Не взлетел. Почему российские авиакомпании не включают Wi-Fi на борту
Фото Getty Images

Не взлетел. Почему российские авиакомпании не включают Wi-Fi на борту

Макс Крайнов Forbes Contributor
Фото Getty Images
Авиаперевозки — низкомаржинальный бизнес, продажи дополнительных услуг способны существенно разогнать экономику авиапутешествий. Вы можете выбрать место, купить дополнительное багажное место, но интернет на отечественных бортах по-прежнему в диковинку

Нынешний год можно считать юбилейным для сервиса на борту самолета: 80 лет назад авиапассажирам впервые был предложен обед. Они перекусили жареной курицей, и с тех пор эта птица по праву заслужила титул птицы высокого полета, настолько прочно она прописалась в авиационном меню. Шутки штуками, но это был значимый шаг в развитии гражданской авиации, ставший возможным благодаря появлению лайнера нового поколения — Boeing 307 Stratoliner, оборудованного кухней. В старых самолетах трясло так, что об обедах речи не шло.

В 2004 году специалисты Connexion, подразделения компании Boeing, первыми обеспечили доступ пассажирам к интернету. В салоне авиалайнера был смонтирован роутер, связанный со спутниковой антенной, установленной снаружи самолета. Сервис протестировали, однако он оказался нерентабельным: дооборудование самолета стоило дорого, а услугой решались воспользоваться считаные пассажиры. Понеся убытки в несколько сотен тысяч долларов, Boeing свернул проект в 2006 году.

Но сегодня американского пассажира едва ли можно удивить интернетом в самолете. Там, выбирая между курицей или рыбой, заодно можно решить, нужен ли тебе доступ только на этом рейсе или имеет смысл взять «проездной» сразу на год. В США модули Wi-Fi установлены почти повсеместно, но для нас (как и для среднего европейца) все это еще немного в новинку. Попробуем разобраться почему.

Авиаперевозки — крайне низкомаржинальный бизнес с показателем доходности на уровне двух процентов. Продажи таких дополнительных услуг, как выбор места, увеличение нормы багажа или приоритетной посадки, способны разогнать экономику авиапутешествий. Именно поэтому классические перевозчики один за другим отказываются от модели «все включено». Скажем, Lufthansa даже на трансатлантических рейсах теперь предлагает безбагажные тарифы.

При этом эксперты из Лондонской школы экономики говорят, что только на интернете авиакомпании смогут зарабатывать $20 млрд к 2035 году, что удвоит их прибыль. Здесь подсчитаны только прямые доходы и не учитывается косвенная прибыль. Например, Wi-Fi сокращает нагрузку на экипаж. Пассажиры сидят в Facebook и уже не отвлекают стюардесс бесконечными «мне бы воды» или «а включите обогрев». Также интернет снижает общий уровень аэрофобии. Читая почту на высоте десяти километров, ты буквально чувствуешь себя как дома. Тут самое время вспомнить шутку про «если в тюрьму провести Wi-Fi, то двери можно не закрывать».

Ну и не станем отрицать, что связь на борту — это мощнейший маркетинговый reason to believe. В поиске Aviasales Wi-Fi значится среди прочих удобств, что помогает пользователю сделать выбор. Когда речь идет о десятичасовом перелете, хочется сделать его максимально комфортным. Так уж получилось, что комфорт сегодня — это не только возможность откинуть спинку своего сидения, но и доступ к привычным онлайн-сервисам.

Но в России выбирать пока особо не приходится. Из местных перевозчиков интернет на борту предлагает только «Аэрофлот». С 2013 года такая услуга предлагается на борту дальнемагистральных Airbus 330 и четырех Boeing 777. В марте стало известно, что 80 узкофюзеляжных самолетов Airbus 320 и 321 российского перевозчика также будут оборудованы точками доступа в интернет по технологии Wi-Fi. Стоимость подключения на весь полет составит 1000 рублей. Программа должна быть реализована до конца 2019 года.

Спутниковые технологии по внедрению интернета дороги. Та же Lufthansa заявляет, что установка системы стоит несколько сотен тысяч евро, не говоря уже о закупке частот и их поддержании. Но рынок растет. Недавнее исследование Routehappy показало, что Wi-Fi теперь доступен на 43% мирового объема воздушных перевозок и на 10% превысил прошлогодний показатель.

Пионерами тут можно считать Emirates, которые первыми предложили интернет за один евро. Бесплатный Wi-Fi полагается пассажирам, налетавшим на золотую карту или путешествующим в премиальных классах. При этом качество канала меня лично не впечатлило. Проверить почту, конечно, можно, но ничего похожего на American Airlines, где вполне можно смотреть стримы YouTube.

Кстати, со скоростью может быть связана еще одна сложность развития в России. Наш потребитель привык к молниеносному интернету, и плохой Wi-Fi скорее станет brand damage, чем уникальным торговым предложением. В США потребитель платит по двадцать долларов за весьма средний канал. У нас такое даже невозможно представить!

Наконец, не факт, что нашего пассажиропотока хватит, чтобы окупить все эти инновации. Не будем забывать, что показатели всего московского авиационного узла сопоставимы с результатами одной лишь американской авиакомпании. Такие услуги, как Wi-Fi, дают заработать при массовом спросе, а 100 млн пассажиров едва ли можно назвать достаточным спросом.

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться