«Аэрофлот» заплатит за перевозку пассажиров разорившихся авиакомпаний

Фото David Gray / Reuters
После краха «ВИМ-Авиа» правительство поручило финансировать систему по возвращению пассажиров на родину за счет роялти «Аэрофлота» за пролет иностранных авиакомпаний по транссибирским маршрутам

Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минтрансу, Минфину и «Аэрофлоту» создать фонд для перевозки пассажиров авиакомпаний, которые прекратили свою деятельность. Финансирование фонда может обеспечиваться за счет роялти, получаемой «Аэрофлотом» от иностранных авиаперевозчиков за пролет над российской территорией.

Поручения Медведева, данные по итогам состоявшегося 8 ноября совещания о совершенствовании регулирования пассажирских перевозок, опубликованы 16 ноября на сайте правительства.

Максиму Соколову (министр транспорта) и Антону Силуанову (министр финансов) поручено совместно с руководством «Аэрофлота» рассмотреть вопрос о создании системы, позволяющей оперативно осуществлять финансирование расходов, возникающих в связи с необходимостью обеспечения прав пассажиров, купивших билеты авиаперевозчиков, прекративших позднее осуществление полетов. Предполагается, что эта система будет финансироваться за счет компенсационного фонда, формируемого в рамках обязательного страховании гражданской ответственности перевозчика, или денежных средств, получаемых «Аэрофлотом» от иностранных авиаперевозчиков за пролет над территорией России.

Медведев также поручил Соколову вместе с главой Минэкономразвития Максимом Орешкиным и руководителем Росавиации Александром Нерадько, в срок до 8 декабря подготовить предложения по созданию методики оценки финансово-экономического состояния авиакомпаний, позволяющей вовремя выявлять риски остановки операционной деятельности. Также в отношении проблемных авиаперевозчиков должны быть разработаны ограничительные меры, позволяющие им вывозить пассажиров без приостановки или аннулирования сертификата эксплуатанта.

Минтрансу, Минкультуры (как структура, курирующая туристическую отрасль) и Минэкономразвития предписано проанализировать правовую базу и в срок до 8 декабря предложить изменения в законодательство, призванные обеспечить равные условия правовой защиты для пассажиров как чартерных, так и регулярных рейсов.

Зачем нужен такой фонд

23 сентября 2017 года резко обострилась ситуация с вылетами рейсов «ВИМ-Авиа». Вызвано это было долгами за услуги, топливо, аэропортовое и наземное обеспечение полетов, которые, по данным правительства, составили 1,3 млрд рублей. Авиакомпания официально объявила, что у нее не хватает денег для продолжения работы, и 25 сентября прекратила выполнять все свои чартерные рейсы.

За рубежом оказались почти 39 000 пассажиров авиакомпании.

Следственный комитет России возбудил уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса России (мошенничество в особо крупном размере) по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами авиакомпании и задержал гендиректора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и главного бухгалтера авиакомпании Екатерину Павловскую. Совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули Россию, и в настоящее время Следственный комитет устанавливает, где они находятся.

Лишь 9 октября Минтранс России отчитался, что программа по вывозу пассажиров чартерных и регулярных рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» в целом завершена. Всего за две недели на внутренних и международных рейсах было перевезено более 36 000 человек. Из них 5000 человек были перевезены иностранными авиакомпаниями, 17 500 — самой «ВИМ-Авиа», остальные пассажиры — другими российским авиаперевозчиками. Всего в вывозе пассажиров принимали участие 13 авиакомпаний, в том числе два самолета из авиаотряда «Россия» (обслуживает первых лиц государства), которые были выделены по распоряжению президента России Владимира Путина.

Его личное вмешательство понадобилось для решения кризиса с вывозом пассажиров. 29 сентября президент Путин своим указом объявил министру транспорта Максиму Соколову дисциплинарное взыскание в виде неполного служебного соответствия за проблемы с вывозом пассажиров с зарубежных курортов.

Приведет ли создание фонда к росту цен на авиабилеты

В конце сентября глава Росавиации Александр Нерадько предложил установить надбавку в 10 рублей к каждому авиабилету, чтобы наполнять фонд для финансирования вывоза пассажиров разорившихся авиакомпаний. С учетом того, что в 2017 году, как ожидается, российские авиакомпании перевезут не менее 100 млн человек, можно собрать 1 млрд рублей, подсчитал Нерадько.

Его идея не нашла поддержки. 4 октября председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев заверил, что фонд будет сформирован из внебюджетных источников и к росту цен это не приведет. Поручение Медведева сформировать фонд за счет, в том числе, роялти «Аэрофлота» подтверждает эти слова.

С конца 1960-х годов иностранные авиакомпании выплачивают российскому «Аэрофлоту» компенсационные платежи (роялти) за пролет по транссибирским маршрутам. Как следует из консолидированной финансовой отчетности «Аэрофлота» по МСФО за прошлый год, в 2015 году сумма полученных роялти (доходов по соглашениям с авиакомпаниями) составила 31,6 млрд рублей, и в 2016 году — 35,9 млрд рублей.

В середине сентября газета «Ведомости» сообщила, со ссылкой на источники, близкие к Минтрансу, что обсуждается сумма около 2 млрд рублей, которая разово наполнит фонд за счет роялти «Аэрофлота». Один из собеседников издания тогда заверил, что дополнительных затрат «Аэрофлот» не понесет. Часть роялти он перечисляет Росавиации и в фонд будут изыматься средства из этой части, пояснил он.

Новости партнеров