Маневры в зоне .ru: как зарабатывать на доменных именах | Бизнес | Forbes.ru
$57.88
68.12
ММВБ2071.53
BRENT58.34
RTS1127.71
GOLD1300.97

Маневры в зоне .ru: как зарабатывать на доменных именах

читайте также
+15 просмотров за суткиТемный лабиринт, полный программистов. Что нужно преодолеть Интернету на этапе становления +328 просмотров за сутки«То, что мы называли книжным рынком, больше не существует». Линор Горалик о писательском бренде и гендерном равноправии +3 просмотров за суткиАнтон Федчин («Одноклассники»): «Я не верю, что мессенджеры могут съесть соцсети» Интервью Антона Носика о свободе слова в интернете: «Я совершенно не оптимист» Продавец секретов: лидер хакерской группы «Шалтай Болтай» получил два года колонии $1 млн против стресса: инвесторы из «Русагро», Bright Capital и 2ГИС вложились в сервис Welltory +1 просмотров за суткиВ интернете кто-то не прав: 7 цитат от Павла Дурова о главных скандалах всемирной паутины Как автор Ждуна будет зарабатывать на меме в России В Госдуму внесли законопроект о запрете технологий обхода блокировок Apple II. Юбилейное: от квадратных скобок до советских клонов +2 просмотров за суткиMail.Ru Group запустит собственный мессенджер +4 просмотров за суткиForbes опубликовал рейтинг самых быстрорастущих технологических компаний — 2017 +1 просмотров за суткиВ Госдуму внесли законопроект об идентификации пользователей мессенджеров +3 просмотров за суткиДевять тезисов о будущем медиа Уязвленные сети: пока WannaCry не грянет, мужик не перекрестится +12 просмотров за суткиВласти займутся регулированием похожих на СМИ интернет-сервисов Руководитель Mail.Ru Group: «Я сам был готов работать бесплатно, настолько мне все было интересно» По следам Tencent. Что общего между Mail.ru и китайским интернет-гигантом +4 просмотров за сутки20 самых дорогих компаний рунета – 2017 +1 просмотров за суткиПод колпаком. Как госрегулирование интернета тормозит развитие бизнеса
Бизнес #интернет 13.07.2017 07:31

Маневры в зоне .ru: как зарабатывать на доменных именах

Фото REUTERS / Toru Hanai
Доменный рынок остается привлекательным: в зоне .ru ежегодно проходят сделки на суммы выше $500 000. Самая дорогая сделка за все время составила около $1,3 млн

В 1999 году у Филиппа Гросс-Днепрова, сына советского композитора Анатолия Днепрова, угнали автомобиль Lincoln Navigator. Эмоции и желание сообщить об этом как можно большему числу людей привели его в интернет. Гросс-Днепров зарегистрировал свой первый домен — ugon.ru, сделал сайт и разместил сообщение о краже любимого «линкольна». Он хотел создать проект, который помог бы таким же бедолагам, как он, и в итоге на сайте появилась база с двумя тысячами угнанных автомобилей. Филипп не только сам увлекся проектом в сети, но и заинтересовал младшего брата Павла, который с 2002 года начал коллекционировать и перепродавать домены. Первой удачной сделкой стала продажа домена zoom.ru за $1000, его регистрация обошлась всего в $20.

Сделки стали массовыми. «Я купил у владельца домен devushka.ru за $200, а перепродал его за $1200, затем купил еще 20 доменов и снова их перепродал», — вспоминает Павел Гросс-Днепров. Тогда этот бизнес не казался сверхвыгодным, доменными именами владели крупные операторы сотовой связи («Вымпелком», МТС), программисты или веб-дизайнеры, например Артемий Лебедев.

Скупка доменных имен была затратным делом, а первоначального капитала почти не было, и первое время Павел едва сводил концы с концами. Инвестиционный горизонт вложений в домены трудно определить заранее, денег на текущие расходы не было. Павел рассказывает, что ему приходилось даже брать кредиты в банке на покупку продуктов.

Зато в его коллекции оказалось несколько тысяч доменов, которые он с успехом начал продавать. Вот несколько сделок: bu.ru (продан за $20 000), photo.ru (1 млн рублей), fm.ru ($20 000), models.ru ($15 000), yogurt.ru (за 1 млн рублей продан Danone), avtolombard.ru (1 млн рублей). Домен yes.ru издательский дом Independent Media сначала арендовал для одноименного журнала, а затем выкупил за $50 000.

Как технически делается бизнес на доменах? Доменные зоны (.ru, .com и пр.) распределяет международная организация ICANN. Она определила, что за зону .ru отвечает российская некоммерческая организация «Координационный центр» (КЦ), а связанный с ней «Технический центр» поддерживает работу этой зоны. КЦ аккредитовал более 40 компаний-регистраторов, которые могут подавать заявки на доменные имена в КЦ, за каждую заявку регистратор платит 82 рубля, скоро сбор повысится до 120 рублей. Потом регистраторы продают имена всем желающим с небольшой маржой (цена имени редко превышает тысячу рублей), и уже новые владельцы доменов вроде Павла Гросс-Днепрова делают настоящий бизнес на сделках с именами.

Сам Филипп Гросс-Днепров нашел себя в регистраторском бизнесе. В 2006 году он вместе с сооснователем дизайн-студии «Цэтис» Алексеем Королюком создал собственный регистратор и хостинг-провайдер Reg.ru (у каждого из них по 40,3% компании). За 10 лет они сумели построить крупнейшего игрока на рынке, по динамике бизнеса и количеству зарегистрированных доменных имен опередившего исторического лидера — компанию Ru-Center (входит в холдинг РБК). По данным базы «Контур-Фокус», выручка Reg.ru за 2015 год составила 629,2 млн рублей, чистая прибыль — 9,7 млн рублей. Компания предоставляет хостинг почти для 400 000 доменных имен, а обслуживает около 3 млн доменов.

Павел все это время продолжал торговать доменами и одновременно развивал сайты с тизерной рекламой. Он запустил музыкальный проект zvezdi.ru (аналог популярного проекта zaycev.net) с посещаемостью до 350 000–400 000 человек в сутки, что сделало его крупным партнером тизерных сетей. В 2011 году Павел продал проект издательскому дому «СИМедиа», по оценкам, за $500 000–800 000.

Павел Гросс-Днепров говорит, что на волне роста российского интернета заработал более $1 млн, после чего увлекся тусовками, дорогими автомобилями и вместо доменов начал строить бизнес по продаже одежды. «Я купил себе пять машин: Hammer, Mercedes CLS, Mercedes E Class 220 (Brabus)... В итоге потерял кучу денег на интернет-магазине, торгующем китайским ширпотребом. До сих пор еще вещи остались», — рассказывает Павел. Через год-полтора после продажи zvezdi.ru финансовое положение стало удручающим. Павел продал автомобили и начал искать работу по найму. Потом продал и трехкомнатную квартиру — чтобы всерьез вернуться на рынок доменов.

На этот раз он пришел с новой идеей — скупать домены с «ошибочными» именами, схожими с известными брендами, например, Павлу принадлежат домены biletik.ru, tikets.ru и др. Удача вновь улыбнулась ему.

За счет сотен скупленных «ошибочных» доменов он сумел организовать постоянный денежных поток, а трафик перепродавал конкурентам компаний, в названии которых допущена ошибка: при наборе неверного имени домена пользователь автоматически перенаправляется на сайт конкурентов, с которыми у Павла заключено соглашение. Такие домены приносят ему около 300 000 рублей в месяц.

Павел продолжил и старый бизнес по перепродаже доменов. Он участвовал в доменных аукционах, на которых продавались имена, чьи владельцы о них забыли или не захотели продлевать на них права. Например, Павел купил на аукционе за $2000 домен dimabilan.ru, а затем перепродал его за $15 000 Виктору Батурину, который опередил бывшую жену, нынешнего продюсера Димы Билана Яну Рудковскую. Павел выкупил имена и других звезд — buzova.ru, borodina.ru, alsou.ru (выкуплен певицей за 150 000 рублей) и др. Звезды и компании часто устраивают судебные тяжбы из-за доменных имен, например артист Павел Воля больше трех лет пытается получить домен pavelvolya.ru у неизвестных владельцев с Кипра, готовых продать его за 2 млн рублей.

Не остались без его внимания и компании миллиардеров: он покупал доменные имена структур банкира Олега Тинькова, «Норильского никеля» и МТС.

Павел выкупал также домены и сайты для публичных фигур, которые не хотели, чтобы их имена в негативном контексте попадали в топ поисковиков, или опасались, что они достанутся недоброжелателям или оппозиционерам, которые разместят там компромат. К примеру, так поступает президент США Дональд Трамп, который владеет уже тысячами доменов, среди них DonaldTrumpSucks.com, NoMoreTrump.com, TrumpOrganizationSucks.com, IHateTrumpVodka.com и TrumpVodkaSucks.com.

Используя накопленный опыт и знакомства с другими домейнерами, Павел организовал сервис-биржу domainparking.ru, где он сводит владельцев и покупателей доменов, а также помогает задействовать пустующие домены рекламой. Всего на сервисе зарегистрировано 8000 пользователей, которые владеют 180 000 доменов. У типичного клиента сервиса имеется 300–400 имен.

Доменный рынок остается привлекательным: в зоне .ru ежегодно проходят сделки на суммы выше $500 000. Самая дорогая сделка за все время, по словам Павла, составила около $1,3 млн. В этом году на уровне около $1 млн был продан домен game.ru. Стоимость самой крупной сделки Павла по перепродаже домена — €35 000, но в год  он проводит сотни клиентских и личных сделок от 100 000 до 300 000 рублей.

У такого бизнеса есть и свои риски — домены отбирают не только законным способом через суд, но иногда и под угрозой применения физической силы. Павлу приходилось сталкиваться с подобными ситуациями, но последствия были только финансовыми, без агрессии.

Отдельный и весьма специфичный бизнес — продажа доменов крупным корпорациям с зарегистрированными торговыми марками. Обычно тех, кто их регистрирует, называют киберсквоттерами. У каждой корпорации собственная политика по работе с ними: кто-то принципиально отнимает домены только через суд, причем работа внешних юристов может стоить до $50 000, а кто-то платит или договаривается. Павел говорит, что у него были личные и брокерские сделки с корпорациями — boeing.ru, ren.tv, iphone.ru (приобрел Apple), kenzo.ru, escada.ru и др. Но в случае споров он обычно находит компромиссное решение, и через суд его домены пока никто не отнимал. Тем не менее перспективы бизнеса в зоне .ru выглядят не вполне безоблачными. Комиссии за продление доменов растут, а ICANN открыл 2500 новых доменных зон на любой вкус — .media, .forex, .game, .moscow, .london и др.