Качество топлива на АЗС: новый подход к проблеме | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Качество топлива на АЗС: новый подход к проблеме

читайте также
+1368 просмотров за суткиКонкуренция — новый профсоюз. Кадровый голод выгоден сотрудникам +13692 просмотров за суткиСамые рентабельные актеры Голливуда — 2017. Рейтинг Forbes +70444 просмотров за суткиНавечно в моде. Культовые автомобили с неизменным дизайном +1219 просмотров за суткиМолекулярные ножницы. Молодая компания создала новый фермент для редактирования ДНК +1570 просмотров за суткиМарк Цукерберг рассказал о «магии технологий» в борьбе с болезнями +2733 просмотров за суткиСтоит съесть: ризотто по-бородински в Uilliam's, тайский суп в Insight, хумус в Carmel +4957 просмотров за суткиОдна вокруг света: как отремонтировать корейскую машину в Африке +1668 просмотров за суткиДивный мир инстаграма. Как правильно использовать блогеров для бизнеса +7155 просмотров за суткиБесплатный iPhone. Почему операторы в России не раздают смартфоны в обмен на контракт +86 просмотров за суткиРеформатор года: Владимир Александров получил национальную премию «Лучший корпоративный юрист 2017 года» +26584 просмотров за сутки«Национальный позор». Что говорят политики и экономисты о приговоре Улюкаеву +86 просмотров за суткиИнвестировать пока не поздно: Villagio Estate о том, почему вкладывать деньги в загородную элитку надо как можно быстрее +2134 просмотров за суткиВиртуальное безделье. Работодатели расплачиваются за интернет-серфинг сотрудников +1099 просмотров за суткиКто долго запрягает, тот быстро едет. «Медленные» ICO скоро победят «ниндзя» Полный бак. Создатели Benzuber планируют конкурировать с «Газпром нефтью» и «Лукойлом» 29 млн чашек в год: выручка «Роснефти» от продажи кофе на АЗС достигла 2,4 млрд рублей Пора заправиться: как современные топливные карты сокращают риски мошенничества «Лукойл» запланировал продажу 30% своих АЗС в России Налоговый маневр: рост оптовых цен на нефтепродукты неизбежен Большой куш Александра Смузикова Бензиновый кризис: причины и перспективы

Качество топлива на АЗС: новый подход к проблеме

Фото Simon Dawson / Bloomberg via Getty Images
Что должно предпринять государство, чтобы убрать с рынка суррогаты моторных топлив?

Проблема суррогатов моторных топлив в России имеет хронический характер. За последние 10 лет были испробованы всевозможные способы борьбы с фальсификатом разной степени эффективности. Но полностью решить задачу так и не удалось, контрафакт до сих пор обращается на внутреннем рынке в значительных объемах.

Новая инициатива Росстандарта, заключающаяся в проведении экспресс-оценки качества топлива на АЗС (вместо используемых сегодня длительных лабораторных тестов) и моментальной остановке ее деятельности в случае выявления нарушений, направлена на радикальное устранение этой проблемы. Окажется ли эта мера эффективной, или недобросовестные продавцы с легкостью переступят через новую преграду?

Двойной ценник на дизтопливо

Лучший способ понять масштабы и специфику проблемы суррогатов – выехать за пределы города и, двигаясь по крупной магистрали, внимательно смотреть на стеллы АЗС. По мере удаления от города помимо фирменных заправок крупных компаний начнут встречаться «безымянные» заправки, на стеллах которых будут фигурировать две марки дизельного топлива (ДТ) с разницей в цене 5-10 рублей за литр. Более дешевый продукт и есть неподакцизный субститут дизтоплива.

Интересно, что не только продавцы, но и покупатели прекрасно это понимают. Такие АЗС отнимают долю рынка у честных игроков, а потребители экономят на топливе порядка 20%. Можно сказать, что рынок фальсификата полностью прозрачен и удобен для всех, кроме государства и добросовестных производителей. Именно заинтересованность столь широкого круга участников рынка делает такой сложной борьбу с нелегальной деятельностью по реализации низкокачественных моторных топлив.

Снижение цен на нефть и налоговые маневры поставили существование «простых» НПЗ, неспособных производить качественное топливо, под угрозу, и только прибыльная реализация суррогатов на внутреннем рынке позволяет им держаться наплаву. Такие заводы являются источником проблемы, и дабы ликвидировать ее в корне, в 2016 году был введен акциз на все используемые вместо ДТ среднедистиллятные топлива, равно как и в 2006 году был введен акциз на широко используемый в то время прямогонный бензин – субститут автомобильного.

Подразумевалось, что НПЗ не смогут продавать свое дизтопливо под другим именем, например, печное или судовое маловязкое топливо, и будут вынуждены уплачивать акциз при реализации продукции на внутреннем рынке. Так и вышло, но лишь наполовину – объем суррогатов дизтоплива сократился с 9,1 млн т в 2015 году до 4,5 млн т в 2016 году. Часть заводов «расширила» номенклатуру выпускаемой продукции и продолжает продавать субститут дизтоплива под названием, например, дистилляты газового конденсата средние, уклоняясь от уплаты акцизов.

Что касается суррогатов бензина, его объемы на рынке сейчас минимальны, поскольку это достаточно сложный в производстве продукт и простые НПЗ неспособны сделать что-то даже отдаленно его напоминающее. В этом смысле прямогонный и качественный дизель класса 5 не имеют существенных отличий, особенно если речь идет об их применении в несовременных автомобилях, которых на наших дорогах большинство.

Суррогаты и «цена» проверок АЗС

«Налоговый» удар по НПЗ оказался эффективным, но не решающим – текущая доля неподакцизных суррогатов на российском рынке все еще составляет около 10%. Продолжить борьбу за лишение НПЗ каналов сбыта контрафакта на днях решил Росстандарт, выступив с инициативой ускорения процедуры проведения проверки и закрытия АЗС при выявлении нарушений. Звучит обнадеживающе, но сработает ли на деле?

Проблема в том, что на огромном количестве АЗС в явном виде представлено суррогатное топливо. Как указано выше, чтобы установить наличие фальсификата, не нужно никаких тестов, достаточно просто посмотреть на цену топлива на стелле. Если она заметно ниже рыночной, значит топливо реализуется незаконно. Невозможно безубыточно продавать топливо по цене четверть ниже средней по рынку, только если акциз не был уплачен. Такие АЗС работают бесперебойно годами, и никакие проверки для них не являются преградой, хотя даже текущие механизмы контроля должны были бы работать эффективно. Залог успеха таких заправок скорее всего кроется в финансовом стимулировании проверяющих.

Новая практика моментальных проверок скорее всего только увеличит «цену успешно пройденной проверки» и не станет радикальным решением проблемы. Хотя ожидать некоторого положительного эффекта все же стоит.

Есть ли все-таки какое-то радикальное средство борьбы с суррогатами? На наш взгляд, легче контролировать считанные НПЗ, чем тысячи АЗС. Существуют несложные аналитические способы, позволяющие точно определить заводы, уклоняющиеся от уплаты акцизов при реализации субститутов дизтоплива.

Для их внедрения и реализации не требуется отдельных контролирующих органов, специальных средств проверки и огромных бюджетов. Достаточно лишь внимательно следить за отчетностью заводов и делать правильные выводы.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться