Призрачное сотрудничество. Почему в БРИКС почти не осталось смысла | Бизнес | Forbes.ru
$57.49
67.55
ММВБ2063.81
BRENT57.51
RTS1131.08
GOLD1275.75

Призрачное сотрудничество. Почему в БРИКС почти не осталось смысла

читайте также
+137 просмотров за суткиПлан для Путина. Уровень жизни важнее ВВП +28 просмотров за сутки Авто-техно-видео: что растет в 2017 году +386 просмотров за сутки«Ура, нам не повысят налоги!» — в Думу внесен проект бюджета на три года +72 просмотров за суткиСтраховка от девальвации: какая экономическая политика нас ждет +11 просмотров за суткиМагия подсчетов. Тормозят ли «зеленую» энергетику колоссальные субсидии в сырьевой сектор +15 просмотров за суткиВременный штиль: что мешает рублю продолжить коррекцию? +34 просмотров за суткиНезависимость против конституции: фоторепортаж Forbes о референдуме в Каталонии +18 просмотров за сутки«Что-нибудь бизнесу предложим, Алексей Леонидович?» Борис Титов ответил Алексею Кудрину через Forbes +21 просмотров за суткиУроки октября. Почему все попытки перестроить страну на западный лад провалились +26 просмотров за суткиЛовушка низких доходов. В чем главный вызов для России? +15 просмотров за суткиКошелек будущего. Максим Орешкин сказал, когда россияне начнут богатеть +12 просмотров за суткиВопреки коррупции: Россия поднялась на пять строчек в мировом рейтинге конкурентоспособности +14 просмотров за суткиВладимир Мау: экономика, достигнув дна, может не расти на протяжении четверти века +11 просмотров за суткиРоссийская стабильность: почему благосостояние страны трудно превратить в благополучие граждан +13 просмотров за суткиОбъем и температура. Emerging markets вновь раздуты облигациями и перегреты +990 просмотров за суткиНесбывшиеся преемники. Кто будет следующим правителем России? +6 просмотров за суткиРецепты для России. Почему сбережения не трансформируются в инвестиции +7 просмотров за суткиПенсии для никого. Почему правительству не удается решить проблему обеспечения пожилых людей +3 просмотров за суткиПодарок для ЦБ: курс рубля успокоил инфляционные ожидания +6 просмотров за суткиКак Россия стала подлинно глобальной державой и почему не стоит этому радоваться
Бизнес #БРИКС 22.09.2017 08:16

Призрачное сотрудничество. Почему в БРИКС почти не осталось смысла

Антон Барбашин Forbes Contributor
IX саммит лидеров стран БРИКС в Китае Фото Mark Schiefelbein /AP / TASS
БРИКС давно потеряла свой первоначальный экономический смысл и превратилась в еще один формат разговора с Китаем, в котором трудно рассуждать о равнозначности участников

Вот уже почти 10 лет главы России, Китая, Индии, Бразилии и Южно-Африканской республики рассуждают о потенциале БРИКС, его экономических возможностях и политическом будущем. На прошедшем в начале сентября в Пекине саммите этой организации президент Путин говорил об экономической роли БРИКС и ее важности для России, намекал на грядущий более справедливый мировой порядок, который БРИКС гарантирует, и обещал в перспективе еще много замечательных свершений.  

Как верно вспомнил российский президент, именно Россия стала катализатором формального оформления клуба «перспективных и развивающихся экономик», которые по замыслу Кремля должны были в будущем стать костяком формирования многополярного мира, то есть альтернативой западной политической и финансовой гегемонии. И хотя сама идея клуба БРИКС датируется 2001 годом, а российские усилия собрать стран-участниц начались в 2005-м, формально оформление БРИК(С) пришлось на 2008-2009 годы. Что БРИКС за это время дала России и куда эта организация движется сейчас? 

Экономический эффект, которого никто не заметил 

Стоит отметить, что изначально БРИКС рассматривалась исключительно через экономическую призму. В начале и середине 2000-х все страны, которые сейчас входят в БРИКС, развивались намного быстрее западных экономик и претендовали на особый интерес как со стороны инвесторов, так и других стран, желавших путем интеграции приумножить экономический рост. 
Россия рассматривала БРИКС как возможность диверсифицировать свои внешнеэкономические связи и привлечь дополнительные инвестиции: в 2009 году свыше 50% российского внешнеэкономического оборота приходилось на ЕС, как и львиная доля ПИИ. На Китай приходилось порядка 8,4% внешнеторгового оборота, на Индию 1,6%, Бразилию 1% и менее 0,1% на Южную Африку.

Через 9 лет бурной работы БРИКС и сокращения торговли с ЕС после 2014 года (42,8% по итогам 2016 года) только доля Китая выросла в значительно мере и сегодня составляет 14,1%. Доля Индии застыла на 1,6%, Бразилии сократилась до 0,9%, а Южной Африки — удвоилась до 0,2% российского внешнеторгового оборота. Инвестиции из стран БРИКС выглядят еще менее впечатляюще, даже самый экономически важный для России член БРИКС — Китай — в 2016 году инвестировал в Россию порядка $500 млн, что соответствует 0,3% всех исходящих китайских инвестиций за прошлый год. Стоит отметить, что такая динамика в принципе характерна для всех флагманских российских экономических проектов, к примеру, доля стран ЕАЭС в российском товарообороте за 6 лет евразийской интеграции так и не сдвинулась с отметки  7,8%. 

В принципе в таком положении дел нет ничего удивительного. Все-таки, по изначальной задумке, БРИКС «собирали» в один список не потому, что эти страны могут эффективно интегрироваться и приумножить свой рост за счет друг друга, а потому, что они показывали схожие высокие показатели роста, что уже давно не так. А возросшее значение КНР для России — результат попытки «уйти от Европы», и БРИКС тут не имеет никакого значения. Поэтому бравирование тем фактом, что экономики БРИКС сегодня составляют 31% всей мировой экономики, — чистой воды лукавство, тем более когда об этом говорят из России. Если бы не Китай и Индия, эта цифра бы только скукоживалась из года в год. 

Прочность БРИКС

В то время, когда Россия еще демонстрировала внушительный экономический рост, российские стратеги задумались о конвертировании экономического потенциала стран БРИКС в политический вес. Казалось, что влияние Запада на мировую политику неизбежно будет скорректировано странами «Второго мира», которые выступят единым фронтом и в конечном итоге изменят мировой порядок, правила которого после 1991 года формулируют страны Запада. Но где же заявленное единение стран БРИКС? Сколько из них поддержали Россию в 2014 году, когда Крым был «возвращен в родную гавань»? 

На протяжении последних трех лет Россия многократно выдвигает на повестку пересмотр так называемого либерального мирового порядка, но никто из ее партнеров по БРИКС не спешит поддержать Россию в этом начинании. Референдум в Крыму признали только Казахстан, Кыргызстан и Афганистан; выступили против резолюции о территориальной целостности Украины в ООН: Армения, Беларусь, Боливия, Куба, Северная Корея, Никарагуа, Судан, Сирия, Венесуэла и Зимбабве. И Китай, и Индия, которые по праву считаются державами, чье влияние в мире в данный момент растет, не рискнули своими отношениями с Западом, чтобы поддержать Россию. 

Более того, отношения внутри самого БРИКС в последнее время невозможно назвать гладкими. На удивление мало кто заметил, что летом 2017 года Индия и Китай стояли на пороге вооруженного конфликта из-за спорной приграничной территории на плато Доклам. Закончилось все обменом угрозами, но об урегулировании конфликта речи быть и не может.  Бразилия переживает не лучший период политической нестабильности, а Южная Африка, несмотря на все усилия, так и не стала ближе к остальным членам БРИКС. 

Читайте также
Восточный вектор. Индия и долина реки Меконг как альтернатива Китаю

Китай + БРИС

Многочисленные декларации, принятые на форуме в Пекине, как и на других форумах, провозглашают большую справедливость  в мировых финансах и политике, которая на практике сводится к умному конструированию Китаем своей роли в 21 веке. Все то, что Россия объявляет перспективным в формате БРИКС, сводится к двусторонним или многосторонним (в рамках Евразийской интеграции) формам сотрудничества с Китаем. Китай уже давно плавно и дипломатично задает общую повестку этих встреч, позволяя остальным участникам приобщиться к видению глобального будущего, формируемого Пекином, как в мировом управлении, так и в экономике (инициатива «Один пояс и один путь»). Объективно говоря, только Китай и способен создать ту альтернативу Западу, о которой мечтает Россия. Единственный вопрос, который тут стоит задать, — какое место будет отведено России в этой «альтернативе». 

Китайская инициатива БРИКС+, а именно значительное расширение списка стран-участниц этого формата, по словам самих китайцев, призвана превратить БРИКС «в самую влиятельную мировую платформу в рамках сотрудничества Юг-Юг». Неясно, каким местом Россия попадает в глобальный Юг, когда и с востока, и с запада от России находится западная цивилизация. Некоторый свет на эту ситуацию проливает очередной доклад Совета по внешней и оборонной политике, в котором российские внешнеполитические стратеги уже вполне откровенно отходят от идеи равноценной многополярности в пользу встраивания в «новую (мягкую) двуполярность». России в такой схеме – как, впрочем, и Индии –  отводится  место младшего партнера Китая. Стоит отметить, что быть младшим братом Китая, по мнению российских стратегов, куда приятнее и даже почетнее, чем быть младшим партнером Запада (страшилка, которой нас пугали с 1990-х по середину 2000-х). 

Действительно, в сегодняшних условиях конфронтации с Западом у российского руководства нет никаких выходов, кроме как дрейфовать в сторону Китая и его альтернативы Западной глобализации. И БРИКС, давно потерявший свой первоначальный экономический смысл, превратился в еще один формат разговора с Китаем, в котором говорить о равнозначности участников не приходится. Вполне закономерно было бы переименовать его в Китай + БРИС, но Китай бы не был Китаем, если бы не позволял своим партнерам сохранять видимость важности и претензии на исключительность.

Читайте также
 Азиатское притяжение: почему восточные рынки большие, но непростые Российская стабильность: почему благосостояние страны трудно превратить в благополучие граждан