Риски для бизнеса: 78% российских компаний заявляют о росте давления со стороны налоговых органов

Фото Антона Вергуна / ТАСС
Примерно треть опрошенных компаний сталкивалась с претензиями налоговых органов о необоснованности полученной налоговой выгоды по причине признания недобросовестности контрагентов

Около 78% российских компаний ощущают увеличение давления на бизнес со стороны государственных органов при администрировании налогообложения в 2016-2017 годах, свидетельствует исследование IPT Group, поступившее в Forbes. Как отмечается в материале, одно из лидирующих мест в рейтинге аспектов, принимаемых во внимание налоговыми органами, занимает проблема недобросовестности контрагентов.

В опросе, проводившемся в июне 2017 года, приняли участие представители 109 компаний, работающих на территории России. По данным исследования, проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов — один из самых важных факторов, создающих налоговые риски для бизнеса, среди других выделенных аспектов деятельности компаний. На долю этого фактора приходится 35% суммарного влияния. Около 28% влияния приходится на контролируемые сделки (трансфертное ценообразование), 19% — применение льгот и пониженных налоговых ставок, 16% — концепция «бенефициарного собственника» («фактического права на доход»).

Компании, осуществляющие деятельность на российском рынке, уже не первый год работают в условиях требований со стороны налоговых органов по проявлению должной осмотрительности и осторожности при работе с контрагентами. Однако процедура проверки добросовестности контрагентов осуществляется не всеми. Должное внимание данному аспекту уделяют 85% опрошенных компаний. Процедура проверки добросовестности контрагента актуальна для предприятий вне зависимости от размера бизнеса. При этом соответствующий регламент разработан только у 33% компаний, ведущих такую работу. Достаточно распространенная практика (30% компаний) — распределение функционала между деятельностью подразделений или сотрудников, закрепленное в отдельных внутренних актах компании и должностных инструкциях.

Авторы исследования объясняют, что такой переходный этап формирования системы работы с рисками возможен, но менее эффективен по причине рассредоточенного внимания к проблеме, а также в связи со сложностью организации управления и контроля. Для 37% компаний, несмотря на ведение работ по проверке контрагентов, риски выявления проблемных моментов в процедуре выше, так как отсутствие сформированных регламентов повышает риски некачественной работы и несвоевременной актуализации процедур. Как показал опрос, примерно треть опрошенных компаний сталкивалась с претензиями налоговых органов о необоснованности полученной налоговой выгоды по причине признания недобросовестности контрагентов. Более 50% претензий со стороны налоговых органов удается решить достаточно оперативно, однако более 40% претензий приводит к налоговым доначислениям.

Трудоемкость процесса проверки контрагентов требует определенных ресурсов. Для каждой второй компании дефицит кадров остается актуальной проблемой. К необходимости решения данного вопроса часть компаний приходит только в результате прохождения процедуры урегулирования претензий со стороны налоговых органов.

При этом порядка 45% компаний намерены отстаивать свои интересы в случае предъявления претензий со стороны налоговых органов в связи с недобросовестностью контрагентов. Такие компании уверены в соблюдении всех требований и наличии доказательств, а также дорожат своей репутацией. В способности самостоятельно урегулировать претензии со стороны налоговых органов уверены не все – почти половина компаний из тех, кто настроен отстаивать свою позицию, предпочтут привлечение экспертов в этой области — представителей консалтинговых компаний.

Для качественной проверки добросовестности контрагента требуется значительный объем информации. Наиболее востребованы открытые данные, носящие официальный характер, а также общая информация о деятельности компании, получение которой возможно по запросу от контрагента. В отношении крупных сделок все чаще обращается внимание на финансовые показатели деятельности контрагента, а также на информацию о деловой репутации партнера (включая информацию о собственниках) и данные о наличии необходимых ресурсов для реализации сделки.

Читайте также: Налоговая оттепель: чего стоит опасаться предпринимателям

Новости партнеров