К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Давай жить вместе. Как новые привычки меняют рынок недвижимости

Фото DR
Фото DR
Концепция совместного потребления привела к тому, что на рынке появился новый формат жилья под названием коливинг, а молодые европейцы и американцы прекратили брать ипотеку. Вместо вложений в жилье миллениалы предпочитают аренду или жизнь в общежитии. Одновременно в мире возник спрос на специфическое жилье для пенсионеров

Строительство объектов недвижимости заставляет девелоперов постоянно смотреть в будущее. На строительном рынке горизонт реализации проектов варьируется от двух до пяти лет для небольших проектов и доходит до 10–20 лет для проектов комплексного освоения территории.

Если девелопер не задумывается о том, что будет востребовано у пользователей через пять, десять и даже двадцать лет, то компания рискует потратить огромное количество усилий и средств, чтобы в конце остаться с невостребованным продуктом, который невозможно продать. Поэтому девелоперы вынуждены изучать тренды общественно-социального развития и учитывать их при разработке новых проектов.

Экономика совместного потребления

Единоличное владение имуществом в современном мире становится слишком дорогим и обременительным. С развитием интернет-технологий появились онлайн-платформы, позволяющие совместно использовать принадлежащие разным людям вещи и ресурсы: автомобили, дома, офисы, самолеты, велосипеды и даже одежду.

 

Так возникла новая социально-экономическая модель — экономика совместного потребления. На сегодняшний день она достигла годового оборота в $15 млрд, а к 2025 году может превысит $335 млрд. Это сделает экономику совместного потребления одним из самых быстро растущих секторов международного развития.

Концепция совместного потребления (sharing economy) основана на идее о том, что потребителю выгоднее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Интересно, что одними из первых начали практику совместного пользования состоятельные люди. Качественное управление активами обходится недешево, поэтому богатые семьи начали объединяться с себе подобными, чтобы делить эти расходы. Так возникли family offices, семейные офисы.

 

Затем владельцы частных яхт и самолетов стали сдавать их в аренду в периоды простоя, чтобы покрыть затраты на техническое обслуживание и парковку. Сегодня в совместном пользовании находятся лимузины и частные дома, драгоценности и вечерние платья, спортивный инвентарь и даже животные.

В развитие этой тенденции на рынке недвижимости появился особый вид жилья — коливинги, дома для совместного проживания. Они пользуются популярностью в основном у молодежи. Некоторым они могут напомнить коммуналки, но это некорректное сравнение: жители коммуналок не выбирали такой образ жизни, а жители коливингов осознанно к нему стремятся.

По своей сути, коливинг — нечто среднее между арендной квартирой/домом и хостелом по интересам. В таком месте сдаются меблированные комнаты на относительно короткие сроки и предоставляются определенные услуги. В коливинге, как правило, общие кухни и гостиные, офисные площади и другие общественные пространства, где постояльцы и проводят максимум своего времени, общаясь, работая, отдыхая.

 

Кроме проблемы недорогого жилья обитатель коливига решает главную задачу — поиск единомышленников, связей и качественного общения. Активные молодые люди здесь знакомятся с близкими по духу и интересам ровесниками, вместе работают над проектами, обмениваются опытом и связями. Кроме того, они решают проблему с дефицитом общения: согласно опросам социологов, 64% миллениалов называют своей самой большой проблемой одиночество.

Возрождение доходных домов

По данным британской исследовательской организации The Resolution Foundation, доля людей, предпочитающих арендовать, а не покупать жилье, достигла рекордных показателей. Более 40% британцев, рожденных с 1981 по 2000 год (так называемое поколение миллениалов), арендуют жилье и не задумываются о его покупке.

Это почти в два раза превышает показатели, характерные для поколения X (рожденные с середины 1960-х до конца 1970-х), и в четыре раза превышает показатели поколения беби-бумеров (родившиеся после Второй мировой войны и до середины 1960-х годов). При сохранении этого тренда лишь 47% миллениалов будут иметь в собственности жилье к моменту выхода на пенсию.

В первую очередь это объясняется стремлением миллениалов к личной свободе. Покупка недвижимости для людей среднего достатка в 90% случаев связана с необходимостью получения ипотеки, которая серьезно ограничивает человека в вопросах смены работы, места жительства и вида деятельности.

Миллениалы чаще берут в аренду не потому, что не могут купить, а потому, что не хотят связываться с долгой и сложной ипотекой. Они стремятся жить и работать в разных странах, путешествовать по миру, учиться разным вещам, искать тот вид деятельности, который позволит им самореализоваться. Недвижимость, тем более купленная в ипотеку, превращается для них в ненужный балласт.

 

Актуальность приобретают доходные дома, где все квартиры сдаются в аренду. Эта бизнес-модель прекрасно работает в Америке и Европе, до революции она была распространена и в России. Скоро она может вернуться в Москву, где уже появляются пробные дома с арендным жильем.

Еще интереснее обстоят дела с поколением Z — людьми, родившимися после 1995 года. Это идеалисты-прагматики, которые стремятся развивать и преобразовывать все вокруг в попытке изменить окружающий мир к лучшему. Основными ценностями поколения Z называют личную индивидуальность и уникальность. Они будут создавать собственное пространство: новую архитектуру, новое искусство, новую литературу, в основе которых будут лежать новейшие материалы и цифровые технологии.

Недвижимость для таких людей — пространство эксперимента, которое они смогут создавать своими руками. Для них не существует ограничений. Уже сейчас огромной популярностью у поколения Z пользуются микродома. Почему дом не может быть круглым? Или абсолютно прозрачным? Или построенным только из переработанных материалов? Современным девелоперам стоило бы привлекать к работе над новыми проектами представителей поколения Z и не приходить в ужас от их идей, а задумываться над возможностью их реализации.

Где будут селиться пожилые

Одной из самых значимых социальных тенденций XXI века стало глобальное старение населения. Увеличение доли пожилых людей в общей численности населения отмечается практически во всех странах. В 2017 году количество жителей планеты в возрасте старше 60 лет достигло 962 млн человек — это 13% всего мирового населения. Четверть пожилых проживает в Европе. Количество людей преклонного возраста растет со скоростью 3% в год.

 

Ожидается, что глобальная численность лиц пожилого возраста достигнет 1,4 млрд человек к 2030 году. К 2050 году эта группа будет составлять четверть населения всех регионов мира за исключением Африки. Сейчас в мире проживает 137 млн людей в возрасте старше 80 лет. По прогнозам, к 2050 году эта цифра утроится и достигнет 425 млн, а к 2100 году вырастет в семь раз и превысит 900 млн человек.

Перед людьми преклонного возраста стоят задач, которые им предстоит решить: уход и медицинское обслуживание, качественное общение, заполнение досуга и сохранение социальной активности и вовлеченности в общественную жизнь.

Конфликты и непонимание между поколениями закономерны и объяснимы: социально-экономическая среда стремительно меняется, и люди вынуждены адаптировать к ней свое мировоззрение и поведение. Если проанализировать, как отразился на жизни людей колоссальный технологический скачок, который произошел за последние 70 лет, то станет понятно, почему людям преклонного возраста так сложно находить общий язык с молодежью. Во времена их молодости не было ни интернета, ни мобильных телефонов, ни соцсетей — всего того, без чего современная молодежь себя не мыслит. Такая пропасть между поколениями наблюдается впервые. Поэтому качественно общаться люди преклонного возраста смогут только с себе подобными, и общения через интернет им будет явно недостаточно.

Уже сейчас вокруг американского Палм Спрингс появляются поселки для пожилых людей. Девелоперы таких проектов понимают проблемы и потребности своей целевой аудитории. В отличие от домов престарелых в таких поселках покупают и арендуют дома вполне здоровые, самостоятельные, ведущие активный образ жизни люди преклонного возраста, которые хотят жить среди себе подобных. Разумеется, в поселках есть сервисы по уходу за больными, решен вопрос с врачебной помощью, уборкой, развлечениями. По опросам, пожилые люди, живущие в таких коммунах, чувствуют себя намного счастливее одиноких стариков.

 

Как изменится жилье

Вот несколько технологических прорывов, которые ждут нас в ближайшем будущем:

— 3D-принтеры становятся все более мощными и уже сейчас могут создавать сложные объекты из самых разнообразных материалов. Не за горами тот день, когда здания будут печататься, как книги.

— Появляется огромное количество новых материалов на основе нанотехнологий и технологий по переработке отходов. Например, на замену традиционному бетону из песка и гравия, склеенного цементом, приходит не уступающий по своим характеристикам бетон из переработанных отходов (бумаги, картона, пластика), склеенных цементом с содержанием микроорганизмов, впитывающий углекислый газ. Почти каждый день мы слышим о том, что ученые разработали новый материал, превосходящий по своим характеристикам все существовавшие ранее.

— К 2022 году по всему миру будет работать 1 трлн датчиков, подключенных к интернету. Все помещения в доме — входные группы, лифты, комнаты в квартирах — будут оснащены датчиками, круглосуточно передающими информацию о поведении жителей в аналитический центр. Цель — собрать и проанализировать максимум данных, чтобы управлять всеми инженерными системами дома (освещением, климат-контролем, отоплением) так, чтобы они автоматически подстраивались под ситуацию и потребности пользователя. Это не только сделает жизнь обитателей дома более комфортной, но и позволит сэкономить энергию и расходы на содержание дома.

 

— Сегодня большая часть домашнего интернет-трафика используется для личных нужд (общения и развлечения) жильцов. К 2024 году около половины всего трафика будет расходоваться на автоматизацию различных внутридомовых процессов, бытовые приборы и электронику. Холодильник, предупреждающий о содержании и свежести продуктов. Кофемашина, реагирующая на звук открывающейся двери спальни и запускающая приготовление кофе. Входная дверь, посылающая сигнал автомобилю о том, что хозяин вышел из квартиры и нужно завести двигатель. Свет, температура и влажность автоматически регулируются, исходя из физического состояния, привычек и настроения обладателя. Так устроен умный дом будущего.

Как изменятся города

Всемирный процесс урбанизации приводит к концентрации населения в крупных городах и образованию более сложных городских систем. В 1950 году на Земле было всего два мегаполиса, то есть два города с населением свыше 10 млн: Нью-Йорк и Токио. В 2010 году их число увеличилось до 21. К 2025 году количество таких городов достигнет 29.

У мегаполисов множество насущных проблем. Высокая стоимость жизни, которую могут позволить себе далеко не все, приводит к расслоению населения и напряженной социальной обстановке. Развитие инфраструктуры не успевает за ростом числа жителей. Плохая экологическая обстановка становится причиной многих заболеваний.

Однако главной проблемой мегаполисов следует назвать гиперцентрализацию, при которой в центре города расположены все достопримечательности, административные, образовательные, научные и культурные учреждения. Здесь же находятся офисы крупнейших компаний, лучшие магазины и рестораны. На окраинах, в так называемых «спальных районах», все это отсутствует.

 

Часть жителей таких районов ездит на работу в центр, создавая непомерную нагрузку на городскую транспортную систему и инфраструктуру, что отчасти компенсируется ощущением себя полноценными жителями мегаполиса. Другая часть работает там, где живет, и теряет связь с городом, так как практически не соприкасается с тем, что его образует.

Есть ли решение у этой проблемы? Урбанисты считают, что выходом может стать кластеризация городов, то есть создание распределенных мегаполисов. Для этого нужно разбить территорию мегаполиса на крупные районы (кластеры) и создать в них сильные точки притяжения и качественные рабочие места для активной и образованной части населения.

В центре кластеров должны быть свои музеи, клубы, концертные залы, театры, качественные торговые центры, хорошие школы и университеты, благоустроенные зоны отдыха. Конечно, это потребует от города больших затрат, но в перспективе даст мегаполису возможность развиваться.

Кроме того, все сервисы для жителей, как городские, так и частные, должны быть интегрированы в единую систему, которая позволит горожанам максимально быстро и дешево получать необходимые услуги. «Умный город» — это развитая цифровая сеть, построенная на основе информационных технологий, интегрированная во все сферы жизнедеятельности мегаполиса: от контроля и оптимизации потребления ресурсов до предоставления любых услуг населению.

 

За счет этого город может снижать расходы: интегрированная «умная» среда позволяет экономить 20–30% топлива, необходимого на обогрев города, и примерно столько же воды. А это приведет не только к улучшению экологии и снижению коммунальных платежей, но и к повышению конкурентоспособности города в целом.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+