Точка J: зачем футбольный клуб «Ювентус» сделал логотип из одной буквы | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Точка J: зачем футбольный клуб «Ювентус» сделал логотип из одной буквы

читайте также
+13 просмотров за суткиЛишний билетик. Как государству научиться получать доходы от перекупщиков +9 просмотров за суткиЗарплатная карта: где спортсменам платят больше – в английском футболе или американском баскетболе +58 просмотров за суткиЗолотая бутса. Лионель Месси станет самым высокооплачиваемым футболистом мира Инъекция для футбола: как экономить деньги регионов +2 просмотров за суткиЛучшее предложение: сколько футбольные клубы могут заработать в Лиге чемпионов Футбольный экспорт: как итальянский бизнесмен зарабатывает миллионы на трансферах футболистов Замкнутый круг: как «Эвертон» пытается стать успешнее «Манчестер Юнайтед» Дорогое удовольствие: как миллиардеры инвестируют в футбол +3 просмотров за суткиНе успеем: почему сборная России по футболу провалит чемпионат мира 2018 Когда отдыхают богатые: рабочий график Роналду и других звезд Кубка конфедераций Пеле открыл часовой бутик Hublot в Москве Мяч за $20 000: как болельщику заработать на Кубке конфедераций +334 просмотров за суткиСамые ценные футбольные клубы мира 2017. Рейтинг Forbes Леонид Слуцкий об Абрамовиче: «Сегодня его проект в российском футболе — это я» «Действительно лучше»: Медведев предложил заменить футболистов сборной роботами Голландская высота: сколько стоит футбол будущего прямо сейчас Молодая гвардия: как Дмитрий Рыболовлев сделал «Монако» чемпионом Франции впервые за 17 лет Футбол как инвестиция: насколько успех команды зависит от вложенных средств? «Любовь не продается»: Леонид Федун о стоимости «Спартака» +36 просмотров за сутки«Гализей» для боя «быков». Как выглядит стадион Сергея Галицкого +4 просмотров за суткиКапитальный ремонт: зачем «Реал» и «Барселона» перестраивают свои стадионы

Точка J: зачем футбольный клуб «Ювентус» сделал логотип из одной буквы

Егор Крецан Forbes Contributor
Фото Juventus Football Club S.p.A.
Обстоятельства главного спортивного ребрендинга 2017 года

На 16 января больших новостей в футбольной Италии запланировано не было. В серии А единственный матч играли «Торино» и «Милан», худший игрок чемпионата по версии газеты Repubblica Луис Адриано улетал в «Спартак», и даже слухам о том, что некие китайцы предлагают нападающему «Фиорентины» Николе Калиничу €20 млн в год, уже наверняка не удивлялся и он сам.

Неожиданно шумно стало только после 10 вечера. В это время в миланском Национальном музее науки и техники имени Леонардо да Винчи начался праздничный вечер в честь презентации нового логотипа туринского «Ювентуса», одного из самых титулованных клубов страны. В присутствии сотни футбольных и не очень VIP-гостей (были и модели, и диджеи, и звезды «Юве» — Джанлуиджи Буффон, Павел Недвед и другие) президент клуба Андреа Аньелли объявил, что представленный знак — черно-белая буква J и надписью Juventus над ней — это «символ нашего стиля жизни».

Прошел еще час, и хэштеги #2BeJuventus и #JuventusLogo уже пробивались в мировые тренды твиттера: настолько провокационным оказалось решение компании, оценивающей свою аудиторию в 180 миллионов человек.

Де-факто «Ювентус» отказался от 70% своей предыдущей эмблемы, продержавшейся с небольшими вариациями больше 100 лет: не осталось ни щита, ни короны, ни «безудержной зебры»; только две изогнутые белые полосы и восемь букв. Такой ребрендинг вряд ли сразил бы наповал кого-то в любом традиционном бизнесе (просто напоминание: даже желто-черный кружок «Билайна» появился 11 лет назад), но в консервативном мире футбольной айдентики на подобное до итальянцев решались разве что в английской премьер-лиге, летом 2016-го перекрасившейся из белого и синего в фуксию и салат.

В футбольных клубах к дизайнерам привыкли обращаться по двум поводам: заказывали либо косметический ремонт, либо актуализацию чего-нибудь из прошлого, обязательно пропитанного «духом побед». Лондонский «Арсенал» упрощал пушку и отказывался от слогана на латыни, ПСЖ сводил к четырем штрихам Эйфелеву башню, «Челси» возвращал льва, «Манчестер Сити» — кораблик, «Зенит» — стрелку. Однако даже все эти вроде бы исторически справедливые ходы принимали не сразу, потому что «традиции».

До болельщиков «Ювентуса» первыми в очереди потерпевших стояли жители Мадрида. В декабре «Атлетико», пытающийся утвердиться в статусе третьего испанского суперклуба, тоже показал им новую эмблему. Поменяли немного — подправили цвета, перерисовали земляничное дерево и развернули голову медведю под ним с запада на восток. Но аккуратную работу барселонской студии Vasava мадридцы не оценили настолько, что объявили о старте кампании #ElEscudoNoSeToca («Не трогайте эмблему»), устроили протесты на трибунах и, крайняя степень отчаяния, завели петицию на Change.org. За клуб пришлось отвечать главному тренеру Диего Симеоне: «Когда происходят изменения, они всегда кому-то не нравятся, а мы лучше сосредоточимся на предстоящих играх».

В Турине, конечно, тоже не могли не понимать, чем рискуют, но знали и ради чего. По данным опубликованного на прошлой неделе отчета УЕФА The European Club Footballing Landscape, «Ювентус» в 2015-м финансовом году оказался одним из 10 самых доходных клубов Европы. Ни одна команда не вошла в эту десятку только потому, что раз в неделю хорошо играет в футбол, зато каждая преуспела в поиске новых бизнес-возможностей и партнеров (у «Юве» их к началу 2017-го стало уже 39), с удовольствием готовых платить за ассоциацию с успехом и получать выход на новые аудитории.

— Мы показали, кем хотим быть, — объяснил президент Аньелли. — Нам нужно не только определить принадлежность к чему-то, но и определить стиль «Ювентуса», который можно использовать, обращаясь к разным аудиториям: детям, женщинам, молодежи. Мы хотим, чтобы они стали ближе к нам не только из-за футбола – который остается для нас главным – но и из-за нашей философии, нашего стиля.

Расшифровать Аньелли можно примерно так: традиционная аудитория, то есть мужчины 18+, от «Ювентуса» пока и так никуда не денется, зато миллениалы, взрослеющие уже в эпоху желто-черных кружков и снэпчата, новый знак запомнят и примут быстрее и легче, чем сочетание «традиционного итальянского геральдического щита» и «крепостной короны». Это же особенно справедливо для тех, кто взрослеет за пределами Турина, Апениннского полуострова и даже Европы.

Разумеется, никаких шансов, что вслед за «Ювентусом» клубы массово обратятся в минимализм, нет: играть с геральдическими конструкторами и звездами на груди большинству привычнее, а на глобальные рынки пока собираются единицы. Больше того: новая J рано или поздно тоже состарится и ее, как и зебру, придется на что-нибудь поменять. Одна полоса вместо двух? Или просто слово Juventus? А, может, опять зебра? Лет через 100 точно узнаем.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться