Новое дело «ВИМ-Авиа»: владельцы авиакомпании толкали бухгалтерию на подлог | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Новое дело «ВИМ-Авиа»: владельцы авиакомпании толкали бухгалтерию на подлог

читайте также
+772 просмотров за суткиСтоит съесть: ризотто по-бородински в Uilliam's, тайский суп в Insight, хумус в Carmel +2417 просмотров за суткиОдна вокруг света: как отремонтировать корейскую машину в Африке +1318 просмотров за суткиДивный мир инстаграма. Как правильно использовать блогеров для бизнеса +7059 просмотров за суткиБесплатный iPhone. Почему операторы в России не раздают смартфоны в обмен на контракт +138 просмотров за суткиРеформатор года: Владимир Александров получил национальную премию «Лучший корпоративный юрист 2017 года» +27978 просмотров за сутки«Национальный позор». Что говорят политики и экономисты о приговоре Улюкаеву +148 просмотров за суткиИнвестировать пока не поздно: Villagio Estate о том, почему вкладывать деньги в загородную элитку надо как можно быстрее +2196 просмотров за суткиВиртуальное безделье. Работодатели расплачиваются за интернет-серфинг сотрудников +1351 просмотров за суткиКто долго запрягает, тот быстро едет. «Медленные» ICO скоро победят «ниндзя» +15046 просмотров за суткиРывок вниз. Что будет с рублем после снижения ключевой ставки +4761 просмотров за суткиВозле биткоина: для каких компаний опасен конец криптохайпа +8002 просмотров за суткиКак рыбак к президенту ходил, или Почему дальневосточная рыба стоит 300 рублей +40832 просмотров за сутки10 самых высокооплачиваемых спортсменов в истории. Рейтинг Forbes +915 просмотров за суткиНеделя потребления: новый Bentley, открытие Zilli и победа Lufthansa +9 просмотров за сутки«Аэрофлот» заплатит за перевозку пассажиров разорившихся авиакомпаний Детали самолетов, самописцы и спасательный плот: суд арестовал имущество «ВИМ-Авиа» Президентским классом: все пассажиры рухнувшей «ВИМ-Авиа» вывезены Стремительное падение. Побег владельцев «ВИМ-Авиа», дело о мошенничестве и долги на 1,3 млрд +7 просмотров за суткиФигура низшего пилотажа. Почему «ВИМ-Авиа» не удалось «переобуться» в полете Глава аэропорта Шереметьево: «Все зависит не от меня, а от парня, который чистит полосу» Летайте подержанными иномарками
Бизнес #ВИМ-авиа 17.10.2017 19:45

Новое дело «ВИМ-Авиа»: владельцы авиакомпании толкали бухгалтерию на подлог

Фото REUTERS / Tatyana Makeyeva
В правительстве пообещали обанкротить авиакомпанию, если быстро не найдется инвестор, готовый выкупить ее активы

Приволжское следственное управление на транспорте Следственного комитета России возбудило уголовное дело по факту преднамеренного банкротства авиакомпании «ВИМ-Авиа». Об этом сообщила во вторник, 17 октября, пресс-служба СКР.

По версии следствия, несколько руководителей и собственников «ВИМ-Авиа» знали о нестабильном финансово-экономическом состоянии компании и тем не менее заключали в 2016 и 2017 годах явно невыгодные сделки, в том числе по выводу активов за рубеж в пользу аффилированных организаций. Эти договоры влекли за собой огромные финансовые затраты и в результате привели к тому, что компания оказалась неспособна в полном объеме удовлетворять требования кредиторов.

В некоторых соглашениях «ВИМ-Авиа» с иностранными компаниями не указывалась точная цена сделок, поэтому суммы, выплачиваемые «ВИМ-Авиа», многократно увеличивались. Средств для погашения задолженности у авиакомпании не было и проходилось брать кредиты на миллиарды рублей.

Гендиректор и еще несколько собственников и руководителей компании поручили работникам бухгалтерам вносить в отчетность подложные сведения, чтобы скрыть высокие показатели кредиторской задолженности и показать небольшую прибыль вместо убытка. Делалось это для того, чтобы вызвать благоприятную оценку финансового состояния компании со стороны кредиторов и уполномоченных госорганов.

Статья 196 Уголовного кодекса России («Совершение действий, заведомо влекущих неспособность юридического лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов») предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет, штраф до 500 000 рублей и принудительные работы до пяти лет.

Это уже второе уголовное дело, возбужденное после того, как 23 сентября начались  массовые отмены рейсов «ВИМ-Авиа» из-за долгов компании за услуги, топливо, аэропортовое и наземное обеспечение полетов. 25 сентября Следственный комитет России возбудил первое уголовное дело — по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса России (мошенничество в особо крупном размере) — по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами авиакомпании. Были задержаны гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главный бухгалтер авиакомпании Екатерина Павловская. Совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули Россию.

Читайте также
Фигура низшего пилотажа. Почему «ВИМ-Авиа» не удалось «переобуться» в полете

Чрезвычайные меры

27 сентября ситуация, сложившаяся вокруг десятков тысяч пассажиров «ВИМ-Авиа», которые не смогли вернуться домой, обсуждалась на заседании правительства в присутствии президента Владимира Путина. Тогда глава государства раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего в правительстве транспорт: «Может быть, вы перегружены слишком?». И объявил главе Минтранса Максиму Соколову взыскание о неполном служебном соответствии. «Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать с этим неполным служебным соответствием. Если не справитесь, то тоже подумаем», — заявил Путин (цитата по РИА Новости). 

В тот же день Соколов, возглавивший штаб по разрешению кризиса, приостановил завоз туристов авиакомпании «ВИМ-Авиа», назвав приоритетом возврат туристов и пассажиров с просроченной датой вылета. День спустя премьер-министр Дмитрий Медведев выделил Росавиации из бюджета 98 млн рублей на обеспечение комплексного обслуживания воздушных судов авиакомпании «ВИМ-Авиа».

Из аэропорта Домодедово в аэропорт Внуково были перебазированы 9 самолетов «ВИМ-Авиа», арестованных за долги. Министр транспорта Соколов договорился с руководством крупнейших топливных компаний, в том числе «Роснефти», «Лукойла» и «Газпром нефти» о бесперебойной заправке воздушных судов, выполняющих перевозку пассажиров и туристов «ВИМ-Авиа».

2 октября все чартерные программы «ВИМ-Авиа» в города Турции, Греции и Италии были завешены. Начались плановые регулярные и чартерные перевозки на Дальний Восток, в Анадырь, Певек, Благовещенск и Магадан.

9 октября Минтранс России отчитался, что программа по вывозу пассажиров чартерных и регулярных рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» в целом завершена. Всего с 26 сентября по 8 октября 2017 года на внутренних и международных рейсах было перевезено более 36 000 человек. Из них 5000 человек были перевезены иностранными авиакомпаниями, 17 500 — самой «ВИМ-Авиа», остальные пассажиры — другими российским авиаперевозчиками.

В вывозе пассажиров принимали участие 13 авиакомпаний, в том числе два самолета из летного отряда «Россия» (обслуживает первых лиц государства), которые были выделены на разрешение сложившейся кризисной ситуации по распоряжению президента Путина.

Читайте также
Президентским классом: все пассажиры рухнувшей «ВИМ-Авиа» вывезены

Судьба активов и летного сертификата

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» завершила свою активную летную деятельность перевозчика 15 октября. «Можно уверенно говорить, что после 15 октября активная полетная деятельность компании будет свернута», — заявил 14 октября глава Минтранса Соколов.

Он сообщил, что решение по сертификату эксплуатанта «ВИМ-Авиа» будет принимать Росавиация. Глава Минтранса пояснил, что решение об отзыве сертификата является окончательным, он аннулируется и не подлежит восстановлению. «А приостановленный сертификат может быть восстановлен. И это шанс для кредиторов и иных инвесторов компании спасти ее, хотя, конечно, после таких ударов мало авиакомпаний в истории мировой авиации смогли снова встать на крыло», — цитирует его слова агентство «Интерфакс».

По состоянию на сентябрь 2017 года парк «ВИМ-Авиа» насчитывал 23 воздушных судна, в том числе 12 Boeing 777 (взяты в лизинг в 2015-2017 годах), по четыре — Airbus A319 и Boeing 757, два Airbus A330 и один Boeing 767. Средний возраст самолетов — 19 лет. В июле 2017 года компания подписала соглашение о лизинге 15 новых российских самолетов МС-21.

Вице-премьер Аркадий Дворкович 17 октября заявил, что компания может быть обанкрочена. «Если быстро не найдется инвестор, который готов выкупить эти активы, то компания пройдет через обычную, нормальную процедуру банкротства», — сказал он на телеканале «Россия 24».

10 октября глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что ведомство не получало заявок от компаний, желающих купить «ВИМ- Авиа». «Не было», — цитирует его ответ на соответствующий вопрос агентство ТАСС. Артемьев отметил, что считает в данной ситуации для отрасли оптимальным присоединение «ВИМ-Авиа» к другому перевозчику.

О том, что ряд игроков проявляет интерес к авиакомпании, сообщил 2 октября Дворкович в ходе совещания Медведева с вице-премьерами. Он сообщил, что есть инвесторы, которые рассматривают для себя покупку компании вместе с долгами. 4 октября он уточнил, что слышал о трех российских компаниях, которые интересуются покупкой «ВИМ-Авиа», но должны изучить весь долговой профиль «ВИМ_Авиа» и понять, можно ли договориться с банками о реструктуризации долгов и с лизинговыми компаниями.

2 октября источник в правительстве рассказал РБК, что одним из инвесторов «ВИМ-Авиа» может стать Борис Карлов, который в 2000-е годы был управляющим директором инвестфонда TPG Aurora. По данным издания, именно Карлов привел в «ВИМ-Авиа» нового гендиректора Александра Бурдина, который с декабря 2015 до сентября 2017 года был гендиректором «Трансаэро и пытался договориться с кредиторами, чтобы возродить компанию.

4 октября российский бизнесмен Александр Лебедев, ранее владевший авиакомпанией Red Wings, заявил, что к нему обращались с предложением купить «ВИМ-Авиа». «Ну, не знаю, буду ли я участвовать», — рассказал он РИА Новости. И отметил, что согласится, «если правительство скажет «за». Это необходимо, пояснил Лебедев, так как правительство может в любой момент закрыть компанию, лишив ее сертификата. При этом бизнесмен считает, что «ВИМ-Авиа» подлежит санированию и у нее среди 120 пунктов назначения есть «очень интересные китайские маршруты». Лебедев отметил, что мог бы запустить в полеты по маршруту Москва-Симферополь девять самолетов Embraer, которые стоят в Португалии. 

В «Аэрофлоте» заявили, что не интересуется активами «ВИМ-Авиа». «Аэрофлот» опровергает любые домыслы журналистов о том, что компания ведет какую-либо борьбу за активы «ВИМ-Авиа». «Аэрофлоту» не интересны ни самолеты, ни маршрутная сеть, ни другие активы авиакомпании «ВИМ-Авиа», — отмечалось в сообщении крупнейшего российского авиаперевозчика. 

Представитель S7 («Сибирь») сообщил РИА Новости, что группа не интересуется покупкой «ВИМ-Авиа».

На конец лета 2017 года «ВИМ_Авиа» была 10-й авиакомпанией России по перевезенным пассажирам (за январь-август было перевезено чуть более 1,8 млн человек). По сравнению с аналогичным периодом 2016 года число переведенных «ВИМ-Авиа» пассажиров выросло на 31%. Средний процент занятости пассажирских кресел составил 76,1%. По объему перевозок грузов и почты авиакомпания занимала 11 место в стране (11 700 т).

Выручка авиакомпании в 2016 году составила 17,2 млрд рублей (рост на 38% по сравнению с 2015 годом), чистая прибыль — 89,1 млн рублей (снижение в 5,7 раза). Общая кредиторская задолженность «ВИМ-Авиа», по данным Росавиации, достигла 10 млрд рублей, из них около 7 млрд рублей — задолженность перед кредитными организациями, лизингодателями, аэропортами и топливо-заправочными комплексами.

Основным владельцем авиакомпании является Светлана Мурсекаева (99% акций «ВИМ-Авиа»), ее мужу Рашиду принадлежит 1% акций. Оба они объявлены в розыск. По данным источников «Интерфакса», Мурсекаевы могут находиться в Турции.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться