Свободные отношения: почему фитнес-индустрию в России ждут большие перемены | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Свободные отношения: почему фитнес-индустрию в России ждут большие перемены

читайте также
+582 просмотров за суткиДоверительное управление: как в России работает антидопинговая система и сколько это стоит +69 просмотров за суткиМутанты против киборгов на Олимпиаде-2040 и другие прогнозы спортивного будущего +54 просмотров за суткиРезюме Мутко. Как оценивать работу российского чиновника? +18 просмотров за суткиСтоп-сигнал: Россию снова не пускают на Олимпиаду +65 просмотров за суткиЧестная сделка. Кому Михаил Прохоров продает акции Brooklyn Nets +61 просмотров за суткиСамые дорогие бренды спортивных компаний 2017. Рейтинг Forbes +14 просмотров за суткиЛучшее предложение: сколько футбольные клубы могут заработать в Лиге чемпионов +119 просмотров за суткиОбгон разрешен: почему Даниила Квята выгнали из «Формулы-1» +15 просмотров за суткиСамые ценные бренды спортивных событий 2017. Рейтинг Forbes +226 просмотров за суткиБольше, чем фитнес: 20 бизнес-ошибок от владелицы велнес-клуба в Сочи +9 просмотров за суткиНе ждали: самые сенсационные команды на чемпионате мира по футболу 2018 +4 просмотров за сутки«Победа может уничтожить тебя». Пять уроков лидерства от Марии Шараповой +215 просмотров за суткиЖенщин обижать не рекомендуется: как одна сексистская фраза погубила мужскую карьеру +9 просмотров за сутки«Мы решили работать только с известными и качественными брендами». Бизнес-истории из книги Марии Шараповой +14 просмотров за суткиРасходная операция: почему никто больше не хочет проводить летние Олимпиады +2 просмотров за суткиЗвезды сошлись: почему Неймара и Мбаппе купил не «Реал» +3 просмотров за суткиПравят жизнь: почему успешному бизнесмену необходим лайф-коуч +2 просмотров за суткиХоккей на песке: зачем Лас-Вегасу нужна команда НХЛ +12 просмотров за сутки«Идеальное тело за 20 минут в неделю — реально» +5 просмотров за суткиДень энергетика: как Red Bull научился зарабатывать на «Формуле-1» +10 просмотров за суткиИмпортозамещение в футболе. Как лимит на легионеров влияет на зарплаты российских игроков

Свободные отношения: почему фитнес-индустрию в России ждут большие перемены

Фото Getty Images
Когда российские фитнес-клубы откажутся от годовых карт в пользу подписки и универсальных абонементов

Последние пять лет кардинальные изменения произошли на многих рынках — такси, рестораны, здравоохранение... Индустрия спорта и фитнеса — следующая. И автоматизация, о которой уже писал Forbes, не единственный набирающий обороты тренд. Система подписки, моностудии и новые фитнес-практики в скором времени кардинально поменяют популярную пока в России бизнес-модель фитнес-клуба. Forbes объясняет, почему это случится. 

Причина №1 – более осознанное потребление. Раньше бизнес-модель клуба состояла в том, чтобы продать карту тем, кто не ходит: по разным оценкам, 60-80% клиентов перестают посещать клуб на второй-третий месяц после покупки годового абонемента. Прекрасная, удобная модель, на которой по сути построен весь нынешний российские рынок. Однако постепенно равнодушных клиентов становится все меньше, и стратегию работы с потребителем приходится менять. Еще несколько лет назад купить абонемент на полгода в приличный фитнес-клуб было не так просто – требовалось заключить договор минимум на год, а сейчас двигаться по срокам членства готовы даже сетевые клубы. Само понятие членства в клубе долгое время было синонимом годового контракта. И не только в России. На Западе фитнес-клубы хоть практиковали ежемесячную оплату услуг, однако договор подразумевал обязательства на год, а то и два. Например, членство в легендарном Bally Total Fitness,  закрывшемся в 2016-м, стоило $19 при условии привязки на 2 года.

Сегодня абонементы в Америке ни к чему не обязывают и работают по подписке (рекуррентные платежи с ежемесячным снятием и возможностью аннулирования в любой момент). Эту модель применяют как лидер премиум-сегмента Equnox (месяц – от $150), так и демократичная сеть Planet Fitness (месяц – от $10), нацеленная прежде всего на новичков в спорте. Перестроиться пришлось по причине того, что меняется модель потребления, траты становятся более осознанными. Однако это не мешает зарабатывать: выручка Planet Fitness в последнее время растет на 12-15% в год и в 2016-м превысила $370 млн.  

Все более популярными становятся универсальные абонементы, которые за ежемесячную плату позволяют посещать несколько разных фитнес-площадок. В США лидером этого сегмента является проект Classpass, недавно закрывший очередной раунд инвестиций в $70 млн: через сервис сделаны 35 млн записей на тренировки.

Самый масштабный аналогичный проект в Азии – GuavaPass, действует в ОАЭ, Китае, Гонк-Конге, Корее, Сингапуре, Малайзии и Индонезии.

В России единый фитнес-абонемент предлагают онлайн-сервисы Onefit (Москва) и Fitmost  (Москва, Санкт-Петербург, Сочи). Пользовательская база у них пока, конечно, скромнее, чем у подобных проектов в Штатах. Так, через сервис Fitmost записались уже на десятки тысяч тренировок. Зато статистика клиентской активности подтверждает тезис об «осознанном потреблении». Среди тех, кто посетил менее трех тренировок в месяц, абонемент продлевает менее 10%, а среди тех, кто сходил на 4-9 тренировок, – свыше 40%.

И тут надо сказать спасибо поколению Y и Z, которое уже к 2020-му будет составлять 20% платежеспособного населения и еще большую часть тех, кто занимается спортом. Разумные траты – это их черта №2, после №1 – это полное интернет-погружение. Свобода – их черта №3, и готовность связать себя «долгосрочными отношениями» с конкретным клубом будет все меньше. Это не значит, что модель годового абонемента полностью исчезнет, но существенно потесниться ей безусловно придется.

Причина №2 – специализация фитнес-индустрии. Моностудии каждый месяц отвоевывают все больше клиентов. Вслед за желанием иметь все в одном месте пришла мода на атмосферу камерности, когда каждая студия в зависимости от направления пропитана настроением этого спорта. Например, сайклинг в России существует уже давно, но бум этот спорт переживает сейчас, с появлением таких специализированных студий как Rock The Cycle и Velobeat. То же самое было на Западе: за сеть студий Soul Cycle – один из самых быстрорастущих фитнес-проектов последних лет – фитнес-гранд Equinox заплатил больше $160 млн и теперь выводит компанию на IPO.

Но сайклинг – лишь пример, отлично иллюстрирующий тренд. Если клиент выбирает кроссфит, то в клубе с кирпичными стенами, хардкорным интерьером и постоянным звуком падающих гантелей, если посвящает себя йоге, то в студии с дощатым полом и спокойной атмосферой, располагающей к расслаблению и ментальному отдыху. Средняя CAGR в моностудиях в США – 8,5%, в то время как средний показатель в обычных фитнес-клубах – 2%.

В Штатах количество клиентов моностудий увеличивается в среднем на 16% за год, остальных клубов – на 1%. Москва догоняет тренд: одна за другой громко открываются моностудии – сайкла, barre, йоги и др. Впереди однозначно появление сетей. Какие-то направления приживутся в массовом сегменте, другие останутся нишевым. Кроме того, стоит ждать M&As-активности от больших игроков на рынке. Возможно, в ближайшие годы западные моносети начнут развивать фрайчайзинговую модель и в России.

Причина №3 – новые направления фитнеса. На Западе (США, Великобритания, Италия и др.) есть сеть моностудий Barry’s Bootcamp стоимостью свыше $200 млн: там практикуют интервальные тренировки с использованием беговой дорожки и гантелей – и эти занятия считаются лучшим воркаутом в мире. В апреле специализированная студия для интервальных тренировок Booster Workout открылась и в Москве.

Сквош раньше казался абсолютно нишевым спортом, а теперь на его базе создаются клубы – например, Soul Rebel в Москве – и покоряют сердца даже тех, кто никогда не держал ракетку в руках.

Секрет успеха таких студий не только в эффективности тренировок, а в эмоциях, которые клиент получает от занятий. Это уже не «sex sells», а «emotions sell». Спорт перестает быть просто средством улучшения физического состояния или внешнего вида – теперь это способ интересно провести время  и эмоционально подзарядиться, а фитнес-клуб – место, куда можно пойти с друзьями вместо кино, где можно отдохнуть и снять стресс.

Не «Таксивезет» изменили транспортный рынок, не Ginza основала Delivery Club, не «Медси» запустили DocDoc или «Онлайндоктор». Рынки меняются не изнутри, а снаружи, и игрокам важно вовремя почувствовать тренд и присоединиться к нему. И надо сказать, что многие участники российской фитнес-индустрии уже откликаются на новые запросы рынка. World Class открывает специализированные студии (Cycle, Beat Zone, Mind Body), Alex Fitness запускает онлайн-проект о похудении Alex Games, новые клубы вместо годовых контрактов вводят практику оплаты за тренировки (модель «pay-as-you-train» – 5 concept, «Секция», The Base) и все больше спортивных объектов подключается к системе универсального абонемента, чтобы найти новых клиентов (у Fitmost, к примеру, уже более 300 фитнес-площадок).

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться