Умереть по своим правилам. Государство бессильно перед стритрейсерами
Фото Максима Стулова / Ведомости / ТАСС

Умереть по своим правилам. Государство бессильно перед стритрейсерами

Фото Максима Стулова / Ведомости / ТАСС
Авария со смертельным исходом на Кутузовском проспекте в Москве подтвердила дурную славу этого места. Резонансные ДТП там случаются часто, а «золотую молодежь» не пугают крупные штрафы. По мнению первого зампреда комитета Госдумы по госстроительству Вячеслава Лысакова, с нарушителями должна бороться ГИБДД, но количество инспекторов сокращается в пользу автоматических камер

Дорожная авария на Кутузовском проспекте в Москве, произошедшая 21 июня, унесла жизнь четырех человек, еще двое получили ранения. Спортивный седан Mercedes-Benz CLS 63 AMG на большой скорости сбил переходившую дорогу женщину, после чего вылетел на встречную полосу. Там он протаранил два такси и микроавтобус департамента труда и социальной защиты.

Водитель «Мерседеса», его пассажир и пешеход погибли на месте. По информации агентства РИА Новости, за рулем находился 22-летний приезжий из Дагестана, ранее принимавший участие в нелегальных уличных гонках — стритрейсинге. На YouTube размещены видеоролики его ночных заездов по столице.

Аварийный проспект

Кутузовский проспект давно получил славу одного из самых аварийных мест Москвы. В мае там произошло массовое ДТП с участием Mercedes-Benz, автомобиля службы медицины катастроф и еще четырех машин.

Виновниками аварий часто становятся представители «золотой молодежи», среди которых есть приверженцы уличных гонок. В строгом смысле гонками это назвать нельзя: такие заезды нельзя назвать видом спорта, а сам стритрейсинг проходит втайне от полиции и других государственных ведомств.

В 2015 году на Кутузовском проспекте BMW X5 протаранил Porsche Cayenne и Range Rover, погибли три человека. ДТП спровоцировал участник московского сообщества стритрейсеров: пассажиром BMW X5 была Мара Багдасарян. Известность к ней пришла в 2016 году после погони за рулем Mercedes Gelandewagen в компании сына вице-президента «Лукойла» Руслана Шамсуарова. Они несколько часов уходили от преследования полиции, ведя трансляцию в сервисе Periscope. Багдасарян пожизненно лишили прав, но впоследствии все равно садилась за руль. По информации «Комсомольской правды», разбившиеся 21 июня молодые люди были из одной компании с Багдасарян.

«Причина высокой аварийности банальна: по Кутузовскому проспекту ездят те, кто сворачивает домой на Рублевское шоссе — место, где живут самые богатые и влиятельные люди России. Многие из них уже давно не относят себя к рядовым гражданам, для которых написаны ПДД, — считает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — У них свои правила, по которым они живут и умирают. Отсюда езда по разделительной полосе, по встречной, превышение скорости. Проблему бы решил элементарный отбойник между полосами, но я сомневаюсь в том, что он там появится. Как тогда уважаемые люди будут объезжать пробки?»

С тем, что разделитель потоков снизил бы аварийность, согласен председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев: «Отбойник исключил бы возможность выезда на встречную полосу. Предотвратил бы наиболее тяжелые лобовые столкновения. Но его по каким-то причинам не хотят монтировать, возможно, из-за того, что Кутузовский проспект — это правительственная трасса. С другой стороны, Киевское шоссе тоже является правительственной трассой, а разделитель установлен. И обратите внимание: тяжелых ДТП там происходит куда меньше, хотя скоростной режим вполне серьезный».

Штрафы вместо безопасности

Председатель ФАР обратил внимание на отсутствие правовых механизмов, которые позволили бы приструнить любителей уличных гонок: «Правовой термин «агрессивное вождение», о котором сегодня много говорится, получился абсолютно невнятный, плавающий и нерабочий. На наш взгляд, агрессивное вождение должно быть приравнено к хулиганским действиям; его нужно вписать в Уголовный кодекс. Конечно, выносить приговор по такой статье допустимо только при наличии фотовидеофиксации нарушения. Если горячие головы будут знать, что за гонки на дороге им светит уголовное наказание, это наверняка их охладит».

По словам первого зампреда комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслава Лысакова, шансы пополнить Уголовный кодекс новой статьей невелики: «В настоящее время, наоборот, происходит либерализация Уголовного кодекса. Ряд преступлений переводится в разряд административных проступков. На этом фоне введение в УК новых составов практически невозможно. Такова позиция Верховного суда: объем текущей законодательной базы абсолютно достаточен для квалификации любых правонарушений».

«Безотносительно недавней аварии, в обстоятельствах которой предстоит разобраться следствию, нельзя не отметить, что водители, систематически и сознательно нарушающие ПДД, представляют опасность для общества, — продолжил депутат. — К сожалению, в их отношении принцип неотвратимости наказания сегодня буксует. Счет людей, за которыми числятся сотни неоплаченных штрафов, идет на тысячи. Федеральная служба судебных приставов завалена работой: 10–15 млн штрафов в год, взыскать все чрезвычайно сложно».

Но даже если бы все штрафы взымались вовремя, этого было бы недостаточно, чтобы покончить с уличными «гонщиками», убежден представитель Госдумы. «Мы знаем, что есть на дорогах водители, представляющие опасность. А как нам их убрать? — задается вопросом Лысаков. — Предлагаются различные ужесточающие законопроекты, но работать они будут только в том случае, если протокол вручную составит инспектор. Автоматическая камера штрафует собственника транспортного средства, а не конкретного виновника, и потолок — 5000 рублей».

Инспекторы ГИБДД вправе применять к нарушителям более жесткие меры: административный арест и лишение прав. Но сотрудников автоинспекции становится все меньше — их заменяют камеры, а полномочия по администрированию штрафов передаются департаменту транспорта. «Только сотрудники ГИБДД имеют право останавливать автомобили, проводить досмотры, выявлять пьяных водителей. Получается какая-то коммерциализация сферы безопасности: штрафов в бюджет идет все больше, а то, что под камерами могу кататься совершенные отморозки — без прав, с поддельными документами, непонятно в каком состоянии, — как-то упускается из виду. То есть одной рукой мы ужесточаем ответственность для водителей, а другой — ослабляем ГИБДД, которая одна вправе реализовывать чувствительные санкции на практике», — заключил Лысаков.

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться