Политическая преграда. Как строят «стену Трампа» между Мексикой и США

Фото REUTERS / Jorge Duenes
Решение проблемы южной границы не является изобретением Дональда Трампа, попытки систематически предпринимаются властями США с конца 1970-х годов

В американском городе Сан-Диего (штат Калифорния), расположенном на границе с Мексикой, развернулось строительство прототипов стены, обещанной президентом США Дональдом Трампом во время избирательной кампании.

Таможенно-пограничная служба США объявила, что в общей сложности планируется возвести восемь прототипов — четыре из бетона, еще четыре из других материалов. Все прототипы будут высотой от пяти с половиной до девяти метров. Построены они будут так, чтобы предотвратить незаконное проникновение мигрантов со стороны Мексики. Предполагается, что на основе прототипов будут разработаны будущие проекты пограничной стены. Возведение прототипов начали 26 сентября, работы продлятся 30 дней.

Строительство стены отражает многогранную стратегию обеспечения безопасности границ, считает исполняющий обязанности руководителя Таможенно-пограничной службы Рональд Витиелло. «Разработка прототипов позволяет нам продолжать внедрять все инструменты, необходимые для защиты границы», — отметил он.

Стена в предвыборных обещаниях

Строительство стены на границе с Мексикой с целью прекратить приток нелегальных иммигрантов в США и поставить заслон на пути наркомафии стало одним из самых резонансных обещаний Трампа в ходе предвыборной кампании. Тогда он оценивал проект в сумму до $12 млрд и во время дебатов и публичных выступлений утверждал, что за ее постройку заплатит Мексика.

Мексиканский президент Энрике Пенья Ньето неоднократно заявлял, что его страна платить за проект, предложенный Трампом и оскорбляющий жителей Мексики, не собирается. Поэтому после избрания Трамп признал, что реализовывать проект по крайней мере на первоначальном этапе придется на деньги налогоплательщиков США.

Проблемы на границе

Сухопутная американо-мексиканская граница простирается на 3000 километров вдоль Техаса, Аризоны, Нью-Мексико и Калифорнии. Её формирование, произошедшее в результате аннексии Техаса (1845), Американо-мексиканской войны (1846-1848) и так называемой «Покупки Гадсдена» (1853), создало ряд политических и социально-экономических проблем. Наиболее существенной из них является разделение государственной границей ранее единых городов и превращение их в двунациональные международные мегаполисы (Сан-Диего-Тихуана, Эль Пасо-Сьюдад Хуарес, Лоредо-Нуэво-Лоредо и др.), которые стали оплотом организованной преступности, перевалочной базой для наркоторговли и сосредоточением большого количества нелегальных иммигрантов.

Радикальное решение проблемы южной границы не является изобретением Дональда Трампа, а систематически предпринимается властями США с конца 1970-х годов. В 1990-м между двумя странами был построен первый отрезок разделительного забора в южной Калифорнии. С этого началось создание пограничного барьера, который на сегодняшний день тянется вдоль границы двух государств на 900 км, однако не представляет собой единой структуры и неравномерно разбит на ряд участков.

Экономические трудности

В ходе предвыборной кампании строительство стены на границе с Мексикой стало одним из самых резонансных обещаний будущего президента. Тогда он оценивал проект в сумму до $12 млрд. При этом эксперты еще тогда заявляли о серьезной нагрузке на бюджет и нереалистичности планов Трампа.

В отличие от предыдущих администраций, построивших шестиметровый пограничный забор из железной сетки, Трамп утверждал, что намерен возвести стену из железобетона от 10 до 15 метров в высоту и более чем 1600 км в длину. Эксперты отмечали, что для этого понадобится 9 млн тонн бетона, или почти в три раза больше, чем было затрачено на возведение Дамбы Гувера. Строительство самой стены будет лишь промежуточным этапом проекта, который должен предваряться покупкой земли, инженерными работами, подготовкой ландшафта, а заканчиваться оснащением барьера и приграничной зоны современной системой безопасности (блокпосты, вышки, камеры, сенсоры, датчики движения и так далее).

Ориентировочная стоимость первоначального проекта оценивалась по разным данным от $25 млрд до $40 млрд, что в 5-8 раз превышает годовой бюджет Службы таможенной и пограничной охраны США. Согласно расчетам экспертов, уход за стеной и ее содержание будут ежегодно требовать около $750 млн.

В феврале 2017 года выяснилась реальная стоимость стены на границе Мексики и США. Даже с учетом снижения высоты «великого мексиканского забора» сумма может оказаться вдвое выше, чем предварительные оценки, сделанные в ходе предвыборной кампании. В докладе Министерства внутренней безопасности отмечается, что возведение заграждений обойдется в $21,6 млрд. При этом независимые компании указывают на цену до $25 млрд — в частности, из-за необходимости выкупать у местных жителей земли у границы.

Проект Министерства внутренней безопасности предусматривает возведение стены на протяжении около 2000 километров. С учетом уже существующих заграждений это означает усиление границы с Мексикой почти на всем ее протяжении. В докладе указывается, что это будет целая система стен и заборов. Предполагается, что работы будут завершены в конце 2020 года.

Конгресс США вернулся с каникул и приступил к работе над бюджетом на 2018 год. Эта работа осложняется попытками республиканцев реализовывать повестку президента Дональда Трампа, а также разногласиями самого американского лидера со своими однопартийцами. В частности, камнем преткновения стало строительство стены. Трамп пригрозил, что он готов пойти даже на приостановку работы правительства, если Конгресс не выделит $1,6 млрд на возведение стены на границе с Мексикой.

Новости партнеров