К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Уйти красиво. Как снизить риски при ликвидации бизнеса

Фото SeongJoon Cho / Bloomberg via Getty Images
Фото SeongJoon Cho / Bloomberg via Getty Images
Почему не стоит проводить ликвидацию предприятия «альтернативным методом»? Простые правила помогут защитить права как сотрудников, так и владельцев бизнеса.

Причинами добровольной ликвидации бизнеса могут стать различные обстоятельства. Например, постоянные или периодические убытки. Или достижение поставленной перед компанией цели. При этом владельцам следует помнить, что при добровольной ликвидации права и обязанности предприятия не передаются и не переходят другим лицам.

Сама процедура состоит из нескольких этапов: принятие решения о ликвидации, увольнение сотрудников, уведомление контролирующих органов и контрагентов о принятом решении, регистрация ликвидации с последующим исключением компании из реестра юридических лиц. Несмотря на кажущуюся простоту, собственники в ходе процесса зачастую совершают разнообразные ошибки. Рассмотрим самые распространенные из них.

Поиск специалиста

 

Это самая частая проблема бизнеса. Обычно ликвидацию проводят юристы, основной вид деятельности которых – создание, ликвидация и реорганизация юрлиц.

Неопытные специалисты некорректно составляют нужные документы, проводят процедуру одним лицом (ликвидатором) одновременно в большом количестве организаций, несвоевременно реагируют на требования контрагентов и кредиторов. В результате срок ликвидации существенно увеличивается — с шести месяцев до полутора-двух лет.

 

В практике бывают и более существенные проблемы. В частности, когда с нарушениями увольняются сотрудники ликвидируемой организации. Это приводит к тому, что работники, пользуясь своим правом на обращение в суд, заявляют там о признании увольнения незаконным и взыскании среднего заработка за период вынужденного прогула. Такие требования удовлетворяются судами в полном объеме в связи с явным нарушением трудового законодательства.

Как выбрать квалифицированных специалистов? Во-первых, ориентируйтесь на отзывы коллег или партнеров. Во-вторых, крупные компании (ликвидаторы) обычно размещают рекомендации и отзывы своих клиентов на сайте. Для проверки можно связаться с их авторами, это несложно и не займет много времени.

Также бизнесу следует соблюдать простые правила для минимизации рисков. Никогда не вносите полную предоплату за оказываемые услуги. Договоритесь о поэтапной оплате, причем большая часть денег должна перечисляться после получения из ФНС листа записи об исключении компании из ЕГРЮЛ.

 

Проверьте информацию о ликвидаторе на сайте ФНС с помощью ресурса «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». С его помощью получите актуальную на дату запроса выписку из ЕГРЮЛ. Особое внимание уделите адресу регистрации и сведениям о руководителе компании. Если в этих разделах указано «сведения не достоверны», то рекомендуем отказаться от сотрудничества.

Узнайте, кто именно из сотрудников назначен ликвидатором. После чего на сайте ФНС в разделе «Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц» проверьте работника, используя его ФИО. При обнаружении сведений рекомендуем отказаться от сотрудничества с его фирмой.

Несвоевременные расчеты с контрагентами, госорганами, сотрудниками

Несвоевременные расчеты с указанными лицами приводят к осложнению процедуры, т.к. на любом из этапов может появиться кредитор, который предпримет все возможные меры для получения причитающихся ему денег. Это связано с тем, что ликвидация бизнеса влечет прекращение ранее принятых им обязательств. Наиболее рискованными являются взаимоотношения с контрагентами, которые завершались конфликтом интересов. Либо, наоборот, контакты с контрагентом были на таком высоком уровне, что длительное время должное внимание оформлению документов не уделялось. Также важно провести сверку с контролирующими органами (ФНС, ПФР и так далее) на предмет выявления задолженности по обязательным платежам. Это поможет избежать возможных претензий.

«Альтернативные» методы

 

Часто можно встретить предложения о ликвидации компаний с долгами (или ликвидации «альтернативным методом»). В них обещают провести процедуру в два раза быстрее и в три раза дешевле, чем на рынке. Реализуется такой механизм просто. Компания, предлагающая услуги, регистрирует новую организацию (организация-правопреемник) обычно на удалении от региона, где находится собирающийся ликвидироваться бизнес. К правопреемнику присоединяется неограниченное количество компаний, после чего он ликвидируется либо его просто «бросают». В последнем случае расчет на то, что ФНС по своей инициативе его ликвидирует в связи с тем, что не ведется хозяйственная деятельность и не предоставляется бухгалтерская отчетность.

Риски механизма очевидны. Во-первых, полная потеря контроля над процедурой со стороны собственников. После присоединения компании повлиять на деятельность правопреемника у них возможности нет. Значит, и проконтролировать прекращение его деятельности невозможно. Во-вторых, отсутствует контроль за юрлицами, которые будут присоединены к правопреемнику. Если среди таковых окажутся организации, которые вели незаконную деятельность, то в будущем это может привлечь интерес правоохранительных органов. Советую избегать привлекательных предложений по «упрощенным» и «альтернативным» процедурам.

Неготовность к проверкам государственных органов

Проверки при ликвидации — это особый этап, к которому стоит подготовиться заблаговременно даже в том случае, если ранее ваша компания никогда не привлекала к себе внимание контролирующих органов.

 

Особенно подвержены риску проведения проверок компании из крупного бизнеса (стоящие на учете в ФНС как крупнейшие налогоплательщики); фирмы–однодневки, зарегистрированные незадолго до ликвидации; организации, в которых обязанности гендиректора возложены на управляющие компании; предприятия, которые по каким-либо причинам игнорируют запросы контролирующего органа на предоставление информации.

Каждое из перечисленных обстоятельств само по себе не выходит за рамки закона (за исключением непредставления информации), но при этом, исходя из опыта, является фактором, при котором проверка будет проведена почти наверняка. Если перед началом ликвидации не будет проведена надлежащая сверка с контролирующими органами (в первую очередь, с налоговиками), то следует ждать большое количество запросов о предоставлении документов и объяснений по взаимоотношениям с контрагентами. Отсутствие ответов на такие запросы влечет наложение штрафов, без уплаты которых завершение ликвидации невозможно.

Во избежание неблагоприятных последствий рекомендую перед началом ликвидации провести сверку с контролирующими органами (ФНС, ПФР, ФСС). Направьте им запросы о наличии задолженности по обязательным платежам, а также предоставлению отчетности. Имея на руках ответы и справки об отсутствии долгов, можно смело приступать к началу процедуры.

Некорректная подготовка и составление документов

 

Для проведения ликвидации следует подготовить значительное количество важных документов. К ним относятся: решения участников (акционеров) о ликвидации, уведомления сотрудников и контрагентов о прекращении деятельности, бухгалтерские документы (отчетность в период проведения ликвидации, промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы), ответы на требования контролирующих органов, а также документы для ФНС для регистрации каждого этапа ликвидации. Каждый из документов имеет требования к содержанию, срокам представления и к оформлению по утвержденным формам.

Некорректное составление документов неизбежно приведет к увеличению сроков ликвидации, к доначислению налоговой базы в случае недостоверной информации и к штрафам (если необходимые документы не представлены или представлены не в установленный законом срок).

На практике доначисления налоговой базы и штрафы приводят к проблемам. Обычно к этому моменту у ликвидируемой компании отсутствуют денежные средства, так как закрыты расчетные счета, поэтому погашать долги приходится дополнительными средствами и только с помощью назначенного ликвидатора (ликвидационной комиссии). После этого для корректного зачисления и учета платежей нужно проводить дополнительную сверку расчетов с контролирующим органом, что опять же требует дополнительного времени и усилий. Во избежание ошибок рекомендую не заниматься самостоятельной подготовкой документов. Отсутствие опыта в этой сфере, скорее всего, приведет к последствиям, устранение которых обойдется дороже, нежели услуги профессионалов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости