Время поумнеть. Какими будут российские города будущего
Warner Bros. Pictures

Время поумнеть. Какими будут российские города будущего

Forbes
Наталья Трунова Forbes Contributor, Елена Рожкова Forbes Contributor
Warner Bros. Pictures
Технология «умного города» поможет российским мегаполисам сэкономить в 1,5–2 раза больше ресурсов и увеличить свою инвестиционную привлекательность. Но где найти деньги на реализацию этой идеи?

Тема развития российских городов довольно плотно вошла в политическую повестку страны. Чего стоит только нашумевшая публичная дискуссия главы ЦСР и ныне председателя Счетной палаты Алексея Кудрина и мэра Москвы Сергея Собянина прошлой осенью. Тогда они оба говорили о важной роли, которую крупные города и агломерации должны играть в экономике.

Однако все чаще города и, главное, их жители сталкиваются с вызовами, которые препятствуют эффективному во всех смыслах росту. Даже если попытаться обозначить их коротко, получится внушительный список — здесь нужно говорить и о высоком уровне износа городских инфраструктур, и о дефиците бюджетных ресурсов, и о росте экологического давления, и об изменении требований к городской среде со стороны граждан и бизнеса.

Заставить города поумнеть

На самом деле большая часть этих проблем может быть решена за счет реализации в России концепции Smart City, или «умного города». Само понятие «умный город» трактуется широко и по-разному, но ключевая роль во всех подходах отводится информационным технологиям.

Во-первых, они обеспечивают текущие процессы городской жизни благодаря простому взаимодействию горожан, бизнеса и местной власти. Во-вторых, в современных условиях управление в городе должно и может осуществляется на основе данных (data-driven city), которые выступают ключевым элементом городской экосистемы.

Эта концепция работает и на повышение эффективности в отдельных отраслях, и на развитие города как пространства взаимодействия разных игроков в целом. В частности, внедрение BIM-технологий (Building Information Modeling) в строительстве приводит к снижению финансовых затрат на 15-20% за счет оптимизации процессов и точности расчетов, связанных с поставками материалов.

Экономить воду и электроэнергию позволят интеллектуальные системы в ЖКХ. Использование таких систем в сфере общественного транспорта приведет к прозрачности финансовых операций по оплате и, конечно, сделает передвижение по городу комфортнее. Цифровизация управления (включая стратегическое и территориальное планирование, программирование и бюджетирование) сделает эффективным использование ресурсов, а также позволит воплощать в жизнь инвестиционные проекты в 10 раз быстрее.

Если провести внедрение технологий по обозначенным четырем направлениям в российском миллионнике, то город сможет сэкономить, по приблизительным оценкам, в 1,5-2 раза больше от текущего состояния. Разумеется, в городах с меньшим населением в силу ограниченности рынка эффекты будут меньше в абсолютных числах, но от этого не менее заметны для жителей.

Кто оплатит цифровизацию

К сожалению, стоит признать, что Россия в части развития «умных городов» значительно уступает ведущим мировым экономикам. Существующие в стране проекты преимущественно связаны с точечной цифровизацией и интеллектуализацией отдельных городских сервисов и инфраструктур. Возможно, поэтому в рейтинге Smart Cities Index от EasyPark за прошлый год фигурируют только Москва и Санкт-Петербург, которые занимают 77-е и 88-е места соответственно.

Тем не менее запрос на комплексные интеллектуальные решения формируется в разных частях страны, а сама реализация концепции «умного города» начинает восприниматься как элемент более масштабной инициативы по формированию в России цифрового общества и экономики.

Выбор оптимального сценария цифровой трансформации во многом зависит от целей, которые перед собой ставит город, а также от стартового уровня технологического развития и цифровизации городского хозяйства. Сейчас мы видим три возможных сценария в отношении разного типа городов. Они различаются в зависимости от того, кто является основным интересантом, субъектом и «инвестором» процессов интеллектуализации и цифровизации.

Такими игроками могут быть бизнес, органы местного самоуправления, объединения различных стейкхолдеров (консорциумы, граждане и их объединения и т.п.). В зависимости от основного субъекта будет меняться и базовый мотив для реализации концепции «умного города» и внедрения технологий. Это может быть установка на снижение издержек и экономию (в случае если основной субъект — городская администрация), либо на получение прибыли и расширение рынков сбыта (в случае если основной субъект — бизнес).

Так, для двух столиц и других городов-миллионников можно предложить децентрализованную модель «умного города». Здесь интересантов будет много, при этом каждый из них готов вносить свой вклад в цифровизацию и координировать их будут органы местного самоуправления. Сам процесс будет проходить сразу в нескольких сегментах и в конечном счете позволит заметно повысить инвестиционную привлекательного города.

В крупных и средних городах разумно применять централизованную модель перехода к концепции «умного города». Здесь, как следует из названия, инициатива по цифровизации исходит от местной или региональной власти, которая сосредотачивает ресурсы и грамотно их перераспределяет. Она же остается и главным «держателем» платформ, открывая при этом для других акторов (бизнеса и горожан) возможность пользоваться экосистемой и получать от нее максимальную выгоду.

Средние и малые города, в которых ресурсов для быстрой и эффективной трансформации недостаточно, могут опираться на модель локальных действий, когда цифровому переходу подвергаются отдельные, наиболее проблемные инфраструктурные сектора или сферы городской экономики.

Внедрение технологий «умного города» невозможно без институциональных преобразований. В первую очередь, конечно, они должны быть связаны с совершенство­ванием нормативно-правовой базы. Так, ряд технических норм и стандартов до сих пор прямо ограничивают применение передовых технологий в сфере градостроительства и ЖКХ, устаревшие СНиПы, например о строительстве объектов социальной инфраструктуры, фактически консервируют технические решения предыдущих поколений.

Чтобы сделать сложные и качественные технологические решения более популярными, должны быть созданы специальные финансовые инструменты, которые можно было бы применять в государственно-частном партнерстве. Это могут быть более длинные кредитные финансовые ресурсы, более четкие гарантии со стороны региональных и муниципальных органов власти, существенные налоговые преференции и так далее.

Ну и, безусловно, говорить об «умных городах» бессмысленно, пока не «поумнеет» госуправление — необходимо стимулировать муниципальные и региональные органы власти для реализации цифрового перехода. Эти стимулы должны быть связаны, прежде всего, с тем, чтобы бюджетная эффективность, сформированная при реализации данных проектов, оставалась в городе/регионе и использовалась муниципалитетом для собственных нужд.

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться