Открытие Америки: когда в Нью-Йорке сыграют финал Лиги чемпионов | Forbes.ru
сюжеты
$56.5
69.27
ММВБ2308.61
BRENT69.25
RTS1285.33
GOLD1333.87

Открытие Америки: когда в Нью-Йорке сыграют финал Лиги чемпионов

читайте также
+107 просмотров за суткиСекретная служба. Как агент Константин Думитраску стал главной загадкой мирового футбола +4882 просмотров за суткиКонор Макгрегор лишится титула чемпиона UFC из-за Хабиба Нурмагомедова +48 просмотров за суткиКалифорнийская компания придумала технологию создания рекламы, которая не раздражает +35 просмотров за суткиМного нулей. Почему Филиппе Коутиньо стоит дороже Криштиану Роналду +33 просмотров за суткиБразильская система. Как «Барселона» решилась на самый дорогой трансфер в истории клуба +11 просмотров за суткиСлабое звено. Почему Министерство спорта нужно срочно ликвидировать +13 просмотров за суткиАмериканские гонки. Как «Формула-1» провела первый сезон без Экклстоуна +70 просмотров за суткиМартеновская печь. Сколько зарабатывает лучший биатлонист мира Мартен Фуркад +11 просмотров за суткиБез политики и допинг-скандалов. Forbes подводит спортивные итоги года +162 просмотров за суткиПоле битвы: как Хабиб Нурмагомедов стал популярнее Марии Шараповой в Instagram +312 просмотров за сутки«Подготовка к бою стоит $40 000». Хабиб Нурмагомедов — о деньгах, инстаграме и Коноре Макгрегоре +34 просмотров за суткиБажаев продал спорткомплекс «Олимпийский» миллиардерам Нисанову и Илиеву +12 просмотров за суткиУже не Нольтрофеич. Леонид Федун — счастливчик года по версии Forbes +6 просмотров за суткиДеньги против мечты. Будет ли в «Формуле-1» новый пилот из России +4 просмотров за суткиВремя молодых: как «Бенфика» превратила клуб-банкрот в успешный бизнес-проект +165 просмотров за сутки10 самых высокооплачиваемых спортсменов в истории. Рейтинг Forbes +37 просмотров за сутки$1 млрд на боксе. Флойд Мейвезер рассказал Forbes про биткоин, Владимира Путина и «русскую семью» +1 просмотров за суткиИгры Куснировича: Bosco оденет руководство МОК на Олимпиаде в Пхенчхане Развод по-итальянски: почему Ferrari никогда не уйдет из «Формулы-1» +49 просмотров за сутки10 самых высокооплачиваемых игроков НХЛ-2017. Рейтинг Forbes +5 просмотров за суткиСпортивный менеджер Билли Бин рассказал, чем бизнес отличается от игры в рулетку

Открытие Америки: когда в Нью-Йорке сыграют финал Лиги чемпионов

Егор Крецан Forbes Contributor
Традицию принимать чемпионские команды главных американских лиг в Белом доме распространили и на соккер – так в 2012 году Дэвид Бекхэм, игравший тогда «Лос-Анджелес Гэлакси», познакомился в Бараком Обамой Фото Chip Somodevilla / Getty Images
Легенда «Реала» Рауль в офисе на 59-й улице в Нью-Йорке, «Бавария» на бейсболе и амбициозные планы УЕФА – как европейский футбол продвигает себя на американском рынке

3 часа 26 минут и 5 секунд — столько понадобилось участнику №10525, чтобы в ноябре 2016-го пробежать Нью-Йорский марафон. Невысокий мужчина характерной испанской внешности финишировал в толпе в Центральном парке, отдышался, получил медаль и никем не узнанный пешком отправился домой.

Это раньше на его футболке была всего одна цифра — «7» — и такие длинные дистанции он обычно не бегал, максимум — 10-15 км за вечер. Но в новой жизни Рауля Гонсалеса Бланко, одного из лучших футболистов в истории Испании и мадридского «Реала», газон «Сантьяго Бернабеу» заменил Центральный парк, а чемпионскую раздевалку — небольшой кабинет на 59-й улице.

В ноябре 2015-го трехкратный победитель Лиги чемпионов УЕФА доиграл последний в карьере сезон во втором американском дивизионе, взял короткую паузу, а через пару недель со словами «Жить в Нью-Йорке всегда было моей мечтой» вступил в должность первого в истории официального посла Ла Лиги в США.

Немного контекста: от появления европейского футбола в Америке до инаугурации Рауля прошло чуть больше 40 лет. Не так уж и много для страны, в которой, как утверждали, в начале 70-х о соккере что-то слышало меньше 1% населения.

Первая попытка заразить американцев настоящим футболом случилась как раз тогда: медиамагнат Стивен Росс, в рабочее время занимавшийся делами Барбары Стрейзанд, Рея Чарльза и «Роллинг Стоунз», решил инвестировать миллионы в команду «Нью-Йорк Космос», привез в Штаты Пеле и Беккенбауэра, провел пару успешных сезонов, но в итоге закрыл проект из-за проблем с ТВ-контрактами.

Такое «равнодушие» американцев к футболу поразило игроков «Манчестер Юнайтед» и «Реала» – летом 2014-го их матч в Мичигане собрал больше 109 000 зрителей

Молодежное движение

Второй футбольный шанс Америка получила в начале 90-х — вместе с чемпионатом мира в 1994-м был организован новый национальный турнир, МЛС (MLS – Major League Soccer), а чуть раньше — подписан первый телеконтракт с английской премьер-лигой. Матчи поначалу показывали в записи раз в неделю и специально перемонтировали их таким образом, чтобы вставить в трансляцию как можно больше рекламных пауз.

Эта попытка оказалась намного более успешной, и за 20 лет соккер врос в Америку настолько, что в 2007-м ФИФА объявила: в США футболом на том или ином уровне занимаются 24,5 млн человек. Больше в мире — только у Китая.

24 млн игроков, но еще больше — болельщиков, причем не только местных клубов. В 2016-м после трех лет исследований чикагская компания Gilt Edge Soccer Marketing арисовала такой портрет местного футбольного болельщика: молодой, ориентированный на технологии, смотрит в среднем 9 матчей в месяц, но в основном по ТВ или на смартфоне, чаще всего (27%) следит и за МЛС, и за другими лигами, но нередко (13%) — только за Европой, в трети случаев говорит по-испански. Правда, нашлись и 10%, которые смотрят только за тем, как в футбол играют их дети.

Конечно, между футболом и американскими традициями еще существуют барьеры: после НФЛ или НБА зрителям, как считается, не хватает динамики и постоянных перерывов на рекламу, а иногда — базовых знаний. Например, у немецкого новичка «Чикаго Файр» Бастиана Швайнштайгера на первой же пресс-конференции спросили, поможет ли он команде из Иллинойса выиграть чемпионат мира. Но такие истории американцы уже научились конвертировать в интернет-мемы и извлекать дополнительную выгоду.

Школьная программа

Полноценную экспансию в США европейцы начали во второй половине нулевых, когда Рауль еще вряд ли мечтал о Нью-Йорке вслух. Вслед за первыми звездами-легионерами в МЛС (Бэкхэм, Анри) в Штатах регулярно начали высаживаться и целые команды. Сначала — просто играть выставочные матчи и быстро улетать обратно, чуть позже — заезжать уже на несколько недель, готовиться к новому сезону и откатывать полноценные туры по переполненным стадионам.

«Это было просто невероятно, я никогда не играл при таком количестве зрителей, — признавался Майкл Кин летом 2014-го, когда его «Манчестер Юнайтед» сыграл с «Реалом» в Мичигане. — Раньше я читал, что люди здесь не интересуются футболом, но слушайте, там было 109 000 болельщиков!».

За командами потянулись детские тренеры и методисты: по всей Америке, от Калифорнии до Массачусетса, те самые 10% получили возможность смотреть на своих детей в составе франшиз академий «Арсенала», «Барселоны», «Вест Хэма», «Ливерпуля» и ПСЖ. Самый популярный пример для подражания прямо сейчас — американский хорват Кристиан Пулишич, который из Пенсильвании добрался до основного состава дортмундской «Боруссии».

Наконец, самые смелые и амбициозные решились открыть в Штатах собственные филиалы. Так в 2013-м в Нью-Йорке появился небольшой офис мюнхенской «Баварии», в 2014-м — представительство Ла Лиги, а в 2016-м — «Барселоны». С определенной скидкой к списку можно добавить «Нью-Йорк Сити», который входит в состав арабской City Football Group и живет в тесной связи с «Манчестер Сити», а также побратим одноклубников из Лейпцига и Зальцбурга «Ред Булл», также представляющий Нью-Йорк в МЛС.

Весной 2017-го Бастиан Швайнштайгер, супергерой «Баварии» и неудачник «Манчестер Юнайтед», перебрался в MLS. Менеджеры «Чикаго Файр» посчитали, что действующий чемпион мира стоит $4,5 млн в год

Курс немецкого

Три главных направления работы американских менеджеров — укрепление бренда, взаимодействие с болельщиками и привлечение новых партнеров (а заодно и поддержка уже имеющихся). Европейские футбольные офисы на Манхэттене — это как правило 4-6 сотрудников и пара небольших кабинетов, уставленных копиями трофеев и атрибутикой (офис Ла Лиги вообще находится в коворкинге).

Пока удачнее всех Штатах развернулись немцы. Из нью-йоркского офиса «Бавария» поддерживает отдельные сайт и каналы в социальных сетях (кажется странным, но у клуба действительно два абсолютно разных сайта, твиттера и фейсбука — простой английский и американский английский), ищет спонсоров, общается с фан-клубами (их в Северной Америке уже 117) и просто активно участвует в американской футбольной жизни по любому подходящему поводу.

Летом 2016-го немецкая команда приехала в тур по США и настолько ударно провела в Америке пару недель, что контента («Бавария» на бейсболе, «Бавария» в гостях у клуба НФЛ, «Бавария» на Таймс Сквер) хватило на весь сезон, а футболист «Нью-Йорк Джайентс» Одел Бекхэм вообще сдружился с коллегами и слетал в Мюнхен с официальным ответным визитом.

Амбассадор Рауль за полтора года в городе своей мечты тоже успел добиться некоторых успехов — прокатившись по паре десятков конференций и бизнес-форумов, он подтянул английский и помог совместным проектам Ла Лиги с «Майкрософт» и мексиканским маркетинговым агентством Global W. Роналдиньо, официальное лицо нью-йоркского офиса «Барселоны», в Америку пока не переехал, но на публичных мероприятиях был замечен не раз.

Мюнхенская «Бавария» очень серьезно относится к американскому рынку: содержит офис в Нью-Йорке, делает отдельный сайт для местной публики, а две недели прошлого лета в Штатах гостила команда в полном составе

Лига чемпионов в Нью-Йорке

Следить за тем, что происходит на стадионах Испании, Англии, Германии и других топ-чемпионатов в прямом эфире, из Америки иногда даже проще, чем в Европе (и тем более, чем в России, где, например, Ла Лигу вообще не показывают). Все основные лиги имеют контракты с основными вещателями (рекордная сделка — NBC с англичанами на 6 сезонов за $1млрд), а стриминговые сервисы собирают их в удобные пакеты для тех, кто хочет все и сразу. Пример — FuboTV, который за $34,99 в месяц предлагает смотреть все главные европейские турниры в любом удобном устройстве.

Единственный очевидный минус — разница во времени, но, с одной стороны, и в 7 утра в двух нью-йоркских барах болельщиков «Манчестер Юнайтед» всегда собирается не меньше 100 человек, а с другой, в Англии уже заявляли о намерении верстать календарь с учетом пожеланий болельщиков в Америке и Азии. Причина такой чуткости, конечно, не социальная ответственность, а рейтинги и бОльшие возможности для рекламодателей: английская премьер-лига по-прежнему остается самым популярным неамериканским футбольным турниром в Штатах и собирает в среднем по 500 000 зрителей за трансляцию (МЛС для сравнения — 261 000).

Впрочем, летом 2017-го разница во времени может стать проблемой уже не для американцев, а для европейцев: с 18 по 30 июля США в пятый раз примет товарищеский турнир International Champions Cup. «Реал», «Ювентус», ПСЖ, «Манчестер Юнайтед», «Барселона», «Манчестер Сити», «Тоттенхэм» и «Рома» проведут между собой 12 матчей в 9 штатах, в том числе во Флориде, которая примет первое в истории классико за пределами Испании и приуроченный к нему недельный фестиваль. Билеты только на эту игру стоят от $350 до $3300.

После всего, что уже случилось в Америке с европейском футболом, остается, кажется, только одно: привезти в Штаты официальные матчи. В октябре президент УЕФА Александр Чеферин уже заявлял, что сыграть финал Лиги чемпионов в Нью-Йорке — «неплохая идея в будущем, ведь лететь из Азербайджана в Португалию столько же, сколько из Португалии в Нью-Йорк». Учитывая, что Баку имеет все шансы принять главную игру сезона уже в 2019-м, это будущее может наступить быстрее, чем можно ожидать.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться