Путешествие в Китай: как российские кинематографисты осваивают азиатский рынок | Forbes.ru
$58.55
69.32
ММВБ2131.94
BRENT62.79
RTS1141.50
GOLD1255.56

Путешествие в Китай: как российские кинематографисты осваивают азиатский рынок

читайте также
+13 просмотров за суткиНеотвеченный вызов. «Матильда» как общественное явление +15 просмотров за суткиАлександр Мамут против Тома Круза: киносети миллиардера не показывают новый блокбастер из-за спора с Universal +8 просмотров за сутки«Матильда» — героиня нашего времени. Почему кинотеатрам не стоило отказываться от показов фильма Учителя +132 просмотров за суткиРуководители «Амедиа Продакшн» в интервью Forbes: о секретах успеха телесериалов и инвестициях +200 просмотров за суткиМыльная опера: как зарабатывают самые высокооплачиваемые актрисы мира. Рейтинг Forbes — 2017 Другой угол зрения: к концу года платные просмотры для онлайн-кинотеатров станут доходнее рекламы Кинопродюсер Алексей Петрухин: «Я хотел бы, чтобы все полностью контролировалось государством» +14 просмотров за суткиКартина маслом: помешает ли конфликт на Украине съемкам «Ликвидации» Несырьевой экспорт в Китай: «Смешарики», КВН и квантовая физика +10 просмотров за суткиЛюбовь и инвестиции: 10 вопросов миллиардеру Лену Блаватнику о кино Книга на выходные: «Мир по "Звездным войнам"» Эра «Карточного домика»: как онлайн-кинотеатры завоевывают сердца и умы зрителей Парни на миллиард: какие творческие планы у продюсеров «Притяжения» Продюсер Илья Стюарт: «Вера в перспективы «Блокбастера» выросла» +7 просмотров за суткиКино и деньги. Как государство распределяет средства на поддержку кинематографа? Культурный протекционизм в кинематографе: идея на пять миллионов Хроники Каннского кинофестиваля: кто купит российское кино за $2 млн Палка о двух концах: как онлайн-кинотеатрам жить в условиях нового закона +10 просмотров за суткиРейтинг зрителя: Forbes впервые оценил коммерчески успешных российских режиссеров Пять трендов в развитии онлайн-кинотеатров: куда движется рынок

Путешествие в Китай: как российские кинематографисты осваивают азиатский рынок

Марина Наумова Forbes Contributor
Тимур Бекмамбетов Фото Романа Шеломенцева для Forbes
Ни по объему кинорынка в частности, ни по экономическому развитию в целом Россия Китаю не равна, а стоит в очереди за китайскими инвестициями, причем далеко не на первом месте, с не самыми лучшими предложениями. Конкурировать за китайские деньги российским проектам приходится с Голливудом

Когда на официальных дискуссиях или в кулуарах кинематографических мероприятий в России заходит речь о Китае, все начинают понимающе кивать, ссылаться на недавно прочитанные статьи, пресс-релизы и статусы в Фейсбуке. Но мало кто может утверждать, что владеет точной информацией и проверенной схемой. Даже авторы этих статусов и фигуранты пресс-релизов. В частных беседах они чаще всего говорят, что «все сложно» и «все очень индивидуально». Forbes.ru собрал наиболее яркие кейсы путешествия в Китай российских кинопродюсеров.

Притяжение Бондарчука

Партнер компании «АРТ Пикчерс» Дмитрий Рудовский потратил на выстраивание рабочих отношений с Китаем 8 лет. Начался этот путь в 2009 году с фильма «Обитаемый остров» режиссера и партнера Рудовского по «АРТ-Пикчерс» Федора Бондарчука. «Обитаемый остров» до проката в Китае так и не добрался, но был продан за небольшую фиксированную сумму порядка $20 000-30 000 и дал старт партнерству.

Затем свой вклад в репутацию «АРТ Пикчерс» на китайском рынке внес проект «Сталинград», который они сняли вместе с «Нон-стоп Продакшн» Александра Роднянского. Прокатом этого фильма в Китае занималась компания Sony (WDSSPR). «Сталинград» вышел в Китае в ноябре 2013 года и заработал рекордные на данный момент для российского фильма на китайском рынке $11,82 млн. Сейчас, в 2017-м, Рудовский делит с партнерами лавры от успешного захода на китайский рынок фильма «Притяжение» — совместного проекта «АРТ Пикчерс» и студии «Водород». Режиссер «Притяжения» — знакомый уже китайской аудитории Федор Бондарчук, авторы концепции и продюсеры — Михаил Врубель и Александр Андрющенко из «Водорода».

На «Притяжение» возлагают большие надежды: хотя в прокат фильм еще не вышел, его удалось продать китайскому дистрибьютору с рекордной для российского проекта минимальной гарантией $2 млн плюс $500 000 на стереоверсию фильма. Китайский зритель увидит наш блокбастер о пришельцах, приземлившихся в Чертаново, в сентябре 2017-го. «Притяжение 2» «АРТ-Пикчерс» и «Водород» намерены снимать уже в копродукции с китайскими партнерами. Идет разработка сценария, где должен быть второстепенный герой в исполнении китайского артиста, обсуждается конфигурация копартнерства.

Драконы Бекмамбетова

Тимур Бекмамбетов и его компания «Базелевс» зашли на китайских рынок с черного входа: их молодежное фэнтези «Он дракон» в 2016-м стала хитом пиратских сайтов. Фильм появился на китайских торрентах на русском языке с китайскими субтитрами, сделанными первыми фанатами. Когда в «Базелевсе» увидели, что количество скачиваний и просмотров составляет десятки миллионов, Бекмамбетов командировал генерального директора компании Игоря Цая в Поднебесную с наказом найти партнеров и выпустить фильм в прокат.

Цай подошел к вопросу системно. Он посетил 15 крупнейших городов Китая, чтобы понять, как там живут люди, смотрел по четыре фильма в день в китайских кинотеатрах, чтобы понять, что этим людям интересно. Большим и приятным сюрпризом для продюсеров из России стал тот факт, что в Китае очень любят советские фильмы про войну. Поколение 30+ в Китае хорошо знает фильм «Москва слезам не верит» и песню «Александра». Цай узнал все это от китайских блогеров, с которыми встречался в поездках.

Китайская аудитория, рассказывает Цай, существенно отличается от российской — она более наивна и инфантильна. Что, кстати, и объясняет успех фильма «Он дракон»: это романтичная сказка с Марией Поезжаевой в главной роли (актриса российскому зрителю известна по фильму «Класс коррекции»). Фильм вышел в китайский прокат в августе 2016-го и заработал порядка $7 млн, что почти в три раза больше сборов на домашней территории ($1,8 млн)

Читайте также «Бремя первых. Как Тимур Бекмамбетов стал самым коммерчески успешным продюсером»

Путешествия Петрухина

Продюсер Алексей Петрухин обладает наиболее последовательным и успешным опытом работы с Китаем на данный момент. Основанная им «Русская Фильм Группа» единственная в России компания,  которой удалось не только продать на китайский рынок свой фильм (что, в общем-то, тоже непросто), а запустить и завершить масштабный копродукционный проект с Китаем. «РФГ» с китайским государственным мейджором China Film Group и продюсерской компанией Джеки Чана «JCE Movies Limited» выпускает в этом году вторую часть франшизы «Вий» — «Путешествие в Китай: тайна печати Дракона». Бюджет проекта $49 млн. Это, объясняет Петрухин, так называемый лимит затрат, потому что фильм сейчас находится на стадии постпродакшена, после которой будет ясна окончательная цифра.

Структура инвестиций следующая: 50% бюджета — это деньги китайской стороны, 50% — российской, при этом у партнеров разное распределение доходности по всему миру. «Мы поделили мир на несколько территорий: есть территория СНГ, есть территория Юго-Восточной Азии, материковый Китай и остальной мир, куда входят Америка, Канада, Европа. Каждая территория подвергалась отдельному обсуждению. И каждый инвестор, вкладывая деньги, отбивает их со своей стороны. Наш основной партнер по СНГ — это Сергей Михайлович Сельянов и его компания СТВ. Также у нас есть кредитор, я надеюсь, что он станет партнером, но пока смотрит осторожно, что понятно, это Глеб Фетисов. Он очень сильно нам помог в самый нужный момент. И, естественно, еще один партнер — это Фонд кино», — рассказывает Петрухин.

Основная территория проката этой масштабной картины — материковый Китай. Оценка сборов в Китае — 1,5 млрд юаней ($217 млн), но Петрухин с партнерами целится побить кассовый рекорд в 3 млрд юаней ($434 млн). И шансы велики, так как проект в Китае поддерживается на самом высоком уровне: 15 мая на международном экономическом форуме «Один пояс, один путь» Си Цзинпинь в своем выступлении просил поддержать выход трех картин – две китайские и одна копродукционная  — «Путешествие в Китай: тайна печати Дракона».

На территории СНГ Петрухин также надеется на кассовый рекорд: «Нам хочется немножко раздвинуть кассовые границы — увеличить количество зрителей, которые придут на этот фильм. Поэтому мы не торопимся с выпуском картины, ждем открытия еще нескольких сотен кинотеатров. Надеемся, хотя бы пара сотен в этом году откроется. Наши амбиции [по сборам фильма на территории СНГ. — Forbes.ru]  — это 2 млрд рублей». Фильм уже продан на территории США, Канады, Европы за «очень приличные деньги для нашего проекта», на уровне минимальной гарантии Петрухин с партнерами рассчитывают на сумму $20-25 млн.

Производство фильма «Тайна печати дракона» заняло два года, из которых девять месяцев ушло на подготовку, 96 смен (съемочных дней). Для сравнения, полнометражная драма — это в среднем 20 смен. К такому масштабу основатель РФГ шел более десяти лет.

Первый фильм, с которого Петрухин начал сотрудничество с Китаем, — комедия 2005 года «Мужской сезон: бархатная революция». Этот фильм не прошел через Комитет по кино, радио, телевидению и печати и не был допущен к кинотеатральному прокату в Китае, а вышел только на DVD. Второй проект, «Скалолазка» 2007 года, зашел уже более успешно — РФГ получила квоту на прокат в Китае и собрала $3,2 млн на китайском рынке, хотя выходила в одно время с фильмом «Валькирия» с Томом Крузом,  добавляет Петрухин. Годом позже РФГ выпустила проект «Дерзкие дни», который по квоте вышел в прокат и собрал порядка $2 млн. И в 2014 году была запущена копродукция «Путешествие в Китай», которая сейчас на завершающей стадии. На рассмотрении находится следующий проект франшизы «Путешествие в Индию: на пороге бессмертия» или «Вий 3».

Продюсер компании China International Partners, выпускник режиссерского факультета ВГИКа Дмитрий Лю с уважением кивает на Петрухина — «человек в 2015 году 30 раз был в Китае». Уделяет внимание, и китайские партнеры это ценят, говорит Лю. Сам Петрухин смеется, что на начальных этапах выстраивания сотрудничества ему помогло название собственной компании — «Russian Film Group» в Китае воспринимается как государственная кинокомпания по аналогии c китайским государственным мейджором «China Film Group».

Но большинство российских коллег Петрухина, считает Лю, имеют о российско-китайских отношениях несколько искаженное представление. Например, на круглом столе по копродукции с Китаем в рамках Московского международного кинофестиваля от одного из российских продюсеров прозвучала фраза «равноправное партнерство». Но ни по объему кинорынка в частности, ни по экономическому развитию в целом Россия Китаю не равна, а стоит в очереди за китайскими инвестициями. Причем далеко не на первом месте, с не самыми лучшими предложениями. Конкурировать за китайские деньги российским проектам приходится с Голливудом и с другими амбициозными кинематографиями.

На верхнеполитическом уровне понимание между Россией и Китаем, безусловно, есть. Видимо, это и вводит в заблуждение чутких к такого рода сигналам российских кинематографистов. Люди же более рыночно ориентированные понимают важность хороших презентаций, личных визитов и готовы в этой очереди стоять. Как метафорично описал это журналист, модератор питчингов в Фонде кино и многих других индустриальных мероприятий Иван Кудрявцев: тем, кто выстоит, откроются двери огромного сейфа, доверху забитого деньгами, и люди, этот сейф открывшие, укажут на конкретную кучку и скажут: «Вот это — твое, бери!»

Читайте также «Рейтинг зрителя: Forbes впервые оценил коммерчески успешных российских режиссеров»

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться