно понять, что расширение не приведет к увеличению числа матчей. Игроки защищены, клубы тоже». Международная федерация скроила новый формат турнира так, что максимальное количество матчей одной сборной в рамках чемпионата останется неизменным – 7 игр.

Зато увеличится общее количество матчей – с 64 до 88, и, соответственно, возрастут расходы организаторов. Место проведения чемпионата в 2026 году еще не определено, но уже сейчас понятно, что одна страна с таким количеством участников, зрителей и матчей вряд ли справится.

«Тенденция к увеличению количества стран-участников может привести в дальнейшем к модели ко-организаторства чемпионата мира по футболу сразу несколькими странами», – считает Гаврилова.

На данный момент общую заявку обсуждают США, Мексика и Канада, желание совместно провести турнир изъявили Австралия и Новая Зеландия, а также несколько южноамериканских стран. А осенью 2016-го в ФИФА заявили, что Европа может рассчитывать на проведение чемпионата мира только в случае, если кандидаты с других континентов не будут соответствовать требованиям.

Новости партнеров