«Не верю, что можно выиграть Олимпиаду без допинга». Почему фильм о Родченкове получил «Оскар»
Кадр из фильма «Икар» / Фото Netflix

«Не верю, что можно выиграть Олимпиаду без допинга». Почему фильм о Родченкове получил «Оскар»

Кадр из фильма «Икар» Фото Netflix
Документальное кино о российском допинге понравилось американским киноакадемикам больше фильма о войне в Сирии

«Оскар» за лучшее документальное кино 2017 года получил фильм «Икар» о допинг-махинациях в российском спорте, оставив без наград фильмы про войну в Сирии, про ипотечный кризис 2008-го, про французскую деревню и про убийство с расистским контекстом.

«В своем удостоенном «Оскара» фильме американский велосипедист погружается в мощный допинг-скандал с участием российского ученого — самого разыскиваемого Путиным осведомителя» — так теперь рекламирует кино режиссера-документалиста (и велосипедиста-любителя) Брайана Фогеля сайт видеосервиса Netflix, купившего права на фильм за $5 млн.

В трейлерах олимпийскую хронику разбавляют кадры военного парада на Красной площади и президента Путина, командующего «Ура!» с трибуны мавзолея. «Putin will kill me», — сообщает за кадром голос доктора Григория Родченкова, главного героя фильма. Хотя изначально кино не должно было иметь отношения ни к нему, ни к России.

Forbes подробно рассказывал об «Икаре» год назад, когда состоялась его премьера на фестивале Sundance (там он получил спецприз). Напомним главное. Брайан Фогель, пораженный допинг-откровениями легенды велоспорта Лэнса Армстронга (после длительного расследования и разоблачения он признался в шоу Опры Уинфри, что принимал запрещенные препараты), решил проверить на себе, как работает допинг и антидопинговая система.

Брайан запланировал проехать веломногодневку Haute Route во Французских Альпах (это одно из самых престижных соревнований для любителей) сначала своими силами, а через год с помощью допинга. Вот на этой стадии и случилось его знакомство с Григорием Родченковым. Известный американский ученый Дон Кэтлин, много лет возглавлявший допинг-лабораторию Олимпийского комитета США, отказался от сотрудничества с Фогелем, но порекомендовал российского коллегу — талантливого химика Родченкова, который легко согласился разработать для Брайана эффективный допинг-курс и научил, как обмануть допинг-контроль.

Продюсер Дэн Коган и режиссер Брайан Фогель (слева направо), победившие в номинации «Лучший документальный полнометражный фильм» за работу в фильме «Икар», на 90-й церемонии вручения кинопремии «Оскар»

В этой части Родченков много рассуждает о том, что спорт высших достижений без допинга невозможен. Чистая победа на Олимпиаде? «Очень хотел бы верить, что это возможно, но не могу. Может быть, я просто плохой человек? Не знаю. Но я в это не верю», — сокрушался Родченков.

Допинг-опыты Фогеля не привели его к спортивному успеху (результат без допинга оказался лучше, чем на препаратах), зато сделали ему кинокарьеру. В ноябре 2015-го новые допинг-обвинения в адрес России (несанкционированное уничтожение проб в московской лаборатории) превратили локальный скандал, инициированный фильмами ARD про российскую легкую атлетику, в глобальный. И Родченков оказался в его эпицентре. Он покинул пост руководителя московской антидопинговой лаборатории и стал опасаться за свою жизнь. Тогда ему очень пригодился американский приятель-режиссер. Фогель помог Родченкову с переездом в США — снял квартиру и даже оставил ему свою собаку.

Все, что случилось дальше, уже многократно пересказано. Премьера «Икара» состоялась в январе 2017-го — к тому моменту случились и публикация The New York Times, и расследование WADA, подтвердившее слова Родченкова. В фильме Фогеля, который из допинг-расследования плавно превращается в байопик героического доктора Родченкова, нет никакой принципиально новой информации. Только акценты расставлены гораздо четче, чем в докладах Ричарда Макларена.

Главным в российской допинг-системе, сообщает Родченков в «Икаре», был Путин. Ну кто же еще? Он лично вытащил доктора из психлечебницы, чтобы тот своими волшебными коктейлями помог российским атлетам выиграть медали в Лондоне-2012 и, конечно, Сочи-2014.

На церемонии вручения наград американской киноакадемии Фогель посвятил свой фильм Григорию Родченкову — «бесстрашному осведомителю, который живет в большой опасности». А в недавнем интервью режиссер заявил, что не общался с доктором около года и ничего не знает о его местонахождении.

Зато во время Олимпиады в Пхенчхане Родченков (если это был он) дважды появился на экране. Сначала на американском телеканале CBS (его внешность была сильно изменена пластической операцией и гримом), затем на британском BBC (в маске-балаклаве). Смысл его высказываний не изменился. Допинг-система, Путин, ФСБ, «меня бы убрали», «Россия — страна лжи» и т. д.

В интервью BBC он призывал не возвращать флаг России на церемонии закрытия Игр: «Это будет худшее решение. Олимпиада может умереть». А убить ее может МОК, который, по мнению Родченкова, фальсифицирует борьбу с допингом: «Необходимы реформы… Прежде всего нужно увеличить финансирование борьбы с допингом… Допинг-контроль должен стать независимым, его надо передать из юрисдикции федераций в руки WADA. Но многие страны и национальные антидопинговые агентства просто не заинтересованы в том, чтобы ловить лидеров, которые принимают запрещенные препараты». Речь, очевидно, не только о России, но за разговорами о российском допинге этого никто не услышал. По крайней мере пока.  

 

 

Новости партнеров