Заблокировать всех. Почему запреты стали единственным решением многих проблем
Фото Jaap Arriens / Zuma / TASS

Заблокировать всех. Почему запреты стали единственным решением многих проблем

Максим Артемьев Forbes Contributor
Фото Jaap Arriens / Zuma / TASS

Департамент туризма и региональной политики Министерства культуры поручил Ростуризму проработать предложения главы туроператора «Свой туристический бизнес» Сергея Войтовича, касающиеся сервиса Booking.com, вплоть до его запрета в России. И как только это стало известно, разразился скандал. Тему прокомментировали буквально все, и никто не поддержал. Но произошедшее заставляет внимательнее приглядеться к особенностям современного бизнеса, ведущегося в интернете, и попыткам его регуляции.

Переход бизнеса в цифру ознаменовал собой подлинную революцию во многих сферах, в первую очередь в сервисных направлениях. Вкупе с интернетом это означало и количественное, и качественное преобразование предпринимательства. Достаточно вспомнить Amazon.com, eBay.com, AliExpress, Сбербанк-онлайн, Uber, которые решительно изменили наши взгляды на торговлю, банковские услуги, такси и т. д. Кто бы мог еще лет десять назад представить, что автомобили отныне будут вызываться по интернету с невиданной прежде скоростью?

Разумеется, подобные нововведения, ломающие привычные каноны ведения бизнеса, не могут не вызывать сопротивления как конкурентов, ведущих дело по старинке, так и опасений со стороны государства, озабоченного сбором налогов, сохранением своего суверенитета и, в частности, возможностей регулирования деятельности мультинациональных корпораций.

Конфликты с деятельностью, например, Uber, у всех на слуху. Но, например, в Израиле этого сервиса нет, чем очень гордятся местные таксисты. В зависимости от точки зрения и интересов это можно классифицировать и как национальную ограниченность и страх перед конкуренцией, и как сохранение самобытного рынка.

Важно отметить, что всевозможные онлайновые сервисы, стараясь минимизировать свои затраты, выступают в основном в роли посредников, сводя клиента и поставщика услуг. Это также порождает массу вопросов к ним — от ответственности за качество сервиса, недобросовестные предложения, страхование ответственности вообще до соблюдения трудового законодательства.

В претензиях Войтовича к Booking.com ничего специфически российского нет. Разбирательства по Booking.com прошли или проходят в Великобритании, Чехии, Франции, Германии, Италии, Австрии, Венгрии, Швеции и Швейцарии. А в Турции (туристической Турции!) ее деятельность и вовсе приостановили, что не мешает пользоваться услугами сайта вне Турции относительно турецких же отелей, а внутри страны — через анонимайзеры.

Панические настроения, выражаемые в связи с инициативами Войтовича, не стоит принимать всерьез. Напротив, и для компании, и для российской экономики лучше вовремя прояснить взаимоотношения между ней и российским законодательством. Т. е. не стоит занимать позицию «смотрения в рот» транснациональному интернет-гиганту. У него свои интересы, у россиян (как у государства, так и у соответствующих компаний) — свои.

Другой вопрос: как именно их отстаивать? Запреты — плохая мера. Недавний запрет Telegram ни к чему не привел. Мессенджером по-прежнему можно спокойно пользоваться, Роскомнадзор посрамлен, а в массы вброшена соблазнительная идея о том, что если нельзя, но очень хочется, то — можно. Грубое давление не сработало. Не сработает оно и в случае с booking.com. Не случайно и Министерство культуры, и Ростуризм поспешили объявить, что не собираются ничего запрещать, да и не имеют для того ни полномочий, ни возможностей. Интернет вообще наднационален. Подвижность россиян также нельзя сравнивать с прежними временами: только в 2017 году 38 млн раз они выезжали за границу как туристы.

Глобальная экономика все сильнее перешагивает через национальные границы. Как регулировать экономические процессы в таких условиях? Устраняться государству нельзя — это понимают даже завзятые либертарианцы. Но и действовать топорно — тоже. Полтора года назад удалось цивилизованно разрешить конфликт с претензиями таможенников к AliExpress и Asos в связи с экспресс-доставками. Это должно стать примером и для ситуации с Booking.com, если у кого-то есть действительно серьезные претензии к этому сервису.

рейтинги forbes
Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться