Выгодное дело: сколько зарабатывают города-хозяева Супербоула

Евгений Шуваев Forbes Contributor
Супербоул давно превратился в мегашоу (на фото Джастин Тимберлейк в перерыве матча-2018), способное собрать больше $660 млн дохода. Для города, в котором проходит событие, это тоже прибыльная история Фото Kevin Mazur / WireImage / Getty Images
Главное спортивное событие Америки приносит в городскую казну сотни миллионов долларов

В ночь с воскресенья на понедельник (по московскому времени) состоялся Супербоул — матч, который не только ежегодно определяет сильнейшую команду по американскому футболу, но и лишний раз напоминает об умении американцев зарабатывать на спорте. Игра становится главным медийным событием страны — секунда рекламы в трансляции стоит под $170 000, гимн США исполняет одна поп-звезда (в этом году — Pink), а хедлайнером шоу в перерыве становится другая (в 2018-м — Джастин Тимберлейк).

В 2018 году игру принимал Миннеаполис — город на севере страны с населением меньше 500 000 жителей. Однако в течение десяти дней (праздничная программа стартует задолго до матча) мероприятия, так или иначе связанные с Супербоулом, посетило около миллиона человек. Из них 125 000 приехали в Миннеаполис из других регионов и даже стран.

Супербоул-2018 разыграли «Нью-Ингленд Пэтриотс» (фавориты сезона) и «Филадельфия Иглс» (команда-сюрприз — она и победила). И примерно треть всех заказов на Airbnb (сервис бронирования жилья) пришлась на долю гостей из Массачусетса (11%) и Пенсильвании (21%), соответственно. Благодаря услугам этой компании оборот бронирований в Миннеаполисе и его пригороде Сент-Поле составил более $14,7 млн. Всего же около 7000 человек, воспользовавшихся услугами Airbnb, принесли региону $11 млн. Средняя цена жилья, забронированном на этом сервисе, — $286 за ночь.

По подсчетам издания Twin Cities, благодаря Супербоулу аэропорт Миннеаполиса принял и отправил дополнительные 3500 рейсов. Каждый из гостей города в среднем тратил в день $625 на еду, напитки и развлечения. Те, кто заранее не обеспокоился билетами, но горел желанием попасть на игру (местный US Bank Stadium вмещает меньше 70 000 зрителей), в среднем на вторичном рынке выкладывали $5700 за проход на Супербоул. Под конец сообщается самое важное: в результате всех этих операций Миннеаполис должен заработать чуть больше $400 млн.

Сумма серьезная. Но есть несколько нюансов. Исследовательская компания Rockport Analytics произвела свои подсчеты и выяснила, что $68 млн из этих денег — это так называемый «произвольный туризм». То есть заработок, не связанный напрямую с Супербоулом, параллельная история. Кроме того, есть давняя традиция заранее преувеличивать прибыль городов, принимающих главный матч года в американском футболе. Проще говоря, завышать сумму с расчетом на долгосрочный эффект.

Так, например, четыре года назад Миннеаполис принимал Матч звезд бейсбольной лиги. Изначально сообщалось, что заработок города от этого события составит $75 млн, через несколько месяцев сумму скорректировали — $50 млн. А официальные данные Государственного департамента доходов вообще фиксировали от $21 млн до $55 млн.

По данным Rockport, прямо сейчас выручка Миннеаполиса от Супербоула завышена минимум на $200 млн. Нерезиденты города (все, кто живет на расстоянии более чем 50 миль) принесут $284 млн, причем 25% этой суммы приходится на гостиничный бизнес. Налоговые органы получат более $29 млн.

Как правило, переоценивается значение Супербоула и как события, способного в перспективе создать дополнительные рабочие места. Обслуживают игру более 5000 человек, которые заработают $242 млн, но далеко не все из них останутся в городе. Часть корпораций, нанимающих этих работников, базируется в других штатах.

Прибыль города от проведения Супербоула может существенно разниться. От $719 млн в 2015 году в Финиксе ($295 млн сразу, остальное — в результате так называемого резонансного эффекта) до $200 млн в Далласе в 2011-м. Любопытно, что на провал Далласа не в последнюю очередь повлияла непогода. Суровые морозы и сильные снегопады (за ночь выпало более 50 см снега, температура порой опускалась до минус 20 градусов) сделали свое дело. Городские службы оказались не совсем готовы к обледеневшим дорогам, многие торговые центры просто позакрывались, и по сути, кроме как посетить сам матч, у гостей не было других вариантов.

В феврале в Миннесоте тоже, понятное дело, не жарко. Но опыта в таких вопросах у местных коммунальных служб куда больше. Даже если регион не дотянет до тех самых $400 млн, в пятерку самых предприимчивых за всю историю он может попасть. Пока тройка лидеров выглядит так: Финикс в 2015-м — $719 млн, Нью-Йорк в 2014-м — $600 млн, Новый Орлеан в 2013-м — $480 млн.

рейтинги forbes
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться