Налоговый вычет: как американские миллиардеры строят стадионы на бюджетные деньги | Forbes.ru
сюжеты
$58.67
69.2
ММВБ2134.58
BRENT63.18
RTS1147.91
GOLD1262.00

Налоговый вычет: как американские миллиардеры строят стадионы на бюджетные деньги

читайте также
+21588 просмотров за сутки10 самых высокооплачиваемых спортсменов в истории. Рейтинг Forbes +9709 просмотров за сутки$1 млрд на боксе. Флойд Мейвезер рассказал Forbes про биткоин, Владимира Путина и «русскую семью» +63 просмотров за суткиИгры Куснировича: Bosco оденет руководство МОК на Олимпиаде в Пхенчхане +44 просмотров за суткиРазвод по-итальянски: почему Ferrari никогда не уйдет из «Формулы-1» +1034 просмотров за сутки10 самых высокооплачиваемых игроков НХЛ-2017. Рейтинг Forbes +31 просмотров за суткиСпортивный менеджер Билли Бин рассказал, чем бизнес отличается от игры в рулетку +131 просмотров за суткиБелый флаг: почему сборная России не поедет на Олимпиаду? +76 просмотров за суткиПутин разрешил российским спортсменам ехать на Олимпиаду под нейтральным флагом +10 просмотров за суткиЛишний билетик. Как государству научиться получать доходы от перекупщиков +49 просмотров за суткиСборную России отстранили от участия в Олимпиаде-2018 +12 просмотров за суткиТеории заговора: пустят ли Россию на Олимпиаду в Пхенчхан +5 просмотров за суткиЗарплатная карта: где спортсменам платят больше – в английском футболе или американском баскетболе +4 просмотров за суткиМогут укусить: все, что важно знать о соперниках России на чемпионате мира-2018 +5 просмотров за суткиВ ожидании приговора. Как России вернуться в олимпийское движение +58 просмотров за суткиПробу негде ставить: почему Запад верит допинг-обвинениям Родченкова, а объяснениям России — нет +72 просмотров за суткиЗолотая бутса. Лионель Месси станет самым высокооплачиваемым футболистом мира +45 просмотров за суткиЭто не игрушки: как «Ювентус» стал самым прибыльным клубом Италии +69 просмотров за суткиИгра на вылет: сколько стоит вырастить первую ракетку мира +15 просмотров за суткиСамые дорогие команды «Формулы-1» 2017. Рейтинг Forbes +9 просмотров за суткиЯпония сделает олимпийские медали из старых смартфонов +13 просмотров за суткиШвейцарский банк: как Роджер Федерер стал самым дорогим брендом среди спортсменов

Налоговый вычет: как американские миллиардеры строят стадионы на бюджетные деньги

Андрей Вашкевич Forbes Contributor
Миллиардер Дин Спэнос потратил $10 млн, чтобы уговорить жителей Сан-Диего дать денег на новый стадион для «Чарджерс». Болельщики раскошеливаться не захотели – и команда переехала в Лос-Анджелес Фото Joe Robbins / Getty Images
Прежде чем вложить деньги налогоплательщиков в спортивную инфраструкту, в городах США проводят референдумы. Жители могут проголосовать против — если не хотят жертвовать из своего кармана клубам, принадлежащим миллиардерам

Коллекция заблуждений

Популярная мантра про американский спорт сообщает: спортивные объекты в Штатах содержатся на частные деньги – богатые владельцы команд вкладывают собственные средства в инфраструктуру, а затем эффективно ею управляют.

Однако не все так однозначно. По данным The Guardian, из 33 арен, возведенных или модернизированных в США с 1996 года (стоимость работ не менее $10 млн), только две обошлись без бюджетных средств. В Нью-Йорке нашли $1,6 млрд частных инвестиций на строительство стадиона «МетЛайф» (для двух нью-йоркских команд по американскому футболу), а в Майами — $350 млн на реконструкцию арены «Хард Рок» (для местного клуба «Долфинз» из НФЛ).

В затратах на 31 объект бюджетные деньги присутствуют. Причем в ряде проектов — весьма серьезные. Стадион «Рэймонд Джеймс» клуба «Тампа-Бэй Бьюканирз» (НФЛ) полностью профинансирован бюджетом. Арена «Пол Браун» для «Цинциннати Бенгалз» (НФЛ) — на 94%. «M&T» команды «Балтимор Рэйвенз» (НФЛ) — на 90%. Стадион в Индианаполисе для местных «Колтс» (тоже НФЛ) – на 86%.

Общие инвестиции на эти 33 объекта составили $15,35 млрд. Из которых $7 млрд (почти половина!) — деньги налогоплательщиков. В США они поступают в строительные бюджеты различными способами. Это может быть увеличение налога или нескольких налогов, их полное перенаправление на нужды строительства, пожертвования, правительственные гранты, доходы от государственных лотерей и включение части суммы в счет стоимости билетов. Ради нового стадиона «Аризоне Кардиналз» разрешили все налоги, связанные с НФЛ, не выплачивать в казну, а отправить на строительство. В случае с «Колтс» были использованы даже поступления за регистрацию автомобильных номеров, в которых так или иначе присутствовала отсылка к команде.

Две нью-йорские команды по американскому футболу – «Джетс» и «Джайентс» – вложили в строительство 80-тысячного «Метлайф Стэдиум» $1,6 млрд и не стали беспокоить налогоплательщиков.

Налоги, финансирующие подобные стройки, в основном касаются туристической отрасли: налог на торговлю, на отели, на парковку, на аренду машин, ресторанный и другие.

Увеличивают их по-разному. Ради сооружения «Спорт Осорити Филд» (арена «Денвер Бронкоз» из НФЛ) подняли на 0,1% налог на продажи в близлежащих округах. А в Хьюстоне ради «NRG-стэдиум» (для «Тексанз» из НФЛ) на 10% подрастили налог на парковку.

Затем, разумеется, встает вопрос о владельце стадиона, но обычно клубы договариваются о выгодном лизинге. Они торгуются с позиции силы. Команды ведущих лиг — важная часть бренда города. Это дополнительная мотивация для инвесторов и привлекательный ориентир для туристов. Так, в Балтиморе стадион «M&T Bank», где играют «Рейвенз» из НФЛ, принадлежит штату Мериленд. При этом команда ничего не платит за аренду, забирает доходы от билетов, рекламы и продажи нейминговых прав. Штат оплачивает расходы на безопасность и содержание стадиона. Клуб тратится только на игровое покрытие и издержки в день матча. При этом «Рейвенз» получают все доходы с парковки и даже устанавливают там цены. Город забирает 10% налога с билетов, но 80% этих денег тратит на содержание арены.

В Цинциннати стадион «Пол Браун» сдан в аренду «Бенгалс» из НФЛ с 2000 по 2026 год. Окружной бюджет берет на себя все содержание и серьезные улучшения. За первый год клуб платил всего $1,7 млн, и каждый сезон аренда уменьшалась на $0,1 млн. Таким образом, с 2009 года клуб ничего не платит, но покрывает издержки в день матча. К тому же команде достаются все доходы, включая билеты, рекламу и деньги от парковки. «Бенгалс» разрешено продавать права на название стадиона, при этом первые $16,67 млн команда заберет себе, а остальное в соотношении 30/70 поделят округ и клуб.

Демократия в действии

Важная оговорка: чтобы повысить налог для улучшения спортивной инфраструктуры, нужно спросить разрешения. Это касается даже относительно мелких доработок. Например, в 2014-м на арене «Цинциннати Бенгалз» решили повесить новое табло стоимостью $10 млн. $7,5 млн из них собрали из налогов округа – с санкции окружных комиссионеров (все трое высказались «за»). Кстати, по сообщениям сincinnati.com, в свое время решение выделить средства на строительство этой арены из бюджета округа Хэмилтон привело к финансовому кризису в регионе: повышения налога на продажи оказалось недостаточно – пришлось залезать в другие бюджетные статьи.

Ради более масштабных проектов проводят референдум. И это обычно оказывается серьезной проверкой действительного интереса местных жителей к команде. Порог, который должен преодолеть ответ «да», разный для каждого штата. Но даже в самых спортивных уголках США все не так просто. Например, когда в Арлингтоне строили новую суперарену для «Даллас Ковбойз», за господдержку в размере $444 млн (37% расходов на проект) высказались только 55,2% проголосовавших. Еще 44,8% были против, но в Техасе достаточно набрать половину голосов. В Денвере за новый стадион для «Бронкоз» было еще меньше — 53%, но этого хватило для запуска проекта. В Колорадо проходной балл тоже равен 50%.

$444 млн на сооружение новой арены для «Даллас Ковбойз» в Арлингтоне выделил местный бюджет, хотя 44,8% жителей были против

А вот в Калифорнии он составляет внушительные 66%. В этом году это стало причиной скандального переезда «Сан-Диего Чарджерз» в Лос-Анджелес. Хозяин франшизы Дин Спэнос долго пытался получить бюджетную поддержку, фактически шантажируя город. Город не поддался — за стадион проголосовали только 43,04%.

Из $1,8 млрд на проект налогоплательщикам было предложено внести $1,1 млрд – посредством увеличения гостиничного налога на 4%. Но обещания скорого приезда Супербоула не помогли.

Секреты Лос-Анджелеса

Сан-Диего — не самый популярный город в Америке. Мексиканская граница совсем рядом, крупнейший наниматель — ВМФ США. В том же штате — гораздо более привлекательные Лос-Анджелес и Сан-Франциско. «Чарджерз» были одной из главных эмблем города (наряду с бейсбольными «Падрез»). Однако выбирая между ними и повышением налогов, местные жители высказались против новых трат.

«Чарджерз» провели рекламную кампанию на $10 млн, агитируя горожан голосовать «за». Эксперты, правда, сразу вынесли вердикт – деньги на ветер. Припомнили эпопею со строительством арены для «Падрез» в начале нулевых. Тогда из $456,8 млн только $153 млн внес клуб. При этом $225 млн были получены под облигации, финансируемые как раз из гостиничных налогов. Но тогда экономика росла, а сейчас город просто не готов к новым тратам на профессиональный спорт. К тому же тяжело убедить жителей города дать миллиард с лишним человеку, состояние семьи которого оценивается в $2,4 млрд, заработанных в строительном бизнесе.

Да и в целом отношения города и «Чарджерз» нельзя назвать идеальными. По предыдущему контракту с Сан-Диего муниципальные власти были обязаны выкупать все непроданные билеты на арене — в то время в НФЛ действовало правило показывать по местному ТВ только матчи с аншлагами (если за 72 часа до начала игры в продаже оставались билеты, трансляция отменялась – действие этого закона приостановили в 2014-м, но пересматривают каждый год – Forbes). В итоге за семь лет на это из казны ушло $36,4 млн.

Некоторые специалисты считают, что агиткампания — не более чем жест вежливости за 56 лет «Чарджерз» в городе. Спэнос изначально считал, что выгоднее перебраться в Лос-Анджелес, чем оставить франшизу в Сан-Диего. Возможно, именно поэтому он и был максимально жестким в переговорах: или $1,1 млрд и хорошее место в центре, или «мы уже получили одобрение НФЛ на переезд».

Вариант выступлений на стадионе «Куолкомм» (1967 года постройки) не рассматривался. По мнению Спэноса, объект устарел и не может приносить максимальный доход. Зато переезд на открывающуюся в 2019-м году суперарену в Инглвуде (в 20 км от Лос-Андежелса) на пару с «Лос-Анджелес Рэмз» — золотое дно, учитывая богатство города и грандиозный тамошний спрос на спорт. К примеру, «Рэмз», недавно перебравшиеся в Лос-Анджелес из Сент-Луиса, в прошлом году продали 45000 абонементов за двое суток и имели в сезоне среднюю посещаемость 84 456 зрителей (при этом выиграли только 4 матча из 16-ти).

Видимо, на это и расчет: «Чарджерз» быстро завоюют новых болельщиков. По оценкам Yahoo Finance, стоимость франшизы увеличится с $2 до $3 млрд только за счет переезда на более большой и богатый рынок. И пусть до 2019-го придется поиграть на 30-тысячнике для соккера в Карсоне, пригороде Лос-Анджелеса.

Победу «нет» на референдуме в Сан-Диего ряд авторитетных комментаторов встретили одобрительно. Колумнист The Guardian Лес Карпентер написал: «Желтая молния являлась важной частью самоидентификации Сан-Диего. Важно было удержать команду. Но даже гордость города не стоит того, чтобы дать миллиард долларов миллиардеру».

Новая 80-тысячная (с возможностью увеличения вместимости до 100 000) арена для американского футбола NFL Disney World, которую с 2016-го строят в пригороде Лос-Анджелеса Инглвуде, обещает стать самым дорогим спортивным сооружением в мире. Проект оценивается в $2,6 млрд

Автор Forbes Джеффри Дорфман отметил, что налоги, которые городская казна впоследствии получают от спортсооружения и выступающего на нем клуба, не покрывают затрат города на строительства. И чем яснее будут понимать это голосующие, тем меньше шансов будет у миллиардеров выиграть подобные голосования. И не только в Сан-Диего, где в недавнем опросе лишь 20% жителей назвали себя большими фанатами местной футбольной команды. В других городах болельщиками считают себя около 40%. Так, жители Окленда (в окрестностях Сан-Франциско) крайне негативно восприняли решение местного клуба «Рэйдерс» перебраться в Лас-Вегас к 2020 году. Фанаты в отчаянии и даже грозят бойкотом сезона-2017.

Игорный бизнес

«Рэйдерс» давно надоело делить старый стадион «Аламида Колизеум» с бейсбольными «Атлетикс». А переговоры насчет нового сдвинулись с мертвой точки слишком поздно — процесс переезда уже запущен. Несмотря на недовольство комиссионера НФЛ Роджера Гуделла. Он несколько раз высказывался в том духе, что лига не хочет команды в Лас-Вегасе — чтобы американский футбол не ассоциировался с азартными играми. Но в итоге победили, как обычно, деньги.

Озвученное стремление «Рэйдерс» поменять прописку очень раздражало руководство Окленда, и муниципальный «Аламида Колизеум» обходился клубу с каждым сезоном все дороже. В 2015-м – $925 000, в 2016-м — уже $3,5 млн. В этом году арендная плата точно не упадет, ведь ехать команде из Окленда особо некуда, пока не будет построена арена в Лас-Вегасе.

Теперь сравните с условиями в игорной столице мира. Суперсовременная арена на 65 000 зрителей стоимостью в $1,9 млрд будет в значительной степени профинансирован за счет налога на отели — стройка получит рекордные $750 млн бюджетных средств. Еще $500 млн дает клуб и лига, а оставшиеся $650 млн — заем от Bank of America.

«Рэйдерс» уже выступили со своим предложением по аренде. Клуб готов ежегодно выплачивать в казну штата символический $1, ведь и так придется потратиться на строительство. Руководство Лас-Вегаса задумалось. Но вряд ли в обеспеченной Неваде возникнут проблемы с повышением гостиничного налога,  хотя сейчас он обеспечивает школы и общественный транспорт. $750 млн означает в среднем $354 с каждого жителя округа. Трехкратный победитель Супербоула этого стоит? Наверное.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться