К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Ветер перемен: «Газпром», «Новатэк» и «Роснефть» станут конкурентами на газовом рынке Европы

Фото Getty Images
Фото Getty Images
За последние 10 лет европейский газовый рынок из «рынка продавца» превратился в «рынок покупателя». Скоро там будет продаваться сжиженный природный газ от проектов «независимых игроков», разрушая монополию «Газпрома» и оказывая давление на цены

В последнее время тема конкуренции российского трубопроводного газа с СПГ на европейском рынке широкое освещалась, однако, как правило, суть сводилась к политической стороне вопроса: санкциям США, затрагивающим строительство новых российских экспортных газопроводов, и желанию европейских стран найти альтернативных «Газпрому» поставщиков. Но за завесой жарких политических споров можно упустить объективные изменения, происходящие на рынке газа Европы. Сейчас там протекают серьезные трансформационные процессы, на примере которых можно сделать выводы о том, каким будет европейский газовый рынок через 5-10 лет.

Основным фундаментальным изменением, которое будет определять характеристики рынка в среднесрочной перспективе, является значительный рост силы потребителей газа. Можно сказать, что за последние 10 лет европейский газовый рынок из «рынка продавца» превратился в «рынок покупателя». К столь значительным изменениям привела трансформация внутрироссийского газового рынка и увеличение экспортных мощностей СПГ.

Перед кризисом 2008 года добыча «Газпрома» была достаточно стабильна и составляла около 550 млрд кубометров в год. В прошлом году объем добычи «Газпрома» остался на уровне 2015 года и составил 419 млрд куб. м, что на 24% или на 130 млрд куб. м газа меньше, чем в докризисный период (2004-2008 годы). Катастрофическое снижение добычи связано с потерей потребителей голубого топлива внутри России. Независимые игроки, прежде всего «Новатэк» и «Роснефть», значительно потеснили «Газпром» на внутреннем рынке.

 

Так как монополия на экспорт природного газа принадлежит газовому гиганту, независимые производители в настоящее время реализуют газ только российским потребителям. В 2008 году добыча «Новатэка» составляла менее 31 млрд куб. м, а в 2016 году превысила 66,1 млрд куб. м, объем добычи газа «Роснефтью» с 12,4 млрд куб. м в 2008 году взлетел до 67,1 млрд куб. м в 2016-ом. Таким образом, две компании за указанный период увеличили поставки на российский рынок на 85-90 млрд куб. м, а продажи «Газпрома» в России снизились с 292 млрд куб. м в за 2008 год до 215 млрд м3 в 2016 году.

Снижение объемов продаж газа на внутреннем рынке на фоне значительных инвестиций в газодобычу привело к избытку добывающих мощностей газового гиганта. По заявлениям представителей «Газпрома», компания может без значительных инвестиций увеличить объем добычи до 600 млрд куб. м в год. Кроме того, спрос в Европе также снизился. С почти 598 млрд куб. м в 2008 году потребление снизилось до 542 млрд куб. м в 2016 году, а в 2014 году составляло всего 485 млрд куб. м.

 

Что касается конкуренции СПГ и трубопроводного газа на европейском рынке, давление со стороны производителей сжиженного газа, которое уже сейчас приводит к значительным изменениям на рынке, будет только нарастать. Несмотря на то что уже сегодня у производителей возникают сложности при реализации СПГ, на ближайшие 5 лет (2018-2022 годы) в мире запланирован ввод мощностей по сжижению более чем на 150 млрд куб. м газа в год. Пикового значения профицит СПГ, вероятно, достигнет в 2020 году, когда избыточный объем мощности составит до 60-80 млрд куб. м в год.

Самые масштабные планы по экспорту СПГ у компаний из США, где объем мощностей вырастет с 5 млрд куб. м в прошлом году  более чем до 90 млрд куб. м в 2022 году. Российские производители также планируют кратно увеличить экспорт сжиженного газа. В конце 2017 года должна быть запущена первая очередь проекта "Ямал-СПГ", который строит консорциум инвесторов во главе с «Новатэком». Российской компании принадлежит контролирующая доля в проекте («Новатэк»  — 50,1%, Total — 20%, CNPC — 20%, Фонд Шелкового Пути — 9,9%). На полную мощность — более 22 млрд куб. м в год — проект выйдет в 2019 году. Второй СПГ-завод компании, аналогичный по мощности, будет построен на Гыданском полуострове и может быть запущен в 2022-2023 годах.

На фоне значительного роста производства СПГ, спрос на самом большом, японском рынке продолжает стагнировать. По прогнозу японского института экономики энергии (IEEJ) потребления СПГ снизится на 3,1% по итогам текущего года и еще на 2,3% в 2018 года. С высокой вероятностью сокращение потребления СПГ в Японии продолжится и после 2018 года, поскольку оно вызвано запуском реакторов АЭС, остановленных после аварии на «Фукусиме» и ростом производства электричества из возобновляемых источников энергии. Рост производства ВИЭ и АЭС в 2017 году составит 8,3% и 208%, прогноз по 2018 году — +7,1% и +17,9% соответственно. Но даже после многократного роста, в следующем году АЭС выработают всего 65,6 ТВт/ч, тогда как в 2010 году показатель составлял 288,2 ТВт/ч (в 4,4 раза выше прогнозного уровня 2018 года). Следовательно, значительный потенциал сокращения спроса на СПГ со стороны Японии сохраняется.

 

В свою очередь, Европа активно готовится к приему дополнительных объемов СПГ. Увеличивается объем регазификационных мощностей, развивается система внутриевропейских газопроводов, которые позволяют транспортировать газ от регазификационной инфраструктуры, расположенной на побережьях вглубь Европы. К чему приведет избыток газа у северного соседа и на мировом рынке СПГ наряду с развитием газовой инфраструктуры в Европе?

Уже сейчас мы можем наблюдать, что существенным образом изменились параметры газовых контрактов. Снижаются как сроки, так и средние объемы контрактов. Долгосрочные контракты, включающие правило «бери или плати», заключались для обеспечения сбыта добываемого газа при реализации объемных инвестиций в добывающие и транспортные мощности — чтобы гарантировать поставщику окупаемость проектов. Такие контракты соответствовали интересам как покупателей, так и добывающих компаний. Покупатели гарантировали себе объемы поставки и могли быть уверены, что не останутся без газа, продавцы гарантировали себе сбыт, снимая риск того, что дополнительные объемы газа будут не востребованы покупателями.

Сегодня при необходимости всегда можно либо увеличить объем закупки газа у «Газпрома», либо получить дополнительные объемы газа, закупив СПГ в достаточно короткий срок, либо восполнить недостающие объемы газа, приобретя голубое топливо у соседа по Евросоюзу. Объемы поставок по долгосрочным контрактам снижаются. В 2017 году контракты, содержащие правило «бери или плати», покрывают более 60% потребления газа, однако к 2030 году доля таких контрактов может сократиться менее чем до 40%.

Вывод очень простой: сила продавца на европейском рынке газа снижается и продолжит ослабевать в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Также под угрозой находится практика территориальной дифференциации со стороны «Газпрома», когда цены на голубое топливо могут значительно отличаться для покупателей из разных стран. Расширение внутриевропейской газотранспортной инфраструктуры и инфраструктуры по приемке СПГ оказывают сглаживающий эффект на европейские газовые цены.

Кроме этого, через 5-10 лет, а возможно, и раньше, мы можем увидеть конкуренцию российских газовых компаний уже на рынке Европы, когда объемы СПГ с проектов «Новатэка» и, возможно, «Роснефти», придут на европейский рынок, девальвируя экспортную монополию газового гиганта и оказывая давление на цены голубого топлива.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+