Ставка невысокого полета: чем опасно повышение НДС для региональных авиарейсов
Фото Сергея Бобылева / ТАСС

Ставка невысокого полета: чем опасно повышение НДС для региональных авиарейсов

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Возврат «докризисных» ставок НДС для внутренних рейсов, следующих транзитом через Москву, ляжет тяжким бременем на авиакомпании, считают опрошенные Forbes аналитики

Минфин предложил изменить ставки НДС на региональных рейсах: обнулить для прямых маршрутов и увеличить с 10 до 18% для полетов через Москву, пишут «Ведомости». Налоговый маневр может быть произведен до конца 2022 года. Очевидно, это является реакцией на поручение Владимира Путина увеличить к этому времени долю прямых рейсов до 50%. В настоящее время она составляет всего 20-25%.

«Предложение Минфина вторично. Еще летом мы выступили с инициативой обнулить НДС для рейсов, не завязанных на Москву, — заявил Forbes ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов. — Это было поддержано как Минтрансом, так и отраслью в целом. Правка, которую внес Минфин в наше предложение, заключается в повышении ставки налога для транзитных рейсов через столицу — с 10 до 18%. И вот это уже не очень хорошо. Даже, скорее, плохо».

В настоящее время Москва является плечом в 3/4 всех действующих маршрутов, продолжил эксперт. Рост НДС приведет к тому, что на отрасль ляжет дополнительное налоговое бремя в объеме 6 млрд рублей.

«Позитивный эффект от обнуления НДС для прямых рейсов будет полностью съеден негативным. Вообще достаточно странно бить по одной области ведения бизнеса, чтобы заставить компании эффективнее действовать в другой области», — отметил Борисов.

Налоговая ставка была снижена с 18 до 10% в разгар кризиса, соответствующий закон был подписан Владимиром Путиным в апреле 2015 года. При этом воздушные перевозки пассажиров и багажа в Крым и Севастополь сейчас вовсе освобождены от уплаты НДС.

«На момент принятия решения потери бюджета оценивались в 33 млрд рублей. Неудивительно, что сейчас Минфин хочет эти доходы вернуть. С другой стороны, правительство и президент, да и общество — все говорят о необходимости развития авиаперевозок, децентрализации, выхода за пределы московского авиаузла», — заявил глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Трансформация потерь

По его мнению, если предложение Минфина будет принято, произойдет трансформация потерь — бюджет недополучит прибыль по другим статьям:

«Не следует вот так в лоб пытаться повысить доходы. Предполагается, что если отыграть назад эти 8%, бюджет получит дополнительные 19 млрд. Но по факту произойдет трансформация потерь. Ведь логично предположить, что доля прямых рейсов, попадающих под нулевую ставку, возрастет. Потери будут и по другим статьям: например, снизится количество рабочих мест, меньше отчислений будет поступать с продажи топлива центральным авиаузлом».

Другим следствием станет подорожание билетов на направлениях, где организация прямых рейсов экономически нецелесообразна из-за недостаточного пассажиропотока.

«Нельзя забывать, что авиаотрасль идет вслед за платежеспособным спросом. Снижение НДС хотя бы до какой-то степени затормозило рост цены на билеты. Так что для отрасли было бы лучше, если бы сохранилась 10% ставка, если нельзя ее совсем обнулить. А еще лучше — если бы Минфин переехал куда-нибудь в Новосибирск: хорошая стимуляция для развития внутреннего сообщения», — предложил Пантелеев.

В марте стало известно о том, что Минфин подготовил законопроект, вводящий нулевую ставку НДС для авиакомпаний, летающих на Дальний Восток и в Калининградскую область. По словам главы Минвостокразвития Александра Галушки, это позволит наращивать пассажиропоток на 2-3% в год. Предположительно, закон вступит в силу в июле этого года, льготы будут действовать до 2020 года.

рейтинги forbes
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться