К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Поле битвы: как Хабиб Нурмагомедов стал популярнее Марии Шараповой в Instagram

Фото Reebok
Фото Reebok
Почему боец ММА Хабиб Нурмагомедов стал самым популярным российским спортсменом в Instagram

Непобежденный российский боец UFC Хабиб Нурмагомедов стал самым популярным российским спортсменом в социальной сети Instagram. Накануне важного боя с Эдсоном Барбозой на Хабиба подписано 3 млн человек, на теннисистку Марию Шарапову – 2,9 млн. Forbes объясняет, как это получилось.

Социальная жизнь

Дата основания Instagram – 6 октября 2010 года. К этому моменту Мария Шарапова уже побывала первой ракеткой мира и собрала карьерный «Большой шлем», выиграв все главные теннисные турниры, добралась до статуса долларового мультимиллионера и заполучила в спонсоры такие мегабренды как Nike и Porsche. Уже в 2010-м Шарапова была суперзвездой, так что появление у нее аккаунта в Instagram 9 сентября 2014 года само по себе стало новостью для СМИ.

Хабиб Нурмагомедов выкладывает фотографии в сеть с декабря 2012-го. И тогда Instagram стал единственным СМИ за пределами Дагестана, которое писало о Хабибе на регулярной основе, пусть даже его собственными руками. В тот момент он был бойцом с двумя победами в UFC и привлекал внимание исключительно как первый россиянин, попавший в самый популярный ММА-промоушен за последние девять лет. Само по себе это не должно объяснять популярность бойца, но помогает понять разницу в отношении к своему аккаунту. Тем более в ММА социальные сети с самого начала воспринимались как серьезный информационный ресурс. UFC в какой-то момент даже ввело премии для бойцов за лучшую динамику роста подписчиков в Twitter. Популярнсть «Твиттера» со временем прошла, а привычка постить что-то яркое – осталась.

 

Карьерные успехи

Несмотря на отсутствие титула чемпиона UFC, Хабиб уже сейчас является спортсменом с уникальным достижением: его статистика – 24 победы (8 из них в UFC), 0 поражений, и такой победной серии нет ни у кого в единоборствах. Нурмагомедов, опережая журналистов, придумал себе меткое сравнение: «Я стану Флойдом Мейвезером (боксер со статистикой 50-0) от ММА». Ноль поражений не так престижно, как титул чемпиона UFC, но часто интереснее, чем титульный бой. Увидеть, как очередной чемпион теряет или сохраняет пояс можно несколько раз в году. Посмотреть, как непобежденный боец с такой статистикой может впервые проиграть, случается гораздо реже и создает более мощную интригу.

Спортивные достижения Шараповой очевидно выше, но ни теннис, ни возможность представлять страну на Олимпиаде не генерируют такой популярности в социальных сетях. Для сравнения Серена Уильямс по подписчикам тоже проигрывает Ронде Роузи из ММА – 7,2 млн против 9,7 млн, а Рафаэль Надаль и Роджер Федерер — 4,1 млн у каждого (то есть даже в Instagram они борются на равных) – Конору МакГрегору с 21,8 млн подписчиков. Ну а самым популярным атлетом остается футболист Криштиану Роналду – 118 млн пользователей следят его лентой в Instagram.

 

Работа с аудиторией

Instagram и WhatsApp на Кавказе воспринимаются не только как социальная сеть и средство связи, но и как полноценное СМИ и эффективная рекламная площадка. Хабиб Нурмагомедов на Кавказе – не просто боец UFC, а один из самых популярных людей региона. Школьники приходят фотографироваться к его подъезду в Махачкале, чеченский лидер Рамзан Кадыров публично поздравляет Нурмагомедова с каждой победой, а глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров оказывается соседом Хабиба в первом ряду на турнире М-1.

При этом у Хабиба блестяще получается расширять свою аудиторию. В разное время он представлял клубы из Киева, Санкт-Петербурга и Бахрейна. Его неистово встречают в Казахстане, Таджикистане и Узбекситане. И тут особенно важно четкое самоопределение Нурмагомедова как мусульманина. Сразу после побед по губам бойца легко прочитать «Аллаху акбар», а цитата «победа только от Всевышнего» регулярно встречается в подписях к фотографиям. При этом Хабиб ведет инстаграм на двух языках: английском и русском. Русскоговорящую публику не отталкивает даже пост в духе «Новый год для мусульманина – харам» с зачеркнутым изображением елки. Хабиб делает необходимый минимум, чтобы за него болели по всей России: фотографируется с триколором и говорит в прямом эфире «будем бить американцев за их санкции».

Во время своего единственного боя в Бразилии Хабиб ходил в футболке «Если бы самбо было легким, оно называлось бы джиу-джитсу». Эта надпись сразу же увеличила количество охранников, находящихся рядом с Хабибом, но не могла не увеличить количество подписчиков, говорящих на португальском. Пусть даже они говорили ему что-то нехорошее.

 

В этом контексте Instagram выглядит менее удобной площадкой для Шараповой: блокировка, введенная китайскими властями, может отсекать значительную часть ее потенциальной аудитории – болельщиков из Китая. Хотя периодически Шарапова появляется на кортах Пекина, а в этом году вообще выиграла там первый турнир после дисквалификации.

Конфликтное поведение

ММА дают идеальную площадку для создания и разрешения личных конфликтов, а социальные сети становятся театром боевых действий. В этом смысле теннис как индивидуальный вид спорта, где соревнуются два человека мог бы что-то позаимствовать, но, если, например, Роджер Федерер пообещает «сломать лицо» Рафаэлю Надалю, то победа последнего 6:1, 6:3, 6:1 все равно будет казаться недостаточным ответом. ММА дает возможность отвечать, а значит и создавать конфликты. «Хабиб, там у этого дешевого труса Петтиса (экс-чемпион UFC в легком весе – Forbes) рамс в инстаграме, ты бы сходил, а то я английский не понимаю», – пишут Хабибу в комментариях. Что-то подобное сложно представить в ленте у Марии Шараповой и не только потому, что она не сможет побить Энтони Петтиса.

Выделяется здесь, конечно, фигура Конора МакГрегора и даже сам Хабиб признает, что популярность ирландца, который неожиданно взял чемпионский пояс в категории Хабиба, помогает. Ведь одновременно с ярким бойцом становится интересен и тот, кто обещает его победить. При этом Хабиб конфликтовал и до появления Конора. Про Рафаэля Дос Аньоса писал «Рафаэлло – мой десерт на пути к титульному бою», прилагая картинку, где лицо бойца было нанесено на коробку с конфетами.

Про Шарапову тоже часто говорят, что интерес к ней обусловлен еще и тем, что в теннисе есть еще одна суперзвезда – Серена Уильямс. Правда, их спортивное противостояние не выглядит интригующим (19:2 в пользу Серены), а вне корта их самая скандальная перепалка не может быть жестче, чем реплика Серены в адрес Марии: «Если ей нравится жить с парнем, у которого черное сердце, пусть так и будет». Это было в 2013 году.

Денежный ресурс

Рекламный пост в аккаунте Криштиану Роналду стоит, по разным данным, около  $400 000. Хабиб в интервью Forbes рассказал, что не продает рекламу в Instagram, но использует ленту для продвижения личного спонсора. У Шараповой бизнес-партнеров гораздо больше, и социальные сети – важная рекламная площадка для них. Третий по популярности российский спортсмен в Instagram (989 000 подписчиков) – хоккеист Александр Овечкин. Он тоже востребован брендами и тоже оставляет для них место в своей фотоленте.

 

31 декабря (7-8 утра по Москве) Хабиб проведет бой на турнире UFC 219 в Лас-Вегасе и, если победит, будет драться за титул чемпиона в 2018 году. Это наверняка увеличит число его поклонников и добавит спонсоров, а его Instagram подорожает и пополнится рекламными сообщениями. У Марии Шараповой другая ситуация. Большая часть ее карьеры позади, в 2017-м она сложно возвращалась в тур после допинговой дисквалификации (мельдоний) – трудно предсказать, сможет ли Мария в 2018-м снова стать лидером женского тенниса и заполучить новых поклонников. Кажется, что потенциал ее Instagram-аудитории почти исчерпан. Александру Овечкину 32, но из-за конфликта МОК и НХЛ на Олимпиаде-2018 он не сыграет, а созданное им движение Putin Team едва ли серьезно увеличит количество его подписчиков в соцсети.

За статус самого популярного российского спортсмена в Instagram  в 2018-м году мог бы побороться футболист Дмитрий Тарасов. Правда, за 844 000 нынешних подписчиков он скорее должен благодарить свою бывшую жену, звезду «Дома-2» Ольгу Бузову (у нее, кстати, 11,3 млн подписчиков), но его «Локомотив» впервые за много лет лидирует в чемпионате страны, а летом Дмитрий должен сыграть за Россию на футбольном Кубке мира – это добавит подписчиков его ленте. Но хватит ли популярности футбола, чтобы догнать популярность Хабиба? Лучший российский форвард Федор Смолов, например, пока проигрывает даже Расулу Мирзаеву, бойцу российского промоушена Fight Nights.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+