Куда дует «мусорный ветер»: будут ли в России сортировать отходы | Forbes.ru
$58.46
69.18
ММВБ2160.16
BRENT63.22
RTS1159.11
GOLD1290.30

Куда дует «мусорный ветер»: будут ли в России сортировать отходы

читайте также

Куда дует «мусорный ветер»: будут ли в России сортировать отходы

Артем Родин Forbes Contributor
Фото Романа Пименова / Интерпресс / ТАСС
Решение проблемы мусора — не в отдельных мерах по закрытию тех или иных переполненных полигонов или созданию заводов по термическому обезвреживанию отходов, а в системном подходе и создании условий для сортировки бытового мусора с выделением и вторичным использованием полезных фракций

Одной из поднятых на «прямой линии» с президентом Владимиром Путиным 15 июня 2017 года проблем стала проблема мусора: граждане жаловались на свалки рядом с их домами и создаваемые близостью свалок неблагоприятные условия жизни. В результате свалка в Балашихе была быстро закрыта. Кроме того, на совещании 22 июня 2017 года правительству было дано поручение обеспечить изменения законодательства для проведения работ по рекультивации нарушенных земель и восстановлению состояния окружающей среды после вывода таких объектов из эксплуатации. В связи с этим возникает вопрос: почему такая проблема решается только с участием президента и что происходит сейчас в столь чувствительной для людей сфере обращения с отходами?

Долгие годы эта сфера не была в центре внимания федеральных властей и проблемы решались на местном уровне доступными способами. Основным инструментом борьбы с незаконными свалками в России с начала 90-ых годов было взимание пятикратного размера платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов на несанкционированных полигонах. Однако суровость закона, как известно, часто компенсируется его неисполнением, и от того, кто размещал отходы на незаконных свалках, вряд ли стоило ожидать соблюдения закона в части внесения пятикратной платы за такую деятельность.

Разрешенные же полигоны, к которым, кстати, относится и закрытая свалка в Балашихе, платили эту плату в однократном размере и продолжали работать, со временем переполняясь и разрастаясь. Параллельно росла застройка территорий и в результате жилые дома вплотную приблизились к местам размещения отходов, что породило недовольство граждан, которое проявилось на прямой линии с президентом. Но это лишь вершина айсберга. На самом деле в этой сфере в последние годы происходят тектонические сдвиги, которые могут полностью изменить сегодняшнюю ситуацию.

В конце 2014 года были приняты в закон «Об отходах производства и потребления», предусмотревший ряд нововведений в сфере обращения с отходами, среди которых наиболее важны следующие:

  • Запрета на захоронение полезных отходов;
  • Оплата экологического сбора как формы ответственности производителей и импортеров за утилизацию отходов, образующихся от использования их продукции;
  • Передача ответственности за твердые бытовые отходы в каждом регионе выбранному по конкурсу региональному оператору, который обеспечивает сбор, транспортировку и утилизацию отходов согласно утвержденной схеме обращения с отходами.

Но реализация этой реформы еще далека от завершения. Из-за протестов со стороны производителей и импортеров в середине 2015 года введение экологического сбора (который уже в 2015 году должен был принести 30 млрд рублей в бюджет) было рассрочено на период с 2016 до 2019 года. Схемы обращения с отходами утверждены не во всех субъектах федерации и конкурсы на отбор региональных операторов не проведены.

Кроме того, пока не утвержден график введения предусмотренного принятым в конце 2014 года законом запрета на захоронение полезных отходов. Разработанный проект предусматривает запрет на захоронение несортированных отходов с 1 января 2024 года, а с 1 января 2018 года —  запрет захоронения бумаги, картона, шин и покрышек, стекла и термопластов (в том числе упаковки).

Решение этих проблем в Европе, где 20 лет назад население беспокоили те же проблемы, потребовало установление запрета на захоронение отходов на уровне всех государств-членов Европейского союза. Этот запрет внедрялся поэтапно начиная со стран Западной Европы и к 2020 году будет действовать на территории всего Европейского союза, включая страны Восточной Европы, где пока допускается захоронение отходов на полигонах.

Основываясь на опыте соседей, можно сделать вывод, что введение запрета на захоронение полезных отходов, а в перспективе — и любых несортированных отходов — является главным шагом к решению существующих проблем в сфере мусора, так как позволит не только стимулировать вторичное использование и сортировку отходов, но и снизит потребность в полигонах для захоронения отходов за счет уменьшения общего объема допускаемых к захоронению отходов.

При этом создание инфраструктуры обращения с отходами должно финансироваться в том числе за счет экологического сбора, введение которого отсрочено до 2019 года.

Параллельно в феврале 2017 года правительство приняло дополнительные меры по стимулированию создания инфраструктуры обезвреживания отходов и производства альтернативной энергии «из мусора» по аналогии с развитием солнечной и ветряной энергетики. Планируется ежегодно проводить конкурсы на выбор инвесторов, готовых строить такие мусороперерабатывающие заводы — электростанции на возобновляемых источниках энергии в обмен на гарантии доходности и возврата инвестиций по модели договоров поставки мощности, используемых в электроэнергетике для создания новых генерирующих мощностей. В 2017 году этот конкурс на строительство 5 заводов выиграло ООО «АГК-1» с участием «Ростеха». Опыт строительства подобных заводов в России есть и у австрийской компании EVN, построившей и эксплуатирующей уже 10 лет мусоросжигательный завод №3 в Москве.

Однако, решение проблемы мусора — не в отдельных мерах по закрытию тех или иных переполненных полигонов или созданию заводов по термическому обезвреживанию отходов, а в системном подходе, включающем создание условий для сортировки бытового мусора с выделением и последующим вторичным использованием полезных фракций, производство электрической и тепловой энергии из не подлежащих вторичному использованию фракций, и захоронению лишь тех отходов, которые не могут быть использованы никак иначе. Такой подход позволит не только сократить количество полигонов захоронения отходов, но и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться