Скорость напрокат. Кто будет владеть автомобилями в эпоху каршеринга | Forbes.ru
сюжеты
$56.45
69.34
ММВБ2336.82
BRENT66.84
RTS1243.14
GOLD1323.77

Скорость напрокат. Кто будет владеть автомобилями в эпоху каршеринга

читайте также
+37012 просмотров за суткиНа бензине и электричестве: самые ожидаемые новинки Женевского автосалона +1499 просмотров за суткиУтром деньги, вечером стулья. Как выбрать стратегию для запуска нового продукта +17372 просмотров за суткиПродать слона: суперкары, на которые сложно найти покупателя +242 просмотров за суткиПодкрутили гайки: как новые правила техосмотра изменят жизнь автомобилистов +68 просмотров за суткиБогачи и дороги: решат ли платные полосы проблему пробок +90 просмотров за суткиНазад в будущее. Инфраструктурный план Трампа хорош для 1950-х годов +58 просмотров за суткиВыехали из бюджета: недорогие автомобили прибавили в цене +366 просмотров за суткиДорога в суд. В «Деловых линиях» корпоративный конфликт и новые владельцы +28 просмотров за суткиБудущее на батарейках: в России создают сеть каршеринга электромобилей +10 просмотров за суткиПоехали на рынок: продажи коммерческого транспорта в России растут +46 просмотров за суткиДорога в бизнес-класс, или Невероятная история лимузина из Тольятти +18 просмотров за суткиВ погоне за временем. Как сверхскорости изменят нашу цивилизацию +13 просмотров за суткиЦена роста. Новый автомобиль подорожал до 1,3 млн рублей +157 просмотров за суткиДорогая, я уменьшил фабрику! Бизнесмен из США производит автомобили на 3D-принтерах Цена успеха. Ford терпит убытки, но делает ставку на умный транспорт +875 просмотров за суткиАбсурд на дорогах. Самые нелепые штрафы, выписанные автомобилистам +16 просмотров за суткиДоверие к незнакомцам: рынок шеринг-сервисов в России достиг 230 млрд рублей +215 просмотров за суткиВыводите зверей: дорогие внедорожники вместо снегоуборочной техники +968 просмотров за суткиРазделяй и пользуйся: шеринг-экономика растет, но россияне к этому не готовы +3 просмотров за суткиTesla в космосе: самые успешные рекламные кампании в истории автопрома +66 просмотров за суткиПотерянные города. Москва заняла первое место в Европе по пробкам

Скорость напрокат. Кто будет владеть автомобилями в эпоху каршеринга

Рассел Флэннери Forbes Contributor
Фото Getty Images
Важным посредником автоиндустрии становятся технологические и интернет-компании, скоро на частных автовладельцев из всех потребителей будет приходиться крошечная доля, а автодилеры просто исчезнут как вид

Бизнес-модель, которой автомобильная промышленность руководствовалась в прошлом столетии, сегодня стремительно устаревает. Обычные люди в будущем вряд ли станут покупать автомобили в собственное владение — вместо этого они будут арендовать их. Также в ближайшие годы пассажиры-арендаторы все меньше будут управлять транспортом самостоятельно, и в результате для них все меньшее значение будет иметь престиж автопроизводителя. Привлекательность модели так называемого совместного потребления в частности увеличится из-за растущей популярности и простоты пользования цифровых платежей. Прежняя «закрытая» модель автомобильной промышленности постепенно уступает место новому этапу развития индустрии — теперь все вертится вокруг интернет-технологий.

Билл Руссо, основатель и генеральный директор консалтингового агентства Automobility из Шанхая, стоявший у истоков китайской автомобильной индустрии 30 лет назад, считает, что «в ключевых сегментах формирующегося ландшафта совместного потребления китайские компании идут впереди планеты всей».

Например, сервис по поиску попутчиков Didi Chuxing располагает парком из 20 млн зарегистрированных автомобилей и предоставляет свои услуги более чем 300 млн зарегистрированных пользователей, поэтому американскому Uber до него еще очень и очень далеко.

Если говорить об аренде велотранспорта, то неоспоримыми мировыми лидерами (разумеется, не без поддержки щедрых инвесторов) являются Mobike и Ofo. Китайский рынок мобильных платежей и финансовых услуг во главе с такими колоссами, как Tencent и Alibaba, опять-таки оперирует гораздо бóльшими цифрами, нежели в Соединенных Штатах. Наряду с несколькими глобальными инвесторами (в их числе и Nvidia) в будущее автомобильных технологий инвестирует даже не столь крупная по китайским меркам компания Baidu, поисковый лидер Поднебесной.

В ходе интервью чуть больше недели назад Руссо объяснил: «Автомобильная индустрия не позиционирует себя как сферу транспортных услуг. Тем не менее ее привлекает тесная связь интернета в Китае с каждым отдельным пользователем». Китай, как известно, является крупнейшим рынком сбыта автомобилей. Эксперт добавил: «Amazon и другие западные интернет-корпорации ведут свою деятельность по бизнес-моделям, которые совсем не похожи на те, с которыми работают Alibaba и Tencent. Именно последние две вкладываются в будущее мобильности и транспорта по максимуму». 

Читайте также
Полный вперед. Кто будет конкурировать за рынок беспилотных автомобилей

Остается лишь один главный вопрос относительно такого будущего: если потребители будут пользоваться транспортом как услугой, то кто станет владеть «активами» индустрии (автомобилями и т. д.) и содержать их?

С одной стороны, эта обязанность может лечь на плечи крупных автодилеров. По словам Руссо, если в автоиндустрии важным посредником становятся технологические и интернет-компании, а на частных автовладельцев из всех потребителей будет приходиться крошечная доля, то автодилеры просто исчезнут как вид. С другой стороны, владеть автопарками и заняться их содержанием могут так называемые операторы «сервисов мобильности», например Didi. У этой компании есть связи с миллионами водителей, и она, в свою очередь, может попытаться арендовать транспортные средства у них. Помимо этого, в Didi уже заявили, что они собираются вкладывать средства в станции зарядки для электромобилей.

Однако есть и вероятность того, что владеть и управлять автопарком транспортных средств станут сами автопроизводители, а операторы сервисов мобильности будут их использовать. К примеру, возглавляемая миллиардером Ли Шуфу и базирующаяся в Ханчжоу корпорация Geely, владеющая одноименным китайским брендом автомобилей и компанией Volvo, начала 2018 год с объявления о том, что ей удалось привлечь $154 млн для финансирования собственной платформы совместного пользования автомобильным транспортом Cao Cao. Таким образом бизнес, который корпорация начала два года назад, уже оценивается более чем в $1,5 млрд. В настоящее время Cao Cao располагает сетью из 12 000 экологически безвредных автомобилей Geely.

Билл Руссо из Automobility считает затею корпорации стóящим предприятием: «Это позволит Geely стать компанией по предоставлению услуг и продавать транспортные средства собственной специализированной платформе». В прошлом году Geely вложила $300 млн в датский банк Saxo, стала его ключевым акционером, и вполне возможно, благодаря этому китайская корпорация окажется еще более сильным игроком рынка.

И, наконец, последний вариант заключается в том, что владеть парком автомобилей не будет ни одна из вышеперечисленных сторон. Руссо предполагает: «Может появиться совершенно новый класс организаций, профессионально занимающихся управлением и содержанием автопарковых активов». Они станут промежуточным звеном цепи между автопроизводителем и оператором сервисов мобильности.

Как бы там ни было, для всей транспортной индустрии, как и для потребителей с инвесторами, дорога выдастся интересной и насыщенной.

Перевод Антона Бундина

Читайте также
Палки в колеса. Беспилотные электромобили получат 40% рынка  Осторожно, камера! За отсутствие ОСАГО будут штрафовать с помощью видеофиксаторов 
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться