Вокзал для всех. Как спорт создает новые центры городской жизни
Вид на стадион "Нижний Новгород" из Нижегородского Кремля / Фото Валерия Шарифулина / ТАСС

Вокзал для всех. Как спорт создает новые центры городской жизни

Лукаш Качмарчик Forbes Contributor
Вид на стадион "Нижний Новгород" из Нижегородского Кремля Фото Валерия Шарифулина / ТАСС
Спортивные праздники проходят, а обновленная инфраструктура остается и формирует облик города еще долгие годы

Крупные спортивные события, такие как чемпионаты по футболу или олимпиады, трансформируют архитектуру и функционал общественных зданий принимающих городов. Наряду со спортивной инфраструктурой заметно обновляется и транспортная — железнодорожные вокзалы и аэропорты. Если аэропорты, как правило, представляют собой современные транспортные хабы с утилитарной архитектурой, то здания железнодорожных вокзалов нередко являются памятниками наследия, исторически встроенными в городскую ткань центра города. Спортивные праздники проходят, а обновленная инфраструктура остается и формирует облик города еще долгие годы. Как реконцепция и реконструкция вокзалов влияет на их функции и какова роль архитектора в этом процессе?

Создавая историю

Первые вокзалы в Европе были очень простыми, но из-за расположения в центральных районах городов постепенно приобрели архитектурные формы, соотносившиеся с окружающей застройкой. Большинство вокзалов Европы в конце XIX — начале XX веков исполнялись в модных тогда стилях модерн и барокко, притом не без инноваций в конструкциях: например, сложную задачу представляло создание перекрытий над железнодорожными путями. Архитектура вокзалов выполняла не только эстетическую функцию: она показывала технические возможности и доступные на момент строительства инновации.

Уже в XX веке вокзалы получили функции транспортно-пересадочных узлов: потребовалось логичное соединение железных дорог с автобусными станциями, активно развивающимся метро, а в дальнейшем — с автомагистралями. В состав таких ТПУ стали входить гостиницы. С ростом стоимости земли и строительства в центрах мировых столиц вокзалы приобрели почти сакральный статус. Вокзал стал воротами города — местом, с которого путешественник начинает свое знакомство с городом или даже страной, и к транспортным и туристическим функциям добавился бизнес. Вокзалы усложнились и вышли за пределы путей и зданий на прилегающие площади, на которых теперь кипит жизнь.

Постоянная динамика жизни вокзалов логично приводит к необходимости изменения не только функционала, но и архитектуры зданий. Ярче всего реконцепция и реконструкция вокзалов проявляются при подготовке городов к спортивным мероприятиям, таким как чемпионаты мира и Европы по футболу, а также Олимпиады.

В создание комфортной логистики страны, принимающие крупные спортивные события, вкладывают серьезные инвестиции. Модернизация городских хабов и транспортных магистралей дает позитивный экономический эффект и после завершения спортивного праздника. Согласно информации ОАО «РЖД», в реконструкцию 31 вокзала в городах проведения ЧМ-2018 вложено более 8 млрд рублей. Провели значительные работы, обновили инженерию объектов, доработали навигацию. Самому масштабному преобразованию подверглись вокзалы в Нижнем Новгороде и Волгограде. Нижегородский вокзал изменился до неузнаваемости, приобрел антресоль с торговыми зонами. При этом в ходе реконструкции сохранили уникальные мозаичные панно.

Российские затраты на обновление транспортной инфраструктуры и общественных функций вокзалов сопоставимы с зарубежными: к примеру, в Германии к Чемпионату мира — 2006 более 70% инвестиций в проведение чемпионата (порядка $7,7 млрд) потратили на модернизацию Центрального вокзала и строительство автомобильных тоннелей.

Новые функции

К реконцепции и реконструкции вокзалов необходим комплексный подход. Это значит, что архитекторы и градостроители должны еще на стадии проекта объединять усилия и формировать стратегию объекта с глобальной точки зрения, встраивая ее в развитие всего центра города, ориентируясь в том числе на прилегающую территорию. Реконструировать одно здание вокзала или только транспортную инфраструктуру значит создать в будущем функциональный, но «отрезанный» от окружения проект.

В ходе реконструкции перед проектной командой стоит задача не только улучшения проектов и возврата утраченных элементов архитектуры. Нередко архитекторам необходимо восстановить или создать с нуля связи объекта с окружением. В 60-х годах прошлого века вокзалы начали приобретать репутацию неблагополучных мест с высокой угрозой криминала. Вернуть вокзалам хорошую репутацию и сделать территорию привлекательной для бизнеса — одна из ключевых целей реконцепции.

Какие функции вокзалов, кроме транспортной, востребованы сегодня? Работая над проектом реконструкции Киевского вокзала, мы провели исследование, которое показало, что все больше востребованы у горожан дополнительные функции вокзалов. Почти 10% посетителей приходят сюда не для того, чтобы куда-то поехать или кого-то встретить, а чтобы совершить покупки, зайти в кафе, в банк или на почту. Вокзалы превращаются в многофункциональные комплексы, и такая концепция уже принята Европой.

К примеру, Центральный вокзал Вены, реконструкция которого стартовала в 2008 году, после завершения работ получил в своем составе трехэтажный торговый центр площадью 17 000 кв. м и современный бизнес-центр площадью 13 000 кв. м. Бизнес и торговые функции дополняет здание отеля Motel One: концепция позволяет интегрировать «городские ворота» в активную деловую жизнь города.

Оживленная территория и здание вокзала, работающее круглосуточно, способны привлекать новых пользователей многообразием представленных функций. Продуманные реконцепция и реконструкция позволяют сделать вокзалы инфраструктурными центрами, вокруг которых постепенно может сформироваться и востребованный жилой кластер.

Не только транспорт

Одна из сложностей реконструкции вокзалов и их адаптации под современные нужды — работа с историческими зданиями. Для архитектора здесь главное — принцип уважения к истории в сочетании с пониманием динамики развития транспортных объектов. Необходимо находить баланс между ценностью истории для поколений и изменениями в общественной жизни, чтобы сделать здание актуальным.

Как правило, при реконструкции основной упор делается на повышение комфорта пользователей вокзала: старинные здания дополняются эскалаторами и лифтами. А вот исторические фасады или интерьеры с большим количеством воздуха и крупными запоминающимися декоративными элементами и сегодня могут выглядеть презентабельно и должны впечатлять путешественника.

За время существования и развития железнодорожного транспорта изменился характер путешествий: сегодня мы пользуемся высокоскоростными поездами, приобретаем билет в мобильном приложении, прямо из офиса после работы спешим на вокзал и переносимся в другой город. Функции вокзала как места ожидания поезда и длительного времяпрепровождения уходят в прошлое: их вытесняют сервисы (от банков до многофункциональных центров услуг), шопинг (товары в дорогу и сувениры) и даже работа (зоны с бесплатным wi-fi и зарядкой устройств). Все это требует повышения уровня развития вокзалов и, конечно, увеличения комфорта пребывания пассажиров.

Двигатель прогресса

Яркий пример того, как современная реконструкция меняет концепции вокзалов — модернизация хаба «Нью-стрит» в Бирмингеме, завершившаяся в 2014 году. Вокзал, построенный в 1960-х годах, перестал справляться с растущим пассажиропотоком, став самым загруженной в Великобритании. И главной целью реконструкции стало создание комфортных условий для пассажиров. Согласно проекту, площадь здания была увеличена в три раза, к зданию был пристроен универмаг, а масштабный атриум обеспечил естественное освещение.

Подвергся реконструкция и лондонский вокзал «Кингс-Кросс» в преддверии Олимпийских игр в 2012 году. Одной из задач стало восстановление элементов викторианской архитектуры и сооружение высокотехнологичной кровли здания. При этом за пять лет реконструкции удалось расширить и площадь объекта: создали дополнительные входные группы, провели полную реконструкцию вокзальной площади с внедрением сервисов и парковочных зон. Но главное, реконструкция позволила связать вокзал с новым строящимся районом города на севере и другими транспортными хабами — с южной стороны, включив его в транспортную систему города.

В Польше к проведению Евро-2012 реконструировали вокзал Вроцлава. Историческое здание было построено в 1920-х годах, и над проектом реконструкции, оцененным в $113 млн, работало несколько фирм с международным и локальным опытом. Реконструкция включала в себя обновление перекрытий платформ, воссоздание утраченных деталей, но также модернизацию потолочных пространств и инженерии. В здании были установлены новые подъемники для маломобильных групп граждан, появились лифты и эскалаторы. Проект дополнили рестораны с террасами в зонах ожидания, а на последнем этаже появилась смотровая площадка с музеем фотографии. Для формирования связей с окружением в проект реновации включили вокзальную площадь, на которой сделали велопарковки, построили подземный паркинг.

Реконструкция вокзалов требует серьезных вложений и не балует инвесторов быстрым возвратом средств: как правило, срок окупаемости проектов реконструкции составляет не менее 10-15 лет. Но грамотная реконцепция, добавленные функции и адаптация исторического здания к современным стандартам позволяют создать новые центры притяжения на картах городов и иначе взглянуть на традиционное назначение транспортных хабов, которые сегодня становятся еще и торговыми центрами, объектами для бизнеса и развлечений.

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться