Под колпаком: к чему приведет запрет продавать машины из рук в руки
Фото Mike Blake / Reuters

Под колпаком: к чему приведет запрет продавать машины из рук в руки

Фото Mike Blake / Reuters
Для реализации подержанных автомобилей Минпромторг предлагает создать электронную аукционную платформу. Выгода для государства и граждан предполагается обоюдная: бюджет будет получать 20 млрд рублей отчислений ежегодно, а граждане — совершать безопасные сделки с участвующими в торгах юридическими лицами, а не частниками

Проблемы рынка подержанных автомобилей знакомы любому, кто покупал машину: скрученные пробеги, отсутствие достоверных данных о ДТП. Государство беспокоит, что большинство сделок совершается без налоговых отчислений. Рынок огромный: в 2017 году было продано 5,3 млн машин на сумму 2,3 трлн рублей.

Чтобы его «обелить», Минпромторг намерен создать электронную аукционную платформу. Об этом, со ссылкой на источники в ведомстве, сообщают «Известия». Выгода предполагается обоюдная: бюджет будет получать 20 млрд рублей отчислений ежегодно, а граждане — совершать безопасные сделки с участвующими в торгах юридическими лицами, а не частниками.

«Аукционный формат активно используется развитыми странами, — заявил Forbes президент ассоциации Российских автомобильных дилеров (РОАД) Олег Мосеев. — В Японии это вообще доминирующий формат продаж подержанных машин. На старейшем и наиболее развитом в мире рынке, в США, он тоже присутствует, хотя и выполняет другую функцию — как правило, его используют для реализации корпоративных автопарков. Суть российского проекта пока что не до конца понятна. Будет ли это единственная площадка или несколько, сделают ли продажу через аукцион обязательной для всех или нет».

Существуют препятствия для реализации проекта, которые делают аукционный формат непривлекательным для дилеров, продолжил Мосеев: «У нас чрезмерно жесткий закон о защите прав потребителей. Кто, например, захочет нести ответственность за предоставление клиенту недостоверной информации? Но в отличие от той же Канады и Европы, у нас отсутствует механизм фиксации пробегов автомобилей. Зато есть проблемы с достоверностью данных о залогах. Другое белое пятно — наличие обременений, так как автомобиль может попасть под обременение задним числом. На мой взгляд, начинать надо с того, чтобы обеспечить участникам рынка полную прозрачность».

«Будет ли электронный аукцион выгоден покупателям? Да, вместо частников они будут иметь дело с юрлицами, с которых можно будет взыскать деньги. Выгодно ли это государству? Безусловно. Сегодня только 13% рынка являются «белыми», это продажи б/у автомобилей через дилерские центры. Еще 4-5% приходится на специализированные компании по подбору машин. 25-30%, это рынок серых «перекупов», не отвечающих вообще ни за что», — заключил президент РОАД.

По мнению директора направления по продаже автомобилей с пробегом «Авилон-Трейд» Юрия Елистратова, нововведения не окажут существенного влияния на стоимость автомобилей с пробегом, зато сделают рынок более управляемым: «По нашим ожиданиям для участия в аукционе потребуется процедура оформления, некий чек-лист, за который придется заплатить пошлину по аналогии с техосмотром. Но в целом, появление автоаукционной индустрии не окажет существенного влияния на ценовую политику автомобилей с пробегом».

«Мы поддерживаем инициативу Минпромторга, поскольку данная мера положительно скажется на рынке. Будет способствовать его «обелению» и легализации теневой части автобизнеса. Этот проект позволит государству контролировать и управлять автопарком, планомерно повышать экологические стандарты, анализировать бизнес-индексы, связанные с продажей подержанного автомобиля», — добавил Елистратов.

Схожего мнения придерживается и Мосеев: «Автомобильный рынок — пожалуй, самый рыночный сегмент нашей экономики. Здесь нельзя по своему произволу задрать цены. Покупатели голосуют рублем. Но, повторюсь, пока по самой инициативе больше вопросов, чем ответов».

Предложение Минпромторга — не единственная инициатива, направленная на «обеление» рынка. РОАД предлагает лишить частных перекупщиков возможности размещать рекламу на крупных интернет-площадках. Если человек реализует больше 5 автомобилей в год, он должен получить статус юридического лица. Кроме того, Ассоциация считает необходимым ввести уголовную ответственность за изменение показателей одометра — из-за скрученного пробега автомобили неверно обслуживаются новыми владельцами, что чревато авариями. В некоторых европейских странах за это предусмотрена ответственность, во Франции и Германии — уголовная, плюс крупный штраф.

В апреле рынок автомобилей с пробегом сократился на 4,6% по отношению к прошлому году, всего было реализовано 444 000 машин. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», по итогам 4 месяцев объем рынка составил 1,6 млн единиц, что на 1,4% меньше аналогичного показателя 2017 года.

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться