Макроэкономика не виновата: бизнес сам загнал себя в ловушку | Forbes.ru
сюжеты
$56.67
69.35
ММВБ2286.33
BRENT68.91
RTS1270.92
GOLD1332.12

Макроэкономика не виновата: бизнес сам загнал себя в ловушку

читайте также
+4 просмотров за суткиПоймать волну благоустройства. Почему бизнес должен развивать городскую среду +10 просмотров за суткиПонять и простить. Кто воспользуется налоговой амнистией Владимира Путина Мышление ларечника: почему нужно выходить на зарубежные рынки +18 просмотров за суткиУсы, лапы, хвост: как построить бизнес на отелях для животных +3 просмотров за суткиТрадиции бизнеса. Почему деловой климат в России ухудшается +8 просмотров за суткиАнализируй это: пять проблем малого бизнеса, с которыми стоит разобраться немедленно Выше рынка: айти-сектор и телекомы лучше реагируют на господдержку Проблема на 100 млрд рублей: бизнес пожаловался Путину на Медведева из-за новых сборов Полный бак. Создатели Benzuber планируют конкурировать с «Газпром нефтью» и «Лукойлом» +13 просмотров за суткиСладкая история. Солист «Руки вверх!» создал кондитерскую с выручкой 87 млн рублей Помочь или не мешать. Что государство может сделать для социального бизнеса Реновация пятиэтажек: с какими испытаниями столкнется малый бизнес 37% женщин-предпринимателей показали низкий уровень финансовой грамотности Нет денег и желания: лишь 3% россиян планируют в ближайшее время открыть свой бизнес Традиции 90-х, финансовая безграмотность и другие враги малого бизнеса Как защитить предпринимателя от силовиков: итальянский опыт и роль прокуратуры Правила игры: внедрение геймификации в небольшой компании На том конце провода: как наладить общение с клиентом при небольшом бюджете Пять действий государства, которые спасут малый бизнес Люди, а не банк: как решить проблему кредитования малого бизнеса

Макроэкономика не виновата: бизнес сам загнал себя в ловушку

Фото REUTERS / Robert Galbraith
Предпринимательство заключается в умении быть успешным даже в неблагоприятных обстоятельствах и при любом состоянии экономики

В сегодняшней российской реальности крупный бизнес находится в более выгодном положении, чем мелкий и средний, хотя он и обременен колоссальными издержками и менее проворен. У крупного бизнеса есть доступ к капиталу, он опирается на государство — формально или неформально. Ему часто проще защититься от различных агрессивных выпадов извне, у него есть административный и финансовый ресурс, есть инвестиции и кредиты.

У малого и среднего бизнеса (МСБ) всего этого чаще всего нет. И в ближайшие годы ему не приходится надеяться на улучшение внешней конъюнктуры — предпосылок для того, чтобы нефть подорожала, а капитал подешевел, нет и не предвидится. Кроме того, государство последовательно и методично наступает на малый бизнес — от ограничений применения вмененного налога до ЕГАИС и электронных чеков. И в ближайшие годы это наступление, судя по всему, продолжится. МСБ жалуется, что государство не только не помогает ему, но и ведет себя так, словно хочет его извести. С одной стороны, жалобы отнюдь не беспочвенны. С другой стороны, энергии, потраченной на них, можно найти лучшее применение. Конечно, в России десятки тысяч предприятий МСБ, и у всех своя ситуация. Однако во многих случаях МСБ сделал еще далеко не все, чтобы утверждать, что во всем виноваты только налоги.

Во-первых, тратить время на негодование имеет смысл только в том случае, если есть возможность что-либо изменить. Государственная машина сейчас действует против МСБ, но жизнеспособность бизнеса не должна зависеть от закона или системы налогообложения. В конце концов, предпринимательство заключается в умении быть успешным даже в неблагоприятных обстоятельствах. Транснациональные компании без труда адаптируются к налоговому законодательству разных стран потому, что их бизнес-модели сфокусированы на потребителе и на продукте. А если у вас есть продукт, интересный потребителю, деньги на уплату налогов найдутся всегда. Поэтому время, потраченное на возмущение, лучше потратить на решение насущной задачи — что нужно изменить в текущей бизнес-модели, чтобы она была успешна и в таких условиях? И это возможно, хотя и непросто.

Во-вторых, в некоторых случаях МСБ сам загнал себя в ловушку, выстроив бизнес-модель так, что главным фактором прибыльности стал уход от налогов (занижение таможенных пошлин, дробление бизнеса и т. д.). Но это стало невозможно, точнее — слишком дорого, и к этому бизнес оказался не готов. Но как мы не раз видели, у таких компаний есть успешные конкуренты, полностью выплачивающие все налоги. Значит, в принципе это возможно — нужно менять что-то внутри.

В-третьих, едва ли не все предприятия МСБ работают без долгосрочных стратегических планов, не вполне осознавая, какие колоссальные и, что важно, бесполезные издержки это за собой влечет. Не имея четких ориентиров, меняя концепцию чуть ли не ежеквартально, предприятия не могут расставить приоритеты, сфокусировать усилия, капитал, компетенции, технологии, время на перспективных направлениях и в итоге терпят невидимые, но ощутимые убытки, не отражающиеся в управленческом учете.

В-четвертых, предприятия МСБ в целом отличаются крайне низким уровнем маркетинговых компетенций в смысле изучения потребительских предпочтений. Это во многом определяет их низкую эффективность, но это же является мощным источником потенциального роста: тот, кто научится этому раньше других, получит мощное преимущество.

В-пятых, по официальным данным, производительность труда в России ниже, чем даже в Латвии. И это колоссальный источник экономии, благодаря которому повышение налогов может пройти незамеченным. Причем производительность труда — это вовсе не обязательно инвестиции в оборудование. Чаще всего это лишь скрупулезная работа с процессами или простые и очевидные решения. В российских предприятиях МСБ, к примеру, работает целая армия бухгалтеров, айтишников, юристов, программистов, хотя у их коллег из западных стран (с не менее жесткими, кстати, налогами) все это давно находится на аутсорсинге. IT-решения, позволяющие повысить эффективность без существенных инвестиций, появляются и дешевеют с каждым днем, и это то поле, где МСБ легко может обойти неповоротливый громоздкий крупный бизнес.

Макроэкономические факторы, влияющие на МСБ, продолжат ухудшаться. Но если рынок вдруг перейдет в рост, а внешние условия смягчатся, то на него хлынут новые конкуренты, в том числе иностранные, имеющие большой опыт выживания в условиях стагнации. Легче МСБ не будет ни при каком сценарии, поэтому размышления о внешней конъюнктуре лучше, пока не поздно, перевести в термины действий — что конкретно следует предпринять в ближайшее время, чтобы быстрее к ней адаптироваться. А во всех случаях, которые довелось наблюдать лично нам, внутренний потенциал бизнеса еще не исчерпан до такой степени, чтобы можно было начинать винить во всем только внешние обстоятельства.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться