Быть или не быть: изменится ли налоговая нагрузка на нефтяные компании | Forbes.ru
$58.86
69.17
ММВБ2155.11
BRENT63.32
RTS1153.48
GOLD1284.18

Быть или не быть: изменится ли налоговая нагрузка на нефтяные компании

читайте также
+63 просмотров за суткиПлата за Uber. Консорциум во главе с SoftBank вложит в сервис $10 млрд +32 просмотров за суткиEn+ Олега Дерипаски оценили в $8 млрд. Стоит ли вкладываться в ее акции? +38 просмотров за суткиИмперия Cargill: как живут самые скрытные миллиардеры Америки +27 просмотров за сутки«Господи, благослови Milky Way»: о несладкой жизни основателей Mars +16 просмотров за суткиОбмануть США: как российские госкомпании купили софт Microsoft вопреки санкциям +35 просмотров за сутки10 крупнейших работодателей России среди частных компаний — 2017 +8 просмотров за суткиПреследование на блокчейне. Причины первого дела о мошенничестве при ICO +12 просмотров за суткиПрощай, отвертка: IKEA приобрела аналог Uber для сборки мебели на дому +10 просмотров за суткиСтремительное падение. Побег владельцев «ВИМ-Авиа», дело о мошенничестве и долги на 1,3 млрд +293 просмотров за суткиПод натиском госкомпаний. Forbes составил рейтинг крупнейших частных компаний России +8 просмотров за суткиСекрет «Роста»: банк Шишханова вкладывал средства в проекты Михаила Гуцериева +2 просмотров за суткиПятьдесят оттенков «серого» импорта: почему бизнес остается в полутьме +12 просмотров за суткиТрава у дома: какое будущее ждет рынок зеленых облигаций +11 просмотров за суткиЭнергетика Ковальчука: как миноритарии «Мосэнергосбыта» борются с «Интер РАО» +10 просмотров за суткиРегулятор рынка недвижимости: Шишханов отдаст ЦБ «Интеко» и А101 +6 просмотров за суткиМорской бой. Бывшие друзья, основатели крупнейшего рыбопромышленного холдинга делят бизнес +7 просмотров за суткиБанки или стартапы: кто заработает на малом бизнесе Оптимизация активов. Правление «Лукойла» одобрило продажу нефтетрейдера Litasco +4 просмотров за суткиВзлеты, падения и банкротства: как крупнейшие компании Америки пережили первые 100 лет Forbes +3 просмотров за суткиПрезидент Mitsubishi Motors Осаму Масуко: «Меры господдержки считаю недостаточными» +8 просмотров за суткиИдентичность бренда. «Шоколадница» сменит логотип, меню и поставщика кофе
Бизнес #НДПИ 27.04.2017 00:01

Быть или не быть: изменится ли налоговая нагрузка на нефтяные компании

Юлия Зазуля Forbes Contributor
Минфин и Минэнерго продолжают споры об  изменениях в налоговой наргузке нефтегазовой отрасли

Минфин и Минэнерго продолжают споры о внедрении нашумевших изменений в налоговой нагрузке нефтегазовой отрасли. Суть реформы в том, чтобы перенести упор в налогообложении с выручки на чистый доход. Предлагается заменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) налогом на добавленный доход (НДД) или налогом на финансовый результат (НФР). Изменения должны были вступить в силу еще в январе 2017 года, однако ведомства по-прежнему не могут договориться. 

Необходимость изменений в налогообложении нефтегазовой отрасли России, до настоящего момента остающийся основным источником дохода в бюджет страны, назревала уже давно. По мнению Минэнеро Александра Новака, при действующей системе налогообложения эффективному освоению новых месторождений препятствуют значительные затраты на геологоразведку, создание транспортной инфраструктуры, обустройство и бурение. Льготы по НДПИ для отдельных регионов и трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ), а также льготы по экспортной пошлине могут изменить ситуацию лишь отчасти. Основная проблема для действующих месторождений — нерентабельность значительного числа новых скважин на участках залежей со сложными горно-геологическими характеристиками.

Первым этапом реформы стало введение т.н. налогового маневра. Налоговый маневр в нефтяной отрасли вступил в силу с 1 января 2015 (ФЗ N 366-ФЗ от 24.11.2014). Согласно введенному режиму налогообложения  в течение трех лет вывозные таможенные пошлины на нефть сократятся в 1,7 раза, а на нефтепродукты — в 1,7 — 5 раз. При этом ставка НДПИ на нефть вырастет в 1,7 раза и на газовый конденсат — в 6,5 раза.

Реализация налогового маневра, по мнению Министерства финансов, положительно скажется на нефтяной отрасли. Прогнозируется рост маржи переработки нефти на НПЗ России в 2,5 раза; ускорение модернизации НПЗ; снижение налоговой нагрузки на добычу «традиционной» нефти (в отношении которой не предоставлено никаких льгот) на 3%, а также на добычу льготируемых видов нефти на 5 — 24%.

В целях сокращения дефицита бюджета предлагается увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль в период 2017 — 2019 гг. посредством уточнения порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти — дополнения формулы её расчета новым слагаемым. Но такое увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль в долгосрочной перспективе формирует вероятность резкого снижения темпов добычи нефти в традиционных регионах нефтедобычи (Западная Сибирь, Республика Коми). Значительный объем запасов нефти в местах с развитой инфраструктурой, готовой производственной базой может оказаться не вовлеченным в промышленный оборот.

В связи с этим разрабатывается альтернативный механизм обеспечения дополнительных доходов федерального бюджета, не предполагающий увеличения фискальной нагрузки на добычу нефти. В частности, речь идет о возможности изменения системы налогообложения добычи и переработки нефти, а также экспорта нефти и нефтепродуктов после завершения налогового маневра в 2017 году. Среди вариантов дальнейшей реформы рассматривается поэтапная отмена экспортных пошлин на нефтепродукты с одновременным увеличением ставок НДПИ на нефть и корректировкой системы акцизов на нефтепродукты. Цель — уход от использования таможенных пошлин для не свойственных им функций по изъятию нефтяной «ренты» и субсидирования нефтеперерабатывающей промышленности.

Вместо таможенной субсидии в сфере нефтепереработки предполагается введение компенсационного механизма «отрицательных» акцизов на нефть, который должен обеспечить надежность поставок качественных товарных нефтепродуктов на внутренний рынок и повышение эффективности переработки нефти. При этом источниками дополнительных доходов федерального бюджета станут увеличившиеся поступления от НДПИ на нефть, а также отказ от предоставления нефтяной таможенной субсидии в рамках ЕАЭС.

В настоящее время превышение предложения над спросом тормозит развитие добычи углеводородов. Однако финансовое ведомство с оптимизмом смотрит в будущее. В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования оно предлагает предусмотреть введение, как раз, новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи. В результате обеспечивается большая гибкость налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.

Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов на разработку месторождений; налоговую ставку установить в размере 50%. НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций, в остальном сохраняется действующий порядок исчисления этого налога. Не исключена и минимизация налогообложения в части завышения вычитаемых из налоговой базы затрат.

Чтобы не произошло минимизации налогообложения, вычитаемые расходы для зрелых месторождений будут ограничены определенной величиной (около 10 000 руб. на тонну добытого углеводородного сырья), индексируемой с учетом инфляции. В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке его применения.

Однако Минфин и Минэнерго все еще не могут прийти к согласию в вопросе даты перехода на новую систему. «У нас есть еще одна развилка с Минфином: они предлагают обязать компании принять решение о переходе на НДД до конца августа 2017 г., при том что налог может применяться с начала 2018 года. Наше предложение – предоставить возможность добровольного перехода на новую налоговую систему до января 2019 года при  условии вступления в силу федерального закона с 1 января 2018 года. Работа по выработке взаимоприемлемого варианта будет продолжена» прокомментировал министр энергетики Александр Новак.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться