«Ура, нам не повысят налоги!» — в Думу внесен проект бюджета на три года | Бизнес | Forbes.ru
$57.33
67.71
ММВБ2106.39
BRENT57.82
RTS1158.24
GOLD1303.49

«Ура, нам не повысят налоги!» — в Думу внесен проект бюджета на три года

читайте также
+30872 просмотров за суткиНатуральный оброк. С нового года автомобили и их содержание станут дороже +92 просмотров за сутки Авто-техно-видео: что растет в 2017 году +20 просмотров за суткиВзыскать любой ценой: Еврокомиссия судится с Ирландией за €13 млрд налогов Apple +741 просмотров за суткиСтраховка от девальвации: какая экономическая политика нас ждет +14 просмотров за суткиМагия подсчетов. Тормозят ли «зеленую» энергетику колоссальные субсидии в сырьевой сектор +25 просмотров за суткиВременный штиль: что мешает рублю продолжить коррекцию? +156 просмотров за суткиТандем налоговиков и следователей. Как бухгалтерские и налоговые ошибки могут привести в тюрьму +12 просмотров за суткиНезависимость против конституции: фоторепортаж Forbes о референдуме в Каталонии +16 просмотров за сутки«Что-нибудь бизнесу предложим, Алексей Леонидович?» Борис Титов ответил Алексею Кудрину через Forbes +76 просмотров за суткиУроки октября. Почему все попытки перестроить страну на западный лад провалились +24 просмотров за суткиЛовушка низких доходов. В чем главный вызов для России? +50 просмотров за суткиКошелек будущего. Максим Орешкин сказал, когда россияне начнут богатеть +22 просмотров за суткиВопреки коррупции: Россия поднялась на пять строчек в мировом рейтинге конкурентоспособности +18 просмотров за суткиДело «Черкизово»: какой сигнал получили налоговые агенты и иностранные инвесторы +35 просмотров за суткиПризрачное сотрудничество. Почему в БРИКС почти не осталось смысла +20 просмотров за суткиВладимир Мау: экономика, достигнув дна, может не расти на протяжении четверти века +14 просмотров за суткиРоссийская стабильность: почему благосостояние страны трудно превратить в благополучие граждан +12 просмотров за суткиСпорный фрукт: есть ли шанс у аграриев понизить НДС на плоды и ягоды до 10% +5 просмотров за суткиОбъем и температура. Emerging markets вновь раздуты облигациями и перегреты +12 просмотров за сутки $640 млн раздора: Россия заключила с ExxonMobil мировое соглашение
Бизнес #бюджет 09.10.2017 16:40

«Ура, нам не повысят налоги!» — в Думу внесен проект бюджета на три года

Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
Внесенный в Думу проект бюджета на три года не предполагает всплеска расходов на национальную экономику, но и повышения НДС не обещает

Внесенный недавно в Госдуму проект федерального бюджета на 2018-2020 год на первый взгляд не содержит никаких сенсаций. Действительно, бюджет на будущую трехлетку представляется логичным продолжением текущего, и все основные параметры бюджета 2018-2020 закономерно вытекают из принципов бюджетной политики, определенных годом ранее, — объем доходов бюджета рассчитывается исходя из консервативного макроэкономического прогноза, а объем расходов определяется бюджетным правилом.

Тем не менее в проекте закона есть на что стоит обратить внимание. 

Ура, нам не повысят налоги!

Первое, что хочется сделать, глядя на пояснительные документы к проекту, это воскликнуть: «Ура, нам не повысят НДС!». Нынешняя редакция закона не предполагает  повышение  НДС — самого важного для всех потребителей налога. Мера, которую хотели реализовать после 2019 года в рамках налогового маневра «повышение НДС/снижение социальных взносов», пока в бюджете не фигурирует.

Конечно, немного дегтя в этот мед добавляет дополнительное повышение ставок акцизов на нефтепродукты, которое неминуемо отразится на цене бензина и по цепочке на ценах всех остальных товаров. Но эта ложка дегтя в данном случае лишь немного отравляет радость от «не повышения» НДС и «не отмены» его льготной ставки.  

Понятно, что ликовать пока преждевременно - после выборов все может еще десять раз поменяться - однако текущая версия закона о бюджете на 2018-2020 год оставляет некоторый повод для оптимизма.

Неужели все-таки режем оборону?

Несмотря на то, что в законопроекте расходы федерального бюджета являются «замороженными»  в номинальном выражении, в процентах ВВП можно заметить существенное снижение доли расходов на оборону – с нынешних 3,1% ВВП до 2,5%  к 2020 году. Учитывая, с каким скрипом каждый раз проходит обсуждение возможности снижения расходов по этой статье, заложенные Минфином в проект бюджета параметры выглядят очень неплохо.

Стабильность – признак мастерства?

Однако, несмотря на снижение расходов на оборону в процентах ВВП, общая структура  расходов федерального бюджета остается практически неизменной.  В частности, мы не видим никакого всплеска расходов на национальную экономику или комплекса мер по стимулированию экономического роста. Даже к концу трехлетки на национальную экономику планируется тратить уже традиционные  12 процентов  всего объема расходов федерального бюджета. 

Аналогичная ситуация и с другими направлениями. Статьи «здравоохранение» и «образование» также займут по 11-12% расходов каждая. «Социальная политика» останется лидировать в структуре расходов с весом 35%. А еще порядка 30% продолжат «съедать»  статьи «оборона»  и «национальная безопасность».

Почему Минфин настолько стабилен в своих предложениях? 

Возможно, Министерство финансов перестраховывается, считая, что даже к 2020 году бюджетные ресурсы будут пребывать в плачевном состоянии, и потому не хочет давать необдуманных обещаний. Или считает, что эффективность бюджетных расходов на «национальную экономику» настолько низка, что не хочет тратить средства впустую.  А может быть, наоборот, думает,  что экономика может выйти на новую траекторию роста самостоятельно и  без государственных инвестиций.  Или главным инструментом поддержки роста видит налоговые новации для нефтегазового сектора. Трудно сказать. Не исключено, что Минфин, как и все мы, пока просто не в курсе стратегических приоритетов и потому не заглядывает слишком далеко вперед.