Поле чудес: ощущения футбольного болельщика на стадионе стоимостью $1 млрд | Forbes.ru
$58.43
69.65
ММВБ2159.47
BRENT63.57
RTS1164.33
GOLD1290.30

Поле чудес: ощущения футбольного болельщика на стадионе стоимостью $1 млрд

читайте также
+7013 просмотров за суткиШвейцарский банк: как Роджер Федерер стал самым дорогим брендом среди спортсменов +4594 просмотров за суткиСамые дорогие имена мирового спорта 2017. Рейтинг Forbes +558 просмотров за суткиРука бога: как Канье Уэст помогает Adidas догонять Nike +35 просмотров за суткиДоверительное управление: как в России работает антидопинговая система и сколько это стоит +228 просмотров за суткиМутанты против киборгов на Олимпиаде-2040 и другие прогнозы спортивного будущего +41 просмотров за суткиРезюме Мутко. Как оценивать работу российского чиновника? +18 просмотров за суткиСтоп-сигнал: Россию снова не пускают на Олимпиаду +55 просмотров за суткиЧестная сделка. Кому Михаил Прохоров продает акции Brooklyn Nets +85 просмотров за суткиСамые дорогие бренды спортивных компаний 2017. Рейтинг Forbes +13 просмотров за суткиЛучшее предложение: сколько футбольные клубы могут заработать в Лиге чемпионов +81 просмотров за суткиОбгон разрешен: почему Даниила Квята выгнали из «Формулы-1» +15 просмотров за суткиСамые ценные бренды спортивных событий 2017. Рейтинг Forbes +196 просмотров за суткиБольше, чем фитнес: 20 бизнес-ошибок от владелицы велнес-клуба в Сочи +8 просмотров за суткиНе ждали: самые сенсационные команды на чемпионате мира по футболу 2018 +5 просмотров за сутки«Победа может уничтожить тебя». Пять уроков лидерства от Марии Шараповой +7 просмотров за суткиЖенщин обижать не рекомендуется: как одна сексистская фраза погубила мужскую карьеру «Мы решили работать только с известными и качественными брендами». Бизнес-истории из книги Марии Шараповой +11 просмотров за суткиРасходная операция: почему никто больше не хочет проводить летние Олимпиады +9 просмотров за суткиЗвезды сошлись: почему Неймара и Мбаппе купил не «Реал» +4 просмотров за суткиПравят жизнь: почему успешному бизнесмену необходим лайф-коуч +2 просмотров за суткиХоккей на песке: зачем Лас-Вегасу нужна команда НХЛ
Бизнес #Зенит 24.04.2017 14:48

Поле чудес: ощущения футбольного болельщика на стадионе стоимостью $1 млрд

Алексей Шуняев Forbes Contributor
Фото Антона Ваганова / ТАСС
Что ждет зрителя на самом дорогом стадионе России — впечатления внештатного корреспондента Forbes от первого официального матча на арене «Санкт-Петербург»

«Зенит» провел первый официальный матч на стадионе «Санкт-Петербург». Этим летом он примет Кубок конфедераций, а через год — чемпионат мира. «Зенит» сразу предупредил, что об окончательном переезде на новую арену речи пока нет, а игры здесь — вклад клуба в подготовку к международным турнирам.

Здесь уже прошли рок-фестиваль, байк-шоу, любительский футбол и игра чемпионата России — это очередной тест для самого дорогого стадиона страны, который уже обошелся более чем в $1 млрд (и сумма наверняка подрастет — после всех доработок). Стадион планируется передать в управление «Зениту» до конца 2017 года, но в его доработку клуб уже вкладывает деньги. 

Корреспондент Forbes сходил на матч, чтобы понять, на что были потрачены такие деньги и на что придется тратить еще. 

Спрос

«Зенит» заранее объявил, что первую игру на новом стадионе (вместимостью 68 000) смогут увидеть только 20 500 человек – примерно столько вмещает стадион «Петровский». Клуб обеспечил бесплатными билетами 10 000 владельцев сезонных абонементов. Затем в открытую продажу поступило еще около 10 000 билетов стоимостью от 700 до 2300 рублей – у официальных операторов они разлетелись за 3 часа. После этого обзавестись местом стало возможно только через одно из агентств, комиссия в которых составляет около 100%. За день до игры заплатить за билет пришлось бы около 5000 рублей. Перед матчем в продаже оставался десяток VIP-билетов – по 7300 рублей. И формально все билеты были проданы, итоговая посещаемость составила 20 004 зрителя. Аншлага не случилось.

Доступность

Старый стадион «Зенита» находится возле метро «Спортивная», практически в центре города: от Дворцовой площади до него – полчаса прогулочным шагом. Станция метро «Новокрестовская», в 200 м от стадиона «Санкт-Петербург», откроется только в апреле 2018-го. Эта и еще одна будущая станция, «Беговая», обойдутся бюджету в 29,7 млрд рублей. Пока же у болельщиков есть два варианта: либо ехать до «Крестовского острова» (в двух станциях на север от «Спортивной») и идти 1,8 км пешком, либо воспользоваться бесплатным автобусом от «Петроградской» и выйти на остановке в 1,5 км от нового стадиона.

Пешком и от автобуса, и от метро идти по парку, где есть несколько десятков кафе и аттракционов. В день игры, впрочем, большинство из них было закрыто. Работали пара бистро (уже за полтора часа до игры в них стояли очереди по два десятка человек), два тира, платные турники и боксерские груши, которые болельщиков не интересовали. Отсутствие точек общепита компенсировалось наличием скамеек, где и устраивались компании болельщиков со своими напитками и едой.

На личном транспорте можно было подъехать к стадиону на расстояние около 500 м, но парковка там в день игры была запрещена. Маломобильным болельщикам предлагалось оставить машину недалеко от «Петровского», а оттуда добраться до «Санкт-Петербурга» на шаттле.

Вход на стадион

Чтобы попасть на свое место на трибуне «Санкт-Петербурга», нужно три раза предъявить билет и один раз, при подходе к арене, пройти досмотр. По сравнению с «Петровским» (3 досмотра, 3 предъявления билета) процедура для зрителя гораздо более мягкая. Путь от выхода из метро до места на трибуне A занял примерно час. От входа на территорию стадиона до кресла – 10 минут.

Вокруг арены перед игрой перемещалась строительная техника, у входов складировали скамейки и цветочные клумбы, которые не успели расставить по местам. Движение внутри стадиона было ограничено. От входа можно было пройти сразу на трибуну, с нее – в подтрибунные помещения.

В управление «Зениту» арена пока не перешла, но клуб участвует в ее доработке. По словам генерального директора Максима Митрофанова, «Зенит» уже потратил на это около 1 млрд рублей. По его оценкам, в первые два года вложить в него придется еще 5,5 млрд рублей.

Развлечения

Официальный киоск продажи атрибутики «Зенита» по пути встретился однажды — на ступеньках, ведущих от входа на территорию арены к стадиону. Здесь можно купить все: от брелков до бейсболок и шарфов. Еще в парке по пути к стадиону встречались продавцы шарфов.

На «Петровском» зрителям предлагается десяток разнообразных развлечений, включая официальные аттракционы, например, забивание и извлечение гвоздей из досок, представленное одним из партнеров клуба, компанией-производителем бытовой техники. На «Санкт-Петербурге» для первого раза ограничились фотозонами.

Фудкорты, которые должны появиться в подтрибунных помещениях, пока временные. Ассортимент минимальный: напитки, мороженое, кукуруза, поп-корн, хот-доги, сладости. Все от 100 до 250 рублей. В некоторых пунктах продажи хот-догов можно расплатиться картой.

При этом доступ к еде и напиткам не был затруднен только до игры. В перерыве очереди за сосисками раздваивались, растраивались и практически перекрывали движение в холле. Доступ к туалетам под трибунами неравномерный: с одной стороны стадиона – всего пара туалетов и очередь на 15 минут, с другой – кабинок гораздо больше и почти нет очередей. Вся сантехника выглядит добротно.

Стадион

Проблемы с крышей, которую долго не удавалось развести, решили только в середине апреля. Перед матчем она была сведена, внутри арены поддерживалась температура чуть ниже комнатной. В отсутствие гардероба верхнюю одежду зрители вешали прямо на сиденья или складывали под ними. Сами кресла, закупленные еще в 2009-м и даже признававшиеся несоответствующими стандартам УЕФА, выглядели сильно потертыми, в их швах скопилась строительная пыль. Но выглядели вполне надежно. 

Всю ночь и утро перед игрой шел снег, небольшие сугробы были видны сквозь пленку крыши. Еще в феврале, когда на стадионе проходил концерт, сообщалось, что она дала течь, и тогда это назвали «штатной ситуацией». На этот раз вода капала на первые ряды. Ее можно было принять за конденсат, но после игры вице-губернатор Игорь Албин объяснил, что это протечка. А устранить брак раньше было нельзя, потому что для замены пленки необходима температура выше +5 градусов, которой в Петербурге не было всю неделю.

Совсем близко находилась фанатская трибуна, и отдельный интерес вызывали последствия использования пиротехники. На «Петровском», если не повезет с направлением ветра, дым движется в сторону поля. На «Санкт-Петербурге» эта проблема неактуальна. После средней интенсивности пирошоу дым медленно поднялся вверх, под крышу и растворился. На соседнем секторе недолго чувствовался его запах, но дышать тяжелее не стало.

Перед игрой газон выглядел лучше, чем о нем писали в течение недели, но по ходу матча, после жестких стыков и подкатов, куски из него вылетали клочьями. Впечатления от игры это испортить уже не могло (на поле случился скандал — судья удалил трех игроков в команде соперников «Зенита», в итоге питерский клуб выиграл 2:0). Но осталось недоумение, почему на стадионе, аренда которого на один матч стоит 6,5 млн рублей, поле больше похоже на весенний огород, чем на футбольный газон, а траву возле угловых флажков заменяют пластиковые коврики.  

Выход со стадиона

Уйти со стадиона после игры оказалось сложнее, чем попасть внутрь. После окончания матча до выхода с территории арены прошло около 20 минут. Было заметно, что другие сектора пустеют гораздо быстрее: для нескольких секторов трибуны A была открыта одна дверь на улицу.

Снова можно было выбрать: идти пешком до ближайшего метро или до автобуса, который отвезет до менее загруженной станции на другой ветке. Вызвать такси к стадиону сразу после игры оказалось невозможно. А стоявшие по пути следования болельщиков водители предлагали довезти до метро за 500 рублей.

Резюме

Первый официальный футбольный матч на «Санкт-Петербурге» загрузил арену всего на треть. Городской транспорт с таким количеством зрителей справился, а вот стадион даже к такому потоку оказался не совсем готов: огромные очереди, скудный ассортимент услуг, низко висящие указатели и отсутствие ручек на дверях, ведущих с сектора в подтрибунные помещения…

На следующую игру планируется продать 30 000–35 000 билетов. Начнет заполняться второй ярус арены, зрителям станет доступна его инфраструктура, и, вероятно, это поможет снять нагрузку с первого. Впереди работа по организации фудкорта и развлечений внутри стадиона. Генеральный директор «Зенита» среди прочего обещал 33 буфета. Пока на «Санкт-Петербурге» можно только смотреть футбол, больше здесь делать нечего.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться