Спасти автопром. Как будут работать новые правила господдержки автоконцернов | Forbes.ru
сюжеты
$56.67
69.36
ММВБ2286.33
BRENT68.83
RTS1270.92
GOLD1332.16

Спасти автопром. Как будут работать новые правила господдержки автоконцернов

читайте также
+47504 просмотров за суткиВремя первых. Автомобили, изменившие мир +3562 просмотров за суткиMercedes-Benz обновила G-Class +309 просмотров за суткиПалки в колеса. Беспилотные электромобили получат 40% рынка +342 просмотров за суткиБез машин. Как города пытаются избавиться от автомобилей и что из этого получается +689 просмотров за суткиБитва за Европу: Lada хочет завоевать Германию и Австрию +5004 просмотров за суткиСамые дорогие автомобили 2018 года +1822 просмотров за суткиНазад в 90-е. Автомобилисты стали мишенью для жуликов +184 просмотров за суткиДвух триллионов мало. В России растут цены на автомобили +312978 просмотров за суткиЛучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет +77 просмотров за суткиКомпания Fisker создает конкурента Tesla в классе премиальных электрокаров +19202 просмотров за суткиКак за каменной стеной. Самые безопасные автомобили 2017 года +135 просмотров за суткиПлатить и каяться. Почему для водителей не действует презумпция невиновности +37 просмотров за суткиТест-драйв: дизельный Bentley Bentayga +1269 просмотров за суткиРоскошь вне дорог. Самые дорогие кроссоверы 2018 года +888 просмотров за суткиАвтомобильная классика. Самые интересные модели вторичного рынка +85 просмотров за суткиРынок без поддержки. Почему в 2018 году вырастут цены на автомобили +2756 просмотров за суткиСтоять во дворах придется за деньги. Чем грозит водителям новый закон +133 просмотров за суткиForbes узнал, как проходят испытания автомобиля проекта «Кортеж» +13 просмотров за суткиНеделя потребления: подарки от Mercedes, World Class в Латвии и триумф Меркурий Тауэр +1435 просмотров за суткиВеликолепная десятка. Автомобили, которые хочется купить снова +323 просмотров за суткиПодари себе сам: 10 мужских подарков на Новый год

Спасти автопром. Как будут работать новые правила господдержки автоконцернов

Фото Vladimir Rys / Getty Images
Денис Мантуров рассказал, кто из производителей автомобилей сможет претендовать на государственные субсидии и в чем особенности специнвестконтрактов

В ближайшие полтора года истекают соглашения между автопроизводителями и Минэкономразвития, базировавшиеся на ключевом для отечественной автомобильной промышленности документе — постановлении № 166 о промышленной сборке. В соответствии с ним, компаниям предоставлялись таможенные льготы на ввоз комплектующих в обмен на выполнение требований по локализации продукции. Однако этот механизм противоречит нормам ВТО, членом которой Россия является с 2012 года, поэтому продлеваться такого рода соглашения не будут.

Вместо этого автокомпании, претендующие на получение государственных субсидий, смогут заключать Специальные инвестиционные контракты (СПИК). О том, как будет функционировать новый механизм и какие бренды смогут рассчитывать на поддержку, журналистам рассказал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

О чем СПИК?

«После вступления в ВТО мы не можем пролонгировать действующий режим промсборки. Однако в рамках СПИК возможно реализовать механизм промышленных субсидий, это не запрещено. Я говорю прямо — так будет обеспечена поддержка предприятий», — заявил министр. 

СПИК задумывался как механизм комплексного воздействия на отрасль. Не только поддержки, но и направления автопромышленности в русло мировых трендов. Так, для получения госсубсидий производитель должен набрать необходимое число баллов. Для этого необходимо определить технологические направления для инвестиций, выбрав из общего перечня, включающего 9 позиций: двигатель, трансмиссию, систему управления, систему автоматической помощи водителю, отдельно гибридный двигатель, аккумуляторные ячейки и систему управления к ним, мотор-колеса и редукторы к мотор-колесам.

Ряд позиций относятся к электрокарам — тренд на электрификацию транспорта сегодня доминирует в мире. «Хотя конкретно в нашей стране это, очевидно, не массовый сегмент», — признался министр. Однако Минпромторг все равно готов поддержать его становление: «Как только будет запущено производство электротранспорта, синхронизировано возникнет мотивационный пакет. Мы придерживаемся такой политики: пусть сначала произведут, покажут, а мы поддержим», — заявил Мантуров.

Несмотря на то, что правила общие, специнвестконтракты предполагают персонифицированный подход к производителям. «Например, Mazda построит в России завод двигателей. Одно из основных условий, которые мы им поставили: три четверти продукции должно уходить в третьи страны, либо обратно в Японию, для местного производства», — заявил Мантуров.

Отметим, что специнвестконтракты с Mazda и Daimler были подписаны до принятия унифицированных подходов, которые должны быть сформированы весной. По словам Мантурова, это были «эксклюзивные решения», продиктованные интересами национального автопрома и вопросами его дальнейшего развития.

СПИК для автопроизводителей

Теоретически, на заключение СПИК может претендовать любой бренд, однако «входным билетом» станет соответствие уровню второго соглашения о промсборке. «Это может быть кто-то новый, но ему необходимо будет соответствовать или взять на себя и эти обязательства тоже. Но я не верю, что на рынок придет кто-то неизвестный», — отметил министр.

Мантуров пояснил, что новый механизм прежде всего выгоден автокомпаниям, которые уже упрочнили свои позиции в России: «Тем, кто производит 100 000 автомобилей, очевидно интересно будет добавлять инвестиции. А кто в режиме крупноузловой сборки выпускает 14 000-20 000 машин, тому это будет просто невыгодно». Он отметил, что каждый из вышеперечисленных компонентов (двигатель, трансмиссия и так далее) достаточно емкий с точки зрения инвестиций.

Помимо выбора технологических направлений, кандидатам на субсидии придется наращивать степень локализации автомобилей: «Мы не будем обеспечивать промышленными субсидиями те компании, которые откажутся взять на себя дополнительные обязательства по повышению уровня локализации по отношению к тому, который уже достигнут или будет достигнут на момент подписания СПИК», — подчеркнул министр.

Напомним, что первые соглашения с автопроизводителями были заключены в 2005 году, они подразумевали выпуск 25 000 автомобилей в год с уровнем локализации 30%. В 2011 год были выдвинуты более жесткие требования, получившие название «вторая промсборка»: производство не менее 300 000 автомобилей в год на новых мощностях или 350 000 на прежних, с условием их модернизации, а также 60% локализация машин и инвестиции в научно-исследовательские работы.

Поддержка и компромиссы

Стремление не отстать от мировых тенденций, планы по дальнейшему развитию автопрома резко контрастируют с положением дел на потребительском уровне: российский автопарк — один из самых старых в Европе, согласно данным аналитического агентства «Автостат», средний возраст машины составляет 12,5 лет. Отвечая на вопрос корреспондента Forbes, собирается ли Минпромторг ограничивать эксплуатацию неэкологичных и, очевидно, уже небезопасных транспортных средств, Мантуров отметил необходимость поиска компромиссных решений.

«Мы готовы и заинтересованы в том, чтобы ограничить срок эксплуатации, например, автобусов. Но как только об этом заявили, турагентства пожаловались — у нас остановится туризм. Но получается, что туризм у нас не безопасен. Однако нужно искать взвешенные и разумные решения. Должен быть создан мотивирующий механизм. Например, мы можем компенсировать скидку на новый автобус. … Или на определенную категорию автомобилей», — продолжил министр.

Говоря о государственной поддержке авторынка, Мантуров рассказал, как будут расходоваться бюджетные средства: «У нас отфиксирована в бюджете сумма около 24 млрд, и, возможно, будет еще 9,5 из резервного фонда. Это порядка 35 млрд рублей в целом, в том числе деньги банкам, с которыми мы должны рассчитаться за предоставленную возможность по льготному автокредитованию предыдущих лет, включая этот год — это 9 млрд. И остальные распределяются таким образом: 2,5 у нас газомоторка (поддержка приобретения машин на газомоторном топливе), 1,5 млрд — электротранспорт (включая электробусы), и оставшиеся деньги пойдут на новые адресные программы и субсидии по инвестиционным кредитам».

Читайте также
Промсборка для избранных. Какие автоконцерны могут получить господдержку
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться