К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Легкие деньги. Как заработать миллион на WeChat и почему это не всем понравится

Фото Tomohiro Ohsumi / Bloomberg / Getty Images
Фото Tomohiro Ohsumi / Bloomberg / Getty Images
В 2015 году WeChat оценивался в $83,5 млрд, а сегодня владеющая мессенджером компания Tencent достигла уровня рыночной капитализации более чем в $500 млрд, что даже выше аналогичного показателя Facebook

Еще несколько лет назад Линь Шао жил вполне спокойной жизнью в прибрежном городе Сямынь. В то время он только устроился на хорошо оплачиваемую работу инженера-механика и зарабатывал больше, чем многие из его однокурсников-выпускников.

Но радости ему это не приносило. Каждый день он уставал от проектирования деталей машин и вечера проводил, делясь в своем блоге впечатлениями об интересных книгах, которые он читал в WeChat, сервисе Tencent для обмена мгновенными сообщениями и многого другого. Вскоре он решил бросить работу, потому что число подписчиков его блога стремительно росло.
33-летний Линь признался Forbes: «Я люблю делиться с другими тем, что я прочитал. Когда в WeChat появилась возможность вести публичные блоги, я понял, что наконец нашел себе занятие по душе».

И занятие это приносит свои плоды. Сейчас у блога Линя более 22 млн подписчиков, а сам он в прошлом году сколотил состояние в несколько миллионов долларов благодаря рекламе в собственном блоге, а также доходам от книжного магазина, который он запустил внутри приложения. Выгоду из платформы извлекает не он один. Помимо обмена сообщениями WeChat предлагает своим более чем 980 млн пользователей многие другие функции, от онлайн-покупок до заказа такси. Но что самое важное, платформа дает своим пользователям огромную свободу действий: от контроля того, как они привлекают и удерживают аудиторию, до выбора рекламы, размещаемой в их публичных блогах. А это, в свою очередь, породило для таких же продвинутых пользователей, как Линь, заманчивые финансовые перспективы.

Так как WeChat не раскрывает суммы их заработка, Forbes не может подтвердить какие-либо конкретные цифры. Тем не менее масштабы мультимедиабизнеса WeChat поистине колоссальны. По данным консалтингового агентства iiMedia из Гуандуна, в 2017 году на сервисе насчитывалось более 15 млн публичных блогов, которые может зарегистрировать любой пользователь или компания и публиковать в них записи напрямую подписчикам. Но в отличие от Facebook китайская социальная сеть не полагается на алгоритмы рекомендаций, разработанные искусственным интеллектом, вместо этого блог становится популярным, лишь если его заметят другие пользователи и начнут делиться записями со своим кругом общения. В 2015 году вся платформа WeChat оценивалась в $83,5 млрд, а сегодня ее владелец, компания Tencent, достиг уровня рыночной капитализации более чем в $500 млрд, даже выше аналогичного показателя Facebook.

 

Пожертвование или покупка

Для таких людей, как Линь, WeChat — то, что нужно. Молодому поколению все больше надоедает напыщенный и высокопарный стиль государственных СМИ и других солидных новостных агентств, поэтому молодежь ищет всю необходимую информацию в социальных сетях и зачастую проводит в приложении по несколько часов в день. А с помощью сервиса цифровых платежей Ten Pay пользователи могут даже отправлять любимым блогерам подарки (часто в виде денег) через функцию под названием Zan Shang («чаевые»). По подсчетам Чжана И, основателя исследовательского подразделения iiMedia, каждый активный блог получает таких чаевых в среднем на $6,3 в месяц. Обычно размер пожертвований варьируется от $1,6 до $7,8 за одну запись. Притом что, согласно вычислениям Чжана, активных блогов на платформе насчитывается около 5 млн, ежемесячный оборот в размере по меньшей мере в $32 млн не кажется чем-то необычным.
Основатель консалтингового агентства China Channel Мэтью Бреннан объясняет, в чем дело: «Чаевые представляют собой целое культурное явление. Это обусловлено, во-первых, простотой мобильных платежей в Китае, а во-вторых, большей, чем раньше, готовностью китайцев платить за контент».

Однако такое положение вещей очень не нравится Apple. Продажи смартфонов американского технологического гиганта в Поднебесной в последнее время значительно упали, и производитель отчаянно пытается нарастить в Китае доходы от сервисов. Также в течение последнего года калифорнийская корпорация делала все возможное, чтобы классифицировать пожертвования в WeChat как покупку внутри приложения и взимать за это комиссию в размере 30% от суммы транзакции. Пару недель назад яблочная корпорация и Tencent наконец пришли к соглашению о том, что функционал чаевых будет сохранен, но приложение китайского интернет-гиганта должно официально включить данную функцию в пользовательское соглашение.

Помимо получения пожертвований блогеры зарабатывают деньги на рекламе внутри приложения. На Facebook и Google постоянно обрушивается шквал критики (в том числе от новостного магната Роберта Мердока) за то, что львиную часть рекламных доходов они забирают себе, а создателям контента достается неприлично мало — по сравнению с Tencent, они кажутся настоящими грабителями. Рекламные сообщения появляются прямо в публичных блогах WeChat — стоимость одной рекламной записи может начинаться от нескольких десятков долларов до целых сотен тысяч. Появляться реклама может по несколько раз в одном посте, а все детали подобного сотрудничества обсуждаются между рекламодателями и владельцами блогов напрямую. Сама платформа при этом никаких комиссий не берет. Источников дохода корпорации хватает и без этого. Чего стоит один лишь игровой бизнес, каждый год он приносит организации миллиарды долларов. Нередко корпорация полагается на WeChat, чтобы заинтересовать пользователей в таких популярных компьютерных играх, как Honor of Kings и локализованной версии PlayerUnknown's Battlegrounds. Рекламные баннеры обеих игр часто отображаются среди списков друзей и сопровождаются внешними ссылками для загрузки.

 

Чэнь Юэтянь, партнер китайской инвестиционной фирмы S.Capital, считает: «Компании Tencent не нужны доходы от WeChat напрямую. Для них этот сервис — сетевая инфраструктура. Через нее они получают новых пользователей и трафик».

Поиск инвестиций

В то же время огромные армии подписчиков привлекают даже инвесторов. Спонсоры вкладывают деньги в медиабизнес блогеров, а те таким образом расширяют спектр предлагаемых услуг или продуктов. Например, Линь основал собственный медиастартап и нанял отдельных сотрудников для решения вопросов, связанных с базой подписчиков, и установления деловых контактов. В ходе раунда привлечения инвестиций в 2017 году предприятие блогера оценивалось в $62,4 млн. Часть этих денег пошла на бета-тестирование функции просмотра видео по подписке. KnowYourself, популярный в WeChat блог о психологии, помогает 2 млн своим читателям в поиске услуг профессиональной помощи.

Лю Юань, эксперт из инвестиционного фонда Zhen Fund, рассуждает: «У многих блогеров огромное число подписчиков, и они знают своих читателей очень хорошо. Мы надеемся, что популярные личности смогут монетизировать не только рекламу».

Но в самом WeChat не все всегда так просто, как хотелось бы. В то время как Facebook наводнили фейковые новости, для Tencent наибольшую угрозу представляет цензура.

В прошлом году Пекин неожиданно закрыл доступ к паре десятков WeChat-аккаунтов о развлечениях и звездных сплетнях. Тогда правительство призвало Tencent и другие организации «активно пропагандировать фундаментальные социалистические ценности». Но этим дело не ограничилось, и сейчас власти нацелились на музыку в жанре хип-хоп, которую считают низкопробным контентом. Также скоро предвидится и кампания по искоренению «низкопробных видеоигр».

Все это провоцирует некоторых блогеров подвергать цензуре собственный контент. Аннабель Чжуан, администратор и создатель блога KnowYourself, утверждает, что она воздерживается от обсуждения вопросов гомосексуальности и открытых отношений, так как власти могут счесть подобные темы неподобающими.

К тому же замедляется рост пользовательской базы WeChat, из-за чего блогеры начинают выходить на другие платформы. Чжуан говорит, что сейчас она проводит много времени на новостном портале-агрегаторе Jinri Toutiao, разработанном компанией Beijing Bytendance Technology. Он поможет ей заполучить новых подписчиков из менее развитых городов страны.

Но это совсем не значит, что детище Tencent теряет прежнюю привлекательность. Для начинающих блогеров платформа до сих пор является важнейшим источником трафика. Однако в Bytendance на выплаты блогерам, которые перейдут на их платформу, планируют выделить по меньшей мере $156 млн.

Лю Юань из Zhen Fund полагает: «Toutiao уже наступает WeChat на пятки. Но сервис от Tencent все же намного сложнее и сохраняет пальму первенства, а время, которое пользователи ежедневно ему посвящают, дает сервису WeChat огромное преимущество перед Toutiao».

Перевод Антона Бундина

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+