Финансовый пылесос. Что будет со стадионами после чемпионата мира
Вид на стадион "Волгоград Арена", где пройдут матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018. / Фото Дмитрия Рогулина / ТАСС

Финансовый пылесос. Что будет со стадионами после чемпионата мира

Юлия Зинкевич Forbes Contributor
Вид на стадион "Волгоград Арена", где пройдут матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Фото Дмитрия Рогулина / ТАСС
В западных странах научились проектировать спортивные стадионы таким образом, чтобы они генерировали максимальную прибыль вне матчей. В России ситуация противоположная. Футбольные арены для чемпионата мира 2018 года созданы исключительно для игр, а способы монетизации огромных объектов недвижимости предусмотрены только в Москве и Казани

В России к чемпионату мира по футболу 2018 года подготовили 12 арен в 11 городах. Три из них реконструировали: это «Лужники» в Москве, «Фишт» в Сочи и «Екатеринбург Арена» в столице Свердловской области. Остальные девять построили с нуля по индивидуальным проектам.

Вместимость площадок на полуфинале составит 60 тысяч человек, на матче открытия и в финале – 80 тысяч человек. Менее масштабные матчи примут стадионы вместимостью 35 тысяч мест. Согласно требованиям ФИФА, все российские арены оснащены натуральными газонами и ярусом VIP-трибун; трибуны полностью спрятаны под крышей, а чаши стадионов обеспечивают 100%-ную видимость поля с любой точки.

В мире есть несколько знаменитых стадионов со своими спецэффектами. Это арена в Мюнхене, покрытая надувным фасадом по технологии мембранных подушек, наполненных воздухом и имеющих разноцветную подсветку. Стадион «Мерседес-Бенц» в американской Атланте с крышей-трансформером из восьми лепестков и 360-градусным медиаэкраном. Арена Всемирных игр–2009 на Тайване в виде свернувшейся змеи с крышей, полностью покрытой солнечными батареями, которые обеспечивают энергией стадион и прилегающий район.

В России таких архитектурных прорывов не случилось, но объекты вполне сравнимы по уровню воплощения с европейскими и американскими аналогами. «Лужники», «Казань Арену» и «Екатеринбург Арену» оборудовали огромными медиа-экранами, стадион «Санкт-Петербург», более известный как «Зенит Арена», обзавелся уникальным выкатным полем, «Волгоград Арену» снабдили самой большой в России вантовой крышей. У стадиона «Самара Арена» купол из металлоконструкций, похожий на космический объект, который превышает в диаметре 300 м – больше, чем у «Лужников».

Сколько стоят стадионы

Финансовая сторона вопроса в случае со стадионами – открытая информация. В стадионы вложено 214,5 млрд рублей. Если разделить эту сумму на количество арен, получается в среднем 20,1 млрд рублей или €276 млн на каждый объект.

Стадион «Спартак» построен за счет частных инвестиций: на его возведение потратили 14,5 млрд рублей, что эквивалентно €198,7 млн. По словам председателя оргкомитета «Россия-2018» Алексея Сорокина, инвестиции в проведение чемпионата мира по футболу в России достигли 680 млрд рублей с учетом стадионов и других объектов инфраструктуры. Ожидается, что на ежегодное содержание каждого стадиона после ЧМ понадобится в среднем 300 млн рублей.

Согласно концепции программы «Наследие», государство закладывает порядка 300-370 млн рублей в год на эксплуатацию одного стадиона (всего 12,95 млрд рублей до 2023 года), однако реальные цифры могут оказаться выше. Речь идет о стадионах в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске, построенных за счет средств федерального бюджета. Все они будут переданы в собственность субъектов РФ. Столичные стадионы, а также казанский и питерский объекты уже имеют согласованную бизнес-модель от операторов или собственников.

Для сравнения, арена в Мюнхене обошлась в 2005 году в €340 млн (около 25 млрд рублей), что сопоставимо с тратами на реконструкцию похожих по вместительности «Лужников» (24 млрд рублей); на строительство стадиона «Мерседес-Бенц» в Атланте потратили $1,6 млрд (€1,36 млрд или 99 млрд рублей); строительство национального олимпийского стадиона в Пекине обошлось в $423 млн (11 млрд рублей в 2008 году), на возведение арены Всемирных игр–2009 на Тайване израсходовали $150 млн (9,3 млрд рублей); арена «Ювентуса» в Турине обошлась в 2011 году в €105 млн (6,5 млрд рублей в современных ценах).

Есть ли окупаемость

Стадионы в Европе и Америке окупаются через 10-15 лет использования, в России прогнозируемые сроки окупаемости уходят за горизонт 50 лет, рассказал консультант службы оказания услуг спортивным организациям PwC Кирилл Тихонов. Экономика зависит от посещаемости стадионов. По данным Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ), нынешний футбольный сезон 17/18 стал рекордным по посещаемости: в среднем каждый матч посетили 13 971 человек. В прошлом сезоне этот показатель составлял 11 415 зрителей на матч.

При этом роста посещаемости матчей наших футбольных лиг, как можно было бы ожидать в связи с ЧМ, не ожидается. Согласно исследованию PwС, в Германии, Австрии, Швейцарии, Польше и Франции максимальный рост в течение пяти-семи сезонов после чемпионатов составил всего 6%.

На чем зарабатывают стадионы

В мировой практике футбольные стадионы стараются диверсифицировать свои статьи доходов. Профильную загрузку обеспечивают футбольные клубы, которые играют на домашних стадионах. Согласно отчету PwC, аренда стадиона для тренировок и игр приносит от 40 до 60% прибыли: в Европе, Америке, Австралии и ЮАР футбольный клуб, который является якорным арендатором, проводит по 24 матча в год и использует стадион 105 дней в году.

Основными арендаторами некоторых российских стадионов после ЧМ будут клубы, не играющие в российской премьер-лиге. Каждый матч ФНЛ – второго по рангу турнира в России – в среднем посещает менее 2 500 человек. Это не сможет обеспечить стадионам Нижнего Новгорода, Саранска, Волгограда и Калининграда хорошую посещаемость в дни матчей.

Далее идут доходы от продажи билетов и абонементов на матчи. Выручка ФК «Ювентус» в дни матчей составляет четверть от всей выручки в €388 млн евро (данные за 2016 год). Отдельные статьи — продажа бизнес-лож на VIP-трибуне, реклама на стадионе и продажа названия. В Европе эта статья доходов зачастую превышает поступления от продажи билетов.

В России возможности заработка по этому пункту ограничены. Определенный доход приносят музеи клубов и экскурсии на стадионе — это, кстати, планируется на всех российских аренах. Музей «Ювентуса» посещают до 170 000 человек в год. Еще одна возможная статья доходов — проведение мероприятий по другим видам спорта (регби, американский футбол, хоккей на траве). Увы, в российских условиях эти виды спорта вряд ли смогут собрать достаточное количество людей.

Стадионы также проводят целый ряд непрофильных мероприятий: концертов, выставок, фестивалей, ярмарок. Мировая статистика показывает, что ориентированные на получение дохода стадионы проводят около 180 мероприятий в год; есть даже практика сдачи стадионов в аренду для проведения свадеб — на европейских стадионах в среднем проходит по пять-шесть свадеб в год. В России проведение масштабных концертов на открытых стадионах имеет сезонные ограничения; доходность от таких событий не очень высокая, а нагрузка на натуральное покрытие поля большая.

В числе перспективных статей дохода стадионов — проведение деловых мероприятий и сдача площадей в аренду. Хорошие арендаторы — рестораны, спортивные секции и школы, спа-салоны, детские игровые зоны. Перспективна и организация фитнес-центров, которые будут востребованы местными жителями.

Почему в России все не так

Имеется ли в составе новых стадионов к ЧМ необходимая инфраструктура, которая позволила бы им зарабатывать? Нет, коммерческие площади при проектировании арен к ЧМ не закладывались, отвечает Алексей Милованов, генеральный директор ФГУП «Спорт-Инжиниринг», которое выступает заказчиком-застройщиком спортивных объектов.

Такой проблемы лишены лишь столичные объекты и «Казань Арена», где уже сдаются в аренду 13 000 кв. м площадей. Там работают детские развлекательные центры, хоккейные и футбольные секции, языковая школа, фитнес-клуб, кафе и рестораны. После ЧМ на стадионе в Саранске может освободится 20 000 кв. м, которые станут доступны под коммерческую аренду.

Бизнес-ложи стадионов подходят для проведения деловых мероприятий, корпоративных тренингов, коворкингов и проведения переговоров. Это вполне реальный сценарий для получения дохода, также как и проведение концертов, вернисажей и прочих активностей. Но вот будет ли это направление по-настоящему работать в России, сказать сейчас не может никто.

При правильном развитии стадионов акцент должен быть сделан не на сугубо мужскую аудиторию, а на семейную. Тогда многофункциональные комплексы станут настоящими центрами локального развития. Пока же футбольные стадионы рассматриваются как вещь в себе, а не как коммерческий объект, надежды на превращение арен в импульсы для развития региона остаются минимальными.

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться