Прерванный полет. Зачем Минобороны рассказало о сбитом Boeing
На брифинге Министерства обороны РФ по вновь открывшимся обстоятельствам крушения "Боинга-777" "Малайзийских авиалиний" (рейс МН17). / Фото Антона Новодережкина / ТАСС

Прерванный полет. Зачем Минобороны рассказало о сбитом Boeing

Иван Ерофеев Forbes Contributor
На брифинге Министерства обороны РФ по вновь открывшимся обстоятельствам крушения "Боинга-777" "Малайзийских авиалиний" (рейс МН17). Фото Антона Новодережкина / ТАСС
Представители Минобороны России 17 сентября 2018 года на брифинге для журналистов опровергли причастность Вооруженных сил России к уничтожению самолета Boeing-777 рейса МН-17 в 2014 году. К каким последствиям приведет опубликованная информация?

Руководитель департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков и начальник Главного ракетно-артиллерийского управления генерал-лейтенант Николай Паршин на брифинге для журналистов ответили на главные обвинения в адрес России, тиражируемые в СМИ на протяжении нескольких лет. Справедливости ради стоит сказать, что грамотный технический анализ всех материалов, опубликованных в интернете по теме катастрофы рейса MH-17, до момента публичного разбора представителями Минобороны России, почти никто не проводил. Международная следственная группа на протяжении всего срока работы старательно избегала версии о причастности к катастрофе украинских ракетчиков, сосредоточившись главным образом на поиске доказательств причастности к катастрофе российских военных.

Публикация секретных документов, особенно касающихся учета средств поражения, их движения и режима производства, — сенсация сама по себе. Минобороны крайне редко и неохотно публикует документы такого рода, да и любое другое военное ведомство в любой другой стране мира старательно будет избегать разглашения подобной информации. Но архивные документы, которые создавались и создаются на каждом этапе изготовления военной техники, в этот раз из совершенно секретных сведений превратились в доказательства.

Формуляры, найденные экспертами в архивах на Долгопрудненском научно-производственном предприятии (разработчик зенитных ракетных комплексов семейства «Бук»), позволили установить не только заводские номера всех отгруженных средств поражения, но и установить конкретных получателей ракеты, серийный номер которой был обнародован международной следственной группой. Исходя из опубликованных Минобороны России данных следует, что ракета №8868847379 была отгружена 29 декабря 1986 года и в составе комплекса «Бук» железнодорожным составом доставлена в войсковую часть №20152, на территории которой размещалась 223-я зенитно-ракетная бригада.

До распада СССР эта ракетная часть входила в состав войск противовоздушной обороны Прикарпатского военного округа — одного из трех военных округов на территории Украинской СССР. Позднее часть была переименована и сменила место пребывания — до настоящего времени формирование ВСУ обозначается в документах как 223-й зенитно-ракетный полк, расположенный в городе Стрый Львовской области.

Главный козырь

Представители Минобороны России углубились и в детали. Едва ли не впервые в мировой практике были опубликованы серийные номера составных частей ракеты, а также маршрут движения железнодорожного состава от производителя к получателю вооружения.

«Таким образом достоверно установлено, что двигатель ракеты 9М38 с номером 8869032 и сопловой блок к нему с номером 830113, продемонстрированные совместной следственной группой, являлись составными частями ракеты 9М38 с номером 8868847379, поставленной в 223 зенитно-ракетную бригаду в декабре 1986 года. Ракета комплекса на территорию России не возвращалась», — отметили представители Минобороны.

Подробного разбора удостоились и многочисленные ролики, на которых, согласно заявлениям независимых следователей, были зафиксированы перемещения самоходной огневой установки «Бук», якобы принадлежащей российской 53-й зенитно-ракетной бригаде Российской армии. На эти видеозаписи, в частности, опирались и специалисты независимой группы Billingcat. Генерал-майор Конашенков в ходе выступления заметил, что для их правильной оценки были привлечены специалисты с высокой квалификацией. Представители Минобороны отметили, что сами ролики содержат ряд технических ошибок, нестыковок и неточностей, которых при реальном перемещении военной техники быть не может.

Если шевеление растительности, правильность освещения в качестве доказательств еще могут быть поставлены под сомнение, то неоспоримым фактом остается способ передвижения самоходной огневой установки ­— на всех видеозаписях самоходная установка «Бук» движется задним ходом. С чем связана такая неточность — с незнанием специфики военной техники или с обычной невнимательностью авторов подделки, пока неясно.

Самораскрываемость

После опубликованных данных представителями Минобороны России поставлена под сомнение украинская версия событий, согласно которой ЗРК «Бук» был то ли захвачен у одного из подразделений ВСУ, то ли передан донецким ополченцам неизвестными представителями Российской армии. В доказательство причастности украинских военных к уничтожению MH-17 генерал-майор Конашенков продемонстрировал запись телефонного разговора, на котором отчетливо слышен голос командира 164-й радиотехнической бригады ПВО ВСУ, полковника Руслана Гринчака.

В ходе телефонного разговора Гринчак объясняет подчиненным, что при подготовке учений всех несогласных с действиями начальства и сослуживцев можно запугивать «еще одним малайзийским боингом». Отдельно Конашенков отметил, что подразделения 164-й бригады осуществляли контроль значительной части воздушного пространства Украины, в том числе и на участке поражения Boeing-777 рейса MH-17.

Согласно принципам международного права и особенностям расследования авиационных катастроф, особенно если речь идет об уничтожении гражданского борта над зоной боевых действий, украинские военные еще на начальном этапе следствия должны были предоставить международной следственной группе данные о размещении самоходных огневых установок «Бук». Однако ни в начале следствия, ни после детального анализа представители ВСУ такой информации не предоставили.

Любопытно, что информацией со спутников видовой и радиотехнической разведки, а также снимками с беспилотников с представителями международной следственной группы не делятся и американцы. И это несмотря на то, что над Украиной после начала активной фазы боевых действий находится с десяток космических аппаратов — как военных, так и гражданских.

Реакция потерпевших

Глава СНБО Украины Александр Турчинов назвал расследование Минобороны России «неудачным фейком» Кремля, предназначенным для того, чтобы скрыть «уже доказанное» преступление. Если с позицией украинских военных, на счету которых, к слову, уже есть сбитый ракетой гражданский борт (рейс SBI1812), все понятно, то теперь в неудобном положении оказываются представители Нидерландов, для которых сам факт нахождения зенитно-ракетного комплекса производства СССР на территории Украины долгое время был одним из доказательств вины России и донецких ополченцев. Какие заявления после опубликованных документов будут делать голландские следователи — покажет время.

Наиболее интересной в этом отношении станет реакция официального Куала-Лумпура, с самого начала занимавшего нейтральную и неангажированную позицию по этому вопросу. Отказ от сотрудничества со следствием для украинских военных будет сродни признанию вины — позиция «ничего не делали, ничего не знаем» больше не работает. В случае официального запрета на изучение внутренних документов ВСУ может быть запущена процедура принудительного привлечения Украины к ответственности, что вполне может закончиться международным судом и громкими арестами.

Новости партнеров