Закон каменных джунглей. Как облик города влияет на ведение бизнеса | Forbes.ru
сюжеты
$56.45
69.34
ММВБ2255.27
BRENT66.84
RTS1243.14
GOLD1323.77

Закон каменных джунглей. Как облик города влияет на ведение бизнеса

читайте также
+2990 просмотров за суткиКороль квадратных метров: чем известен новый президент Blackstone +124 просмотров за суткиМоя улица. Стартап из Петербурга хочет изменить городскую среду +6178 просмотров за суткиПризрак Олимпиады: почему гостиницы в Сочи терпят убытки +62 просмотров за суткиЭкономика города. На что региональные столицы тратят бюджетные деньги +124 просмотров за суткиИпотечные империи: банкам придется бороться за покупателей жилья +29 просмотров за суткиДоступное жилье. В чем проблема «детской» ипотеки +14 просмотров за суткиАренда и личные счеты. Почему участники рейтинга рантье делят бизнес +24 просмотров за суткиДело молодое. Кто покупает жилье и берет ипотеку в России +23 просмотров за суткиРосреестр на блокчейне. Ипотечную сделку можно зарегистрировать за минуту +45 просмотров за суткиРисковые метры. В чем опасность инвестиций в зарубежную недвижимость +32 просмотров за суткиОграниченная льгота. Что не так с новой программой господдержки ипотеки +1 просмотров за сутки«Обидный термин»: почему в России упразднили жилье эконом-класса +7 просмотров за суткиУдобный переезд. Как въехать в новый дом до продажи старого +9 просмотров за суткиКвартирный вопрос по-китайски. Alibaba и Tencent идут на рынок недвижимости +92 просмотров за суткиЖдать или покупать. Каждая вторая квартира в новостройках продается в ипотеку +20 просмотров за суткиГосуслуги на блокчейне. Как будут жить города будущего +165 просмотров за суткиВозвращение на Кипр. Недвижимость на острове скупают россияне +982 просмотров за суткиПо стандарту: в каких домах мы будем жить через 5 лет +89 просмотров за суткиСталинка против новостройки. Какое жилье выгоднее покупать в ипотеку +10 просмотров за суткиЕсть жизнь за МКАД. Какими будут городские районы будущего +76 просмотров за суткиЗачем князь Монако Альбер II утепляет окна?

Закон каменных джунглей. Как облик города влияет на ведение бизнеса

Алена Жмурова Forbes Contributor
Фото Getty Images
Как повысить качество городской среды, чтобы выделиться среди конкурентов и не потерять клиентов? Дизайн-код улиц — это новые правила игры для предпринимателей и жителей города

Реклама в телевизоре, инстаграме и на радио давно стала привычным явлением в нашей жизни, но реклама в городе отличается от них — ее невозможно заблокировать с помощью специальной программы или просто выключить. Поэтому уличная реклама и вывески на фасадах удел не только владельца или арендатора недвижимости, а всего общества в целом.

Мы не первыми столкнулись с проблемой визуальной чистоты улиц. Более того, до революции даже в таких небольших (на тот момент) городах как Красноярск уже существовали регламенты на афиши. Сегодня же в мире и России получили широкое распространение дизайн-коды — инструмент регулирования вывесок и рекламы в городе. Где-то документ может называться иначе, но его смысл всегда один — установить четкие правила размещения сторонних объектов на фасаде дома.

Жизнь без правил

Почему каждый бизнесмен и завхоз не может сам выбирать тип, размер и вид вывесок? Для ответа логичнее будет разбить всех участников по группам:

Для горожан ситуация всеобщего самоуправства приводит к деградации городской среды. Разностилевые вывески, особенно если они светятся и мигают, являются визуальным шумом и раздражителем. Городские улицы с активностями и красотами начинают превращаться в дорогу — транзитный путь из точки А в точку Б. В итоге люди начинают игнорировать этот раздражитель, меньше контактировать с городом и больше пить у себя на кухне.

Для бизнеса это потеря клиентов, которые любят спокойную среду вокруг. Если посмотрите на торговые комплексы, то вы увидите единый формат и размер вывески у каждого магазина. Шрифт, место, материал и порою даже цвет одинаковые «на улицах» всего комплекса — крупные игроки давно посчитали в рублях связь между средой и покупками, поэтому не позволяют арендаторам вольностей.

Закон джунглей создает порочный круг, когда даже новые магазины, кафе и бары вынуждены делать на улицах огромные вывески и вешать баннеры — в противном случае их просто не заметят на фоне других. В таких условиях обойти конкурентов удается не за счет хорошего ассортимента и качественного сервиса, а за счет особо большой и яркой вывески.

Муниципалитет в этой ситуации теряет качественную городскую среду, своё уникальное наследие, имеет проблемы с активностью бизнеса и даже отток горожан в другие города, где следят за внешним видом улиц и площадей. Агрессивная среда бывает не только по отношению к качеству воздуха, но и по отношению к общему состоянию города.

Потеря разнообразия

Слова «стандартизация» и «регламентация» у многих ассоциируется с одинаковыми панельными спальниками и чувством апатии. Поэтому человек, который даже понимает необходимость наведения порядка с визуальным шумом на улице, будет выступать против каких-либо ограничений. Но дизайн-код не убивает разнообразие.

Дизайн-код регулирует материалы, параметры и места расположения вывесок или рекламы. Например, можно использовать только пространство над окнами и дверьми первого этажа и выносить конструкции максимум на N сантиметров от фасада. Такое рамочное регулирование можно в чем-то сравнить с линиями в прописях: сетка одна, а почерк у всех разный.

Кроме того, каждый город уникален и нуждается в собственном дизайн-коде. Архитектура Калининграда будет заметно отличаться от Петербурга, Иркутска или Набережных Челнов. Поэтому место размещения и материалы подбираются всегда локально.

Как это делается

Город должен выступать медиатором процесса для учета интересов горожан и бизнеса. Интерес в комфортном и красивом городе общий, но плохо выстроенный процесс принятия дизайн-кода может привести к бунту предпринимателей и гневу жителей.

Неправильно принимать подобные регламенты кулуарно исходя из чувства прекрасного начальника департамента ЖКХ. Требование одномоментно заменить все вывески за месяц тоже хорошо не кончатся.

Правильно провести серию интервью с предпринимателями, обработать вводные с архитектурным сообществом и выйти с результатом на рабочие встречи с общественностью.

По своему опыту могу сказать, что лучше проводить обсуждения на площадках бизнеса. Предприниматели тоже жители города и хотят иметь комфортную среду, поэтому большинство, как правило, поддерживают введение прозрачных и понятных правил игры. Другое дело, что нельзя делать это рывками или по щелчку пальцев — нужно время и человеческое отношение к людям.

После обсуждения, доработок и принятия дизайн-кода следует этап внедрения. Тут возможен пилотный район в центре с послаблением для первых участников или ввод правил по улицам. В Саратове, например, мы специально вводили новые правила на центральной пешеходной улице города — повышать качество среды надо с пространств, которыми уже сегодня пользуются и гордятся все горожане.  

Всегда будут несогласные с новыми правилами, но нужно руководствоваться общественным благом и применять метод кнута и пряника. Например, дизайн-код может отменить процедуру получения разрешения на вывеску у главного архитектора района и убрать возможные коррупционные случаи, но при этом у нарушителей будут снимать вывески с выписыванием большого штрафа.

Где такое уже есть

Дизайн-код — не вопрос вкуса, а скорее защита от самых распространенных ошибок. Баннеры через всю улицу, скрытый под пластиком декор доходного дома XIX века, засвет вывеской окон домов, яркий мигающий зеленый крест аптеки у перекрестка со светофором, рекламные раскладушки на пути пешеходов — регулирование ограничивает общество в целом от подобных ошибок.

Практически каждый крупный город в мире имеет регламент размещения вывесок, иногда даже на каждый район и дом отдельно. В России дизайн-коды уже работают в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Саратове, Воронеже и Чайковском. В процессе принятия регламенты в Ижевске, Калининграде, Челябинске и других городах.

Хочется верить, что в ближайшем будущем дизайн-код станет такой привычной для российских городов нормой, как правила движения для автомобилей.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться